Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие ко Дню защиты животных с презентацией для 4-6 класса

Методическая разработка мероприятия «Золотые правила юного дрессировщика»
Автор: Фоминская Елена Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МБУ ДО «Станция юных натуралистов», город Новокузнецк


Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей объединений юных собаководов, а также может использоваться педагогами для проведения мероприятий с детьми различного возраста. Мероприятие можно приурочить ко Дню защиты животных.

Цель: знакомство обучающихся с основами выработки навыков у собак.
Задачи:
1. Познакомить с основами дрессировки собак.
2. Способствовать развитию логического мышления.
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к собакам.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы: ролевая игра (заседание клуба любителей собак), решение логических заданий, работа в группах, беседа.
Оборудование:
- Мультимедийное оборудование;
- Карточки с логическими картинками;
- Карточки с письмами-вопросами для закрепления.
- Презентация «Золотые правила юного дрессировщика».

На занятии должна присутствовать 1 собака, знающая некоторые команды.

Ход занятия
I. Организационный момент
- Приветствие обучающихся
- Проверка готовности к занятию
1. Вводная беседа
Педагог:
- Одна из проблем, связанных с проживанием собак в городе – все люди делятся на тех, кто любит собак и тех, кто не любит. Каждый из них имеет право на свою точку зрения. В густонаселенном городе этим людям приходится жить рядом.
Вопросы обучающимся:
• Как вы думаете, обязаны ли соседи любить вашу собаку?
• Чем они могут быть недовольны?
• Если владелец не хочет, чтобы его питомец бегал за автомобилями, лазал по помойкам, пугал детей и велосипедистов, что ему нужно делать?
Педагог:
- В городских условиях каждая выходящая на улицу собака должна быть обучена выполнению необходимых команд.

II. Изучение нового материала
1. Объявление темы.

2. Создание проблемной ситуации:

Педагог:
- Сегодня вы узнаете, какие правила нужно соблюдать при дрессировке собак. Мы попытаемся научить нашего питомца (кличка присутствующей собаки) новой команде.
- Команды бывают разные: от простой «Дай лапу» до навыков специальных служб.
Чтение отрывка из рассказа «Еран, нюхай» Марова В.Ф.
- Автору позвонил владелец мотоклуба и сообщил, то в его клубе кто-то во время занятий проник в кабинет и украл большую сумму денег. Но при этом вор обронил перчатку. Из клуба еще никто не выходил. Зная, что у Марова есть обученная собака, его пригласили помочь обнаружить вора. Построили всех, кто находился в клубе.
Вот как он описывает работу собаки: «Подхожу с Ераном к строю, сажаю его, подношу к его носу перчатку, подаю команду «нюхай» и направляю собаку вдоль строя. Еран медленно обходит строй так, как его учили. Обнюхал первого, второго, третьего. И останавливается, мелено принюхивается. Подошел к нему вплотную, снова нюхает, нюхает. Неужели Еран взял знакомый запах? У меня радостно забилось сердце. «Ну, Ерашка, давай же, бери», - мысленно молю я. Еран цепляется зубами в полу пальто молодого человека и вытягивает его из строя. «Еран! Ко мне!», - командую я».
История закончилась тем, что у выбранного собакой человека обнаружили пропавшие деньги.

3. Ролевая игра:
Педагог:
- Давайте представим, что нам поступил заказ снять фильм по этому сценарию. Вы – актеры, прошедшие кастинг. Сейчас проверим, способна ли к дрессировке наша собака.
Выступление с собакой: собака выполняет несколько команд.
Итак, (кличка собаки) способна к дрессировке? Приступаем к репетиции. Сценарий вы видите на слайде
(СЛАЙД)

Дети становятся в ряд, определяется «преступник». Собаке дается понюхать перчатка, затем она проводится вдоль строя и хозяин пытается сделать так, чтобы собака выбрала из строя «преступника». Результат отсутствует, т.к. за 1 минуту научить собаку команде невозможно.
Педагог:
- Несмотря на то, что (кличка собаки), как мы убедились, – умная собака, нам не удалось научить ее команде. Как вы считаете, почему?
Ответы детей
- Видимо, мы нарушили какие-то правила, которые необходимо соблюдать при дрессировке.
(СЛАЙД)

4.Выполнение индивидуальных заданий
Педагог:
- Сейчас каждый из вас получит логическую картинку, разгадав смысл которой, вы узнаете одно из основных правил дрессировки
Каждому ребенку раздается картинка, разгадав смысл которой, он сам сформулирует правило дрессировки. На индивидуальную работу дается 3 минуты, затем дети по очереди озвучивают результаты размышлений.
1)(СЛАЙД)

После выслушивания предположений детей, на следующем слайде демонстрируется правильный ответ:
(СЛАЙД)

Правильный ответ: учитывать личность собаки. Каждый хозяин перед тем, как начать заниматься дрессировкой, должен охарактеризовать свою собаку и подобрать подходящие именно ей методы.

2). (СЛАЙД)

Правильный ответ: если вы будете заниматься дрессировкой только на площадке, по субботам и воскресеньям, то собака будет выполнять команды именно там и тогда.
(СЛАЙД)

3). (СЛАЙД)
Правильный ответ: сначала с собакой изучают простые элементы, не требуют четкого их выполнения. При последующем обучении добиваются большей чёткости выполнения, переходят к более сложным элементам.
(СЛАЙД)

4). (СЛАЙД)

Правильный ответ: на первоначальных этапах дрессировки поощрение дается за каждое выполнение команды, в большом объеме. Постепенно, по мере освоения команды, поощрение дается не каждый раз, можно «хвалить» словом, а не лакомством.
(СЛАЙД)

5). (СЛАЙД)

Правильный ответ: на начальных этапах выработки новой команды должно быть как можно меньше отвлекающих факторов.
(СЛАЙД)

6). (СЛАЙД)

Правильный ответ: при переутомлении собака «перестает обучаться», снижается или вообще теряется ее интерес к занятиям.
(СЛАЙД)

Педагог:
Итак, давайте перечислим все шесть правил дрессировки, которые вы сформулировали:
1. Учитывать личность собаки.
2. Дрессировкой нужно заниматься в разных местах и в разное время.
3. От простого – к сложному.
4. Изменение режима подкрепления.
5. Обеднение начальной обстановки.
6.Собаку лучше недогрузить, чем перегрузить.

(после перечисления детьми правил, педагог демонстрирует СЛАЙД с перечнем всех правил)

III. Закрепление
Педагог:
- Используя эти правила, можно научить (кличка собаки) нужным командам, снять фильм, и тогда к нам, как к известным дрессировщикам, начнут приходить письма зрителей. Среди них могут оказаться такие:

№1. «Уважаемые дрессировщики! Я занимаюсь со своей овчаркой Вестой на курсах дрессировки. Мы занимаемся 2 раза в неделю на дрессировочной площадке. Там она выполняет команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять, «Место». Но, почему-то, когда я вчера в нашем дворе захотела показать, как Веста выполняет команды, собака не стала меня слушаться. Почему так произошло?»
Даша, г.Салехард

№ 2. «Уважаемы дрессировщики! У меня живет спаниель по кличке Моррис. Я никак не могу научить его команде «Апорт». Я бросаю ему палочку, говорю «Апорт», а он или бегает с ней и играет, или совсем не обращает внимания. Посоветуйте мне, что нужно сделать».
Надя, Нижний Тагил

№3. «Уважаемые дрессировщики! У меня живет метис по кличке Джесси. Ему недавно исполнился год и я стал заниматься с ним по курсу общей дрессировки и защитно-караульной службы. Сейчас мы обучаемся командам: «Охраняй», «Фас», «Апорт», «Ползи» и «Ищи». Но во время занятий мой Джесси начинает зевать, чесаться, пытается поймать свой хвост, лает на помощника. Что мне делать?»
Миша, г. Новосибирск
Обучающиеся пишут ответы на «письма».
Работа в трех группах:
Ориентируясь на контингент детей, можно предложить им «клише» ответов на вопросы (см. приложение).
Представитель каждой группы зачитывает ответ на письмо.


Вывод:
Педагог:

- Судя по ответам на письма, вы достаточно хорошо усвоили правила дрессировки и осознали 3 главных принципа, лежащих в основе дрессировки. Их называют «Принцип трёх «П»:
1. Постоянство,
2. Постепенность
3. Последовательность
(СЛАЙД)


- Эти принципы – основа любого вида дрессировки. Но, дрессируя собаку, необходимо помнить, что она – не робот, поэтому отношение должно быть бережным, основанным на любви. Ни в коем случае нельзя бить собаку, т.к. она будет бояться. Потеряется самое главное – доверие.
Поэтому хочу пожелать тем, кто будет когда-нибудь дрессировать собаку, - терпения, а собакам – мудрых владельцев.

Приложение
Карточки с письмами-вопросами для закрепления

1). «Уважаемые дрессировщики!
Я занимаюсь со своей овчаркой Вестой на курсах дрессировки. Мы занимаемся 2 раза в неделю на дрессировочной площадке. Там она выполняет команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять, «Место». Но, почему-то, когда я вчера в нашем дворе захотела показать, как Веста выполняет команды, собака не стала меня слушаться. Почему так произошло?»
Даша, г.Салехард

ОТВЕТ:

Дорогая Даша!
Это произошло, потому что ты занималась дрессировкой только на ________________________________________________.
Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно__________
Уважаемые дрессировщики.

2). Уважаемы дрессировщики!
У меня живет спаниель по кличке Моррис. Я никак не могу научить его команде «Апорт». Я бросаю ему палочку, говорю «Апорт», а он или бегает с ней и играет, или совсем не обращает внимания. Посоветуйте мне, что нужно сделать.
Надя, Нижний Тагил
ОТВЕТ:

Дорогая Надя!
Команда эта очень сложная, поэтому нужно ее разделить на_____________________________________________________________________. Чтобы научить вашу собаку команде «Апорт», сначала нужно, чтобы она научилась_______________________________ _____________________________________________________________________. И только после того, как он усвоит составные части сложного навыка, вам удастся научить Морриса команде.
Уважаемые дрессировщики.

3). Уважаемые дрессировщики! У меня живет метис по кличке Джесси. Ему недавно исполнился год и я стал заниматься с ним по курсу общей дрессировки и защитно-караульной службы. Сейчас мы обучаемся командам: «Охраняй», «Фас», «Апорт», «Ползи» и «Ищи». Но во время занятий мой Джесси начинает зевать, чесаться, пытается поймать свой хвост, лает на помощника. Что мне делать?
Миша, г. Новосибирск
ОТВЕТ:

Дорогой Миша!
Во время занятий дрессировкой, когда разучиваются сразу несколько сложных команд, собака может испытывать _________________________. В таких случаях нужно срочно дать собаке _______________________ - переключить ее на другую деятельность, например _____________________________________ _________________________________________________________. Чтобы не перегружать собаку, нужно _____________________
Презентация на тему: Золотые правила юного дрессировщика

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс Внеклассное занятие для 4 класса на тему "Ежик Тёма" Библиотечный урок. Конспект для 3-4 класса Внеклассное мероприятие для 4-5 классов. Сценарий

Похожие статьи:

Литературный час в начальной школе. Конспект

Участник №37 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Опубликовано: 299 дней назад (15 февраля 2016)
Просмотров: 643
+2
Голосов: 2
Елена Сергеевна Куликова # 15 февраля 2016 в 13:32 +1
Очень интересная идея.Буду использовать в проведении мероприятий тематических недель.
Елена Александровна Фоминская # 18 февраля 2016 в 05:54 0
Спасибо. По опыту проведения - мероприятие проходит динамично и интересно)
Любовь Владимировна Лычангина # 20 февраля 2016 в 16:33 +1
Елена Александровна, здравствуйте! Очень объёмный и трудозатратный материал Вы предоставили! Много познавательной информации, грамотное оформление. Цель, задачи достигнуты. И презентация бесподобная. Вы молодец! Вам от меня - голос!
Елена Александровна Фоминская # 25 февраля 2016 в 07:16 0
Здравствуйте! Спасибо за оценку)
Анна Вячеславовна Жидкова # 20 февраля 2016 в 18:48 +1
Уважаемая Елена Александровна! Представленный Вами материал - настоящая находка для любителей собак! С помощью Вашего занятия практически любой ребенок может воспитать своего четвероногого друга не хуже, чем профессионал-дрессировщик! Очень интересное и полезное занятие в доступной игровой форме! Браво!
Елена Александровна Фоминская # 25 февраля 2016 в 07:20 0
Здравствуйте, Анна Вячеславовна! Для меня очень важно узнать Ваше мнение о моей работе.
Елена Игоревна Алексеевич # 8 мая 2016 в 19:30 0
Занятие замечательное, знания по дрессуре даны очень понятно, единственное, на что хочется обратить внимание - все-таки к животным понятие " личность" не применимо. Может, стоит заменить его на " индивидуальные особенности"?
Елена Александровна Фоминская # 11 мая 2016 в 07:51 0
Елена Игоревна, спасибо за Вашу оценку. Собаководы бы поспорили с мнением, что собака - не личность))). Но, строго подходя к определению, мне бы стоило взять слово в кавычки).