Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по изобразительному искусству: Гжельская роспись

Занятие по изобразительному искусству «Секреты гжельской росписи»
Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДОД "Радуга" город Пермь

Цель: знакомство с гжельской росписью.
Задачи:
•Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
•Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, учить применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок)
•Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ, умение находить общий язык при работе в группе
Материалы и оборудование:
Доска, ноутбук, наглядные пособия.
Иллюстративный ряд:
1.Наглядное пособие «Приемы кистевой росписи».
2.Выставка изделий из Гжели.
3.Оформление в виде города, расписанного гжельской росписью.
4.Нарисованный самовар, расписанный гжельской росписью.
5.Сказочные ворота, расписанные гжельской росписью.
Для обучающихся:
1.Трафареты чайной посуды
2.Гуашь синего цвета
3.Палитра
4.Круглая беличья кисть №3,№1
5.Плоская колонковая кисть №10
6.Подставка для кисти
7.Тряпочка
8.Баночка с водой
Прогнозируемый результат: данная тема «Гжельская роспись» научить детей разбираться в гжельской росписи; позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись».
Ход урока
I.Организационный этап
Приветствие. Подготовка готовности к уроку.
Целеполагание
- Сегодня у каждого на парте лежит лист, синяя гуашь, кисти. Ребята, как вы думаете, что мы будем рисовать на занятии?
Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с художественным промыслом - Гжель, узнаем секреты гжельской росписи и выполните коллективную работу “Гжельский сервиз”, используя традиционную форму росписи.
II. Мотивационно – проблематизирующий этап
- Вам интересно познакомиться с гжельской росписью? Актуально заниматься гжельской росписью на сегодняшний день?
(Это культура, народное искусство русского народа, которое передаётся из поколения в поколение.)
Изучение нового материала.
Испокон веков славится Россия своими народными промыслами, мастерами. Вот и до наших дней дошло искусство гжельских мастеров. И чтобы узнать о гжельской росписи, мы с вами отравимся в село, которое расположено недалеко от Москве и состоит из трёх десятков деревень и сёл, каждое из которых имеет своё название, но в народе это место называют одним словом простым – Гжель. И живут в этом селе народные мастера, которые изготавливают гжельскую посуду. Но прежде, чем попасть в гости к мастерам мы с вами узнает об истоках возникновения промысла. С чего же всё зарождалось?
(Иллюстрационное оформление на доске в виде города, выполненного гжельской росписью. За каждым домиком спрятаны этапы изготовления гжельской посуды. Домики открываются по ходу урока.)

История гжели началась с того, что в этих местах были найдены большие залежи белой глины. Глина была чисто белого цвета.
В XVII веке при царе Алексее Михайловиче по его приказу белую глину привозили в Москву и делали из неё аптекарские сосуды.
В XVIII веке на заводах делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
Гжельский промысел переживал разные времена. Было времена, когда промысел полностью исчез, а потом его снова возродили после войны.
На сегодняшний день этому промыслу исполнилось 670 лет. Сегодня искусство гжели продолжает развиваться, и даже более того, получило мощный толчок в развитии благодаря новым современным технологиям. Так, гжельские заводы стали производить термостойкие фарфоровые изделия с гжельской росписью, которую можно использовать в микроволновых печах, всех видах кухонных плит.
Технология изготовления гжельской посуды.
Давайте познакомимся с технологией изготовления изделий гжели. А для этого мы будем заглядывать в гости к мастерам и смотреть, что же они там делают. (Последовательно снимаются картинки с доски в виде домиков, за которыми изображены этапы изготовления гжели)
1.Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок).
Потом он украшал изделия лепниной (небольшими отдельно слепленными изделиями). Украшал мастер крышку у чайника или сахарницы в виде головы птицы(Открывается первый домик)

2.Потом изделие сутки сушили.
3.Потом изделие обжигали в муфельной печи для того, чтобы оно стало прочным (Открывается второй домик)

Слово гжель произошло от глагола – жечь, обжигать.
4.После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи (Открывается третий домик)

