Конкурсы для педагогов и детей

Конспект. Фрагмент урока по творчеству Лермонтова

"Я, Матерь Божия, ныне с молитвою", Фрагмент урока по творчеству М. Ю. Лермонтова
Автор: учитель русского языка и литературы православной гимназии им. Александра Невского (Городецкая епархия) Малышева Елена Алексеевна

Цель: создание мотивации для изучения творчества М.Ю. Лермонтова
Задачи:
1. способствовать формированию выразительного чтения, актерского мастерства учащихся
2. продолжить работу развитию эстетического восприятия художественно произведения как элемента культуры народа
3.продолжить работу по формированию мировоззренческих идеалов учащихся

Материалы будут полезны учителям литературы. Отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова "Песнь про Купца Калашникова" в ученической постановке. Играют дети, изучившие произведение перед теми, кому предстоит изучать.



Полумрак, икона, свеча.
Звучит музыка. Входит поэт, замирает пред иконой (полубоком)


Поэт:
Матерь Божия, тебе одной душу свою открываю. Твоей помощи прошу, твоего предстательства.
Меня, наверно, назовут мятежником потомки: в стихах моих так много бури и борьбы… Но тогда, когда в этой борьбе могла погибнуть моя душа, я чувствовал, что есть кто-то рядом, кто не позволит…

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Перед Ним научи меня ходить, Матерь Божия, пусть народу послужу своим творчеством.

(Меняется музыка. Появляется идущая с одной стороны Алёна Дмитриевна. Напротив стоит Киребеевич, не двигаясь, но, любуясь, читает):

Киребеевич:
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.

(Пытается её обнять, достает из карманов или сумки драгоценности, предлагая их Алене Дмитриевне)


Киребеевич:
Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!

(Алена Дмитриевна отворачивается, убегает. С другой стороны сцены появляется купец Калашников, который встречает простоволосую жену)

Калашников:
Уж ты где, жена, жена шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрепаны твои волосы,
Что одежда твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынком все боярским!..
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися,
Золотыми кольцами менялися!..

Немая сцена.
Поэт:
Не должна умолчать о поругании верная жена и не потому, что на её честь дерзнул молодой опричник: он дерзнул на то, что на Руси всегда особо охраняется и бережется - таинство брака. Нет, не будет жизни у русского народа, если кто-то не постоит за честь женщины, за веру православную.
Сцена оживает:

Кирибеевич:
А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться.

Степан Парамонович:
А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
К тебе вышел я, басурманский сын, -
Вышел я на страшный бой, на последний бой!

Немая сцена.
Музыка та же, что и вначале.

Поэт: Меня, наверно, назовут мятежником потомки: в моей душе так много бури и борьбы… Но сегодня не прошу о себе: пусть землю Русскую во всякое время охраняют от поругания и бесчестия её защитники, подобные купцу Калашникову.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Игровое проектирование (написание оды на уроке литературы) Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ

Похожие статьи:

Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся

Конспект урока по литературе в 10 классе

Роль УМК при подготовке к ЕГЭ по литературе

Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по региональному компоненту по теме «Путешествие в древний мир ханты и манси»

Внеклассное занятие по литературе для учеников 1 и 5 (или 6) классов | Лингвистическая сказка для школьников 6 класса. Имя прилагательное
Опубликовано: 672 дня назад (7 февраля 2015)
Просмотров: 848
+1
Голосов: 1
Марина Краснова # 7 февраля 2015 в 22:26 0
Интересный театрализованный фрагмент урока, в котором раскрываются переживания М.Ю. Лермонтова, его любовь к земле русской. Интересно его воплотить в действительности.