Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по литературе в 5 классе

Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема милосердия в рассказе
«Мальчик у Христа на Елке» Ф. М. Достоевского
Учителю по литературе.
Цель: Формирование в детях христианских качеств: милосердия, сострадания, жертвенности.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию аудирования учащимися, работе с текстом.
2. Способствовать развитию аналитического мышления
3. Воспитывать в детях христианских качеств: милосердия, сострадания, жертвенности.
Оборудование: видеопроектор, экран.
Форма работы: комментирование чтение, беседа, объяснение.

“Истинно говорю вам, если не обратитесь
и не будете как дети,
не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3).

Ход урока
Учитель: Уже по всем городским улицам расставлены елки, в магазинах продаются елочные игрушки. Традиция наряжать ёлку к Новому году возникла тогда, когда в России (тогда СССР) были гонения на православную церковь и запрещались все православные праздники, в том числе и Рождество. Но традиция наряжать ёлку обязана Рождеству. Поэтому, когда мы с вами будем читать произведение Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», мы должны понимать, что перед нами будут проходить традиции Рождества.
Еще мне хочется обратить ваше внимание на икону «Христос и