5.Дальше расписанное изделие погружаю в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов. Температура в печи достигает 1250°-1350°.Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. После печи узор приобретает множество синих оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.
(Показ готового изделия)
Художники гжели насчитывают до 20 оттенков синего цвета.
На современном производстве по изготовлению гжельской посуды применяется другая технология и изготавливают гжель из белой глины перемешивают с добавками (кварцевым песком, шпата, каолита) в больших мельницах в течение 28 часов и получают жидкий шликер белого цвета, который называется фарфор. Фарфоровую смесь наливают в гипсовые заготовки и сушат. Через сутки гипсовую форму снимают и ставят в печь. После обжига изделие расписывается кобальтом, покрывается глазурью и снова ставится в печь.
Но в чем, же второй секрет гжельской росписи? Как создаются удивительно красивые гжельские узоры? Эта тайна скрыта за сказочными дверями, которые открываются только для настоящих ценителей искусства гжели,которые хорошо разбираются в народных промыслах. Для того, чтобы открыть ворота вам нужно выполнить задание «Выбери гжельские изделия».
(Иллюстрационное оформление на доске в виде ворот)

Задание «Выбери гжельские изделия» ( На доске развешаны картинки с изделиями разных народных промыслов. Надо выбрать изделия только гжельского промысла и оставить их на доске, а изделия других промыслов убрать.Убирая ненужную картинку, необходимо назвать промысел)

- С задание вы справились отлично, и волшебные ворота откроют нам все секреты гжельской росписи.
Открываются сказочные двери.
Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «мазок с тенью». Одним движение кисти художник рисует мазок, который с одной стороны тёмно синий с другой нежно - голубой.
“Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.




“Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.
III. Практическая работа
- Сейчас у нас очень важный этап работы: вы будете расписывать свои трафареты гжельской росписью. На трафаретах в виде чашек мы будем рисовать гжельскую розу. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи и являетесь мастерами росписи.
Разминка для рук.
Но сначала давайте разогреем ваши ручки и сделаем гимнастику для рук. ( Между ладошками раскатываем карандаш).
Начнём работы с эскиза розы карандашом. После будем работать кистью,
только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
1.Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
2.Не оставляй кисточку в баночке с водой.
3.Не забывай прополоскать кисточку.
Обучающиеся расписывают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами, используя технологическую карту.
Объем творческой работы определяется в соответствии со способностями ребенка.
VI. Рефлексивный этап
Ребята, вы славно потрудились. Давайте посмотрим результаты работы. Каждый подходит к доске, располагает свою расписанную чашку вокруг самовара, подводит самоанализ. У нас получилась коллективная работа «Гжельский чайный сервиз».

Давайте подведём итог:
1.В стиле, какого промысла выполнена роспись данных сервизов?
2.Из какого материала мастера делали свои изделия?
3.Какой цвет использовали для росписи изделий?
4.Какие декорирующие элементы росписи применяли?
5.Какие секреты вы узнали о гжельской росписи?
6.Что новое вы узнали на уроке?
7.Что понравилось на уроке?
8.Что было легко и трудно делать на занятии?
Спасибо всем ребятам за работу! Мне хочется, чтобы вы всегда бережно и уважительно относились к творчеству русского народа.
Ученики читают стихотворения:
Вот они! Удивительно бледны!
Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Литература
Ю.А. Межуева «Сказочная гжель»Москва Изд. «Мозаика –Синтез 1999г

Рекомендуем посмотреть:

Роспись деревянной матрёшки самостоятельно Роспись подноса жостовским узором. Мастер – класс с пошаговым фото Роспись освежителя для воздуха Сова своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Роспись кухонной мебели своими руками. Пошаговая инструкция с фото

Похожие статьи:

Роспись тарелок Гжель. Мастер-класс

Участник №106 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Как нарисовать Петуха пастелью поэтапно с фото для начинающих
Опубликовано: 82 дня назад (13 сентября 2016)
Просмотров: 1141
+3
Голосов: 3
Ольга Васильевна Кузьминова # 13 сентября 2016 в 19:27 +1
Добрый вечер!
Елена Александровна, ознакомилась с вашей публикацией, плучилось интересное занятие.Все поставленые задачи выполнены,задумка интересная.Мне понравился результат работы «Гжельский чайный сервиз», видно как детки сами расписывали чашки.Спасибо, можно воспользоваться вашим материалом .
Примите голос!
Елена Александровна Дранкова # 13 сентября 2016 в 19:30 0
Спасибо!
Елена Юрьевна Деришева # 14 сентября 2016 в 07:21 0
Интересное, увлекательное занятие. Голос.
Елена Александровна Дранкова # 14 сентября 2016 в 18:36 0
Спасибо!