Конкурсы для педагогов и детей

Экологическая беседа в старшей группе

Статья из опыта работы, сценарий нравственной беседы для старших дошкольников
Назначение: данный материал может быть использован в работе воспитателей дошкольной организации и родителей детей дошкольного возраста в работе по развитию экологической культуры детей. Представлен опыт работы педагогов (сценарий игры-беседы) МДОУ ДС ОРВ №2 «Звёздочка» МО «Барышский район» Ульяновской области.
Купили ребёнку «Забавную зверюшку»
Жестокое обращение с животными есть только
первый шаг для такого же обращения с людьми
Бернарден

Приручить, по мысли А. де Сент-Экзюпери,- привязаться к другому существу, испытывать нежность, чувство ответственности за его судьбу. Более 70% семей воспитанников нашего детского сада не представляют своего дома без животных рядом. Очень часто, соглашаясь на уговоры ребёнка, родители преобретают ему «забавную зверюшку», забывая об ответственности за неё. Детское познавательное отношение к природе и любознательность в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них. Так дети таскают котят за шею, отрывают им усы, крутят хвосты и уши. Дети объясняют свои поступки тем, что им интересно узнать, как быстро растут усы у кошек, как устроено ухо собаки, как она выглядит без хвоста. Дошкольники обычно не понимают, что в живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может привести к болезни и гибели животного. Осознанно правильное отношение к природе вырабатывается только при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с животными имеющимися в помещении, на участке детского сада, в доме у ребёнка, под пристальным вниманием взрослого.
По словам детских психологов, детская жестокость бывает неосознанной и осознанной. Неосознанная жестокость может быть продиктована исследовательским интересом (сдавить в ладошке хомяка и посмотреть, что будет), а может быть подражательной. Так взрослые часто провоцируют детей на такие поступки: выбрасывают приблудного котёнка с крыльца, пнут щенка или курицу мешающихся на пути, все знают что это плохо. Очень часто мы учим детей одному, а поступаем по-другому. Жестокость ребёнка может также проявляться «за компанию», когда очень хочется быть похожим на других. Мучая зверюшку, или более слабого сверстника, ребёнок не испытывает удовольствия от своего поступка, для него в этой ситуации важно как он выглядит в глазах компании, которой хочет понравиться. Другое дело- жестокость осознанная, когда ребёнок целенаправленно причиняет вред другому (всегда более слабому), получая от этого удовольствие и не испытывая чувство вины.
Научить ребёнка любить природу- главная задача нашего детского сада, так как мы работаем по парциальной программе экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаевой. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, педагоги нашего детского сада ежегодно практикуют реализацию социальных природоохранных проектов и акций с активным привлечением родительской общественности. Практикой доказано, если в семье есть четвероногий любимец, дети с энтузиазмом рассказывают о нём в группе. Поводом для плановой беседы воспитателя с дошкольниками становятся значимые праздники: День Земли (30 апреля), Всемирный день животных (4 октября), Международный день домашних животных (30 ноября). Готовясь к этим дням, дети вместе с родителями готовят фотоальбомы о домашнем любимце семьи, рисуют его портреты, лепят скульптуру. В группе дошкольники рассказывают своим друзьям о том, как ухаживают за своим питомцем, как играют с ним, что знают о данной породе, повадках. В эти дни в группе воспитатель читает литературные произведения, где главным героем является, например, собака или кошка, стихи о животных. Часто в детский сад приглашаем работников ближайшей детской городской библиотеки, которые организуют выставку книг, журналов посвящённую конкретному животному. Наши воспитанники бывают частыми посетителями читального зала библиотеки, где для них школьники разыгрывают сцены их произведений о животных. Предлагаем вашему вниманию сценарий одной из таких встреч.
Воспитатель: Дети, сейчас вы прослушаете отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы
Избытком жизни упоен.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Дети: О природе.
Воспитатель: Правильно, о нашей природе. О ней мы с вами и поговорим. Скажите мне, какая бывает природа?
Дети: Природа бывает живая и неживая.
Воспитатель: Правильно. А сейчас Дима, Вика, Маша, Максим загадают нам загадки, а мы попробуем их отгадать.
Дима: В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.(вода)
Воспитатель: О чем эта загадка дети?
Дети: О воде.
Воспитатель: Правильно. А вода - какая природа?
Дети: Неживая.
Воспитатель: Правильно, слушаем следующую загадку.
Вика: В густом лесу под елками,
Обсыпанной листвой,
Лежит клубок с иголками
Колючий, но живой. (еж)
Воспитатель: О ком наша вторая загадка, ребята?
Дети: О еже.
Воспитатель: Еж – это какая природа?
Дети: Живая.
Воспитатель: Правильно. Слушаем следующую загадку.
Маша: Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут –
А я все терплю
И всем добром плачу. (земля, почва)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Земля.
Воспитатель: Правильно, это земля, почва. Это какая природа?
Дети: Неживая.
Максим: Много рук, нога одна. (дерево)
Воспитатель: А это что такое?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Дерево какая природа?
Дети: Живая.
Никита: Голубой платок, красный колобок
По платку катается
Людям улыбается. (небо и солнце)
Воспитатель: О чем эта загадка, дети?
Дети: О небе и солнце.
Воспитатель: Правильно. А небо и солнце какая природа?
Дети: Неживая.
Воспитатель: Итак, что же называется природой? Природа – это всё то, что нас окружает, что не создано руками человека. Собака, птицы, дерево, ёж – все они питаются, растут, дышат – и поэтому относятся к живой природе. А солнце, облака, камни, почва, вода – относятся к неживой природе, так как у них нет способности к росту и дыханию.
А сейчас вам будет такое задание. У вас на столе лежат карточки; рассмотрите их внимательно. Раскрасьте но не картинку, а только то, что я назову. Итак, те, у кого на столе стоит зеленый кубик, раскрашивают живую природу. У кого на столе красный кубик – неживую.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Скажите мне ребята, какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным?
Дети: Они выделяют кислород, служат для красоты.
Воспитатель: Растения – это зеленый наряд планеты, это легкие планеты, они выделяют кислород, без которого жизнь на земле была бы невозможна.
Лес, поле, луг – это всё наша родная страна. Давайте поиграем в игру «С какого дерева листочек»
Физкультминутка:
(По сигналу игроки одной команды должны собрать все кленовые листья, другие – все берёзовые)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно собрали свои листочки.
Воспитатель: Ребята, став друзьями природы, вы должны научиться правильно оказывать ей помощь, научиться жалеть всё живое в природе. Скажите мне, кто из вас уже помогал животным? Расскажите, как это было.
Дети рассказывают.
Воспитатель: Ребята, вот здесь на стенде у нас выставка ваших рисунков. Здесь изображены животные, с которыми вы дружите, любите их, о которых заботитесь: собаки, кошки, рыбки, черепаха, морская свинка. Все они доставляют вам не только немало забот, но и огромную радость. Кто же ухаживает за ними?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Оказывается, ребята, жалеть животных тоже надо учить. Вот послушайте, какие происшествия случились с мальчиком по прозвищу «Жалейкин»:
«Пришел Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит – стучит кто – то, как топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её из всех сил. Только щепки летят. Жалко ему стало берёзу.
- Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин, - носищем своим все березы попортишь. И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел – то сухую берёзу долбил. Очищал её от жуков, личинок и гусениц.
Расплодились жуки – короеды, древоточцы. Стали берёзы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин знай охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. До того доохранялся, что и охранять стало нечего. Была живая весёлая роща, а стал мёртвый сухостой да валежник.»
Воспитатель: Почему погибла роща?
Дети: Потому что исчезли птицы, развелось много насекомых.
Воспитатель: Чего не знал Жалейкин?
Дети: Что нельзя прогонять птиц.
Воспитатель: Какую пользу приносят дятел и другие птицы?
Дети: Защищают лес от вредителей.
Воспитатель: А Жалейкин этого не знал. Почему же мальчика звали Жалейкин? Он жалел всё живое в природе, но не знал главного правила: Чтобы помогать природе, нужно не только жалеть её, но и очень много знать о ней.
Вот сегодня на занятия к нам я пригласила из детской библиотеки Ирину Евгеньевну, чтобы она нам рассказала, как нужно ухаживать за хомяком.
Рассказ библиотекаря.
Воспитатель: Сегодня мы ещё раз с вами вспомнили и закрепили, что такое природа, живая и неживая природа, как нужно помогать природе и как нужно заботиться о животных, которые живут у вас дома.

Рекомендуем посмотреть:

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии
Реализация системы экологической работы в ДОО
Опубликовано: 316 дней назад (27 января 2016)
Просмотров: 818
0
Голосов: 0
Александр Семенович Жбанов # 28 января 2016 в 10:53 +2
Елена Александровна, здравствуйте! Вам необходимо внимательно прочитать правила оформления записей в блоге http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Методическая разработка должна содержать Цель и Задачи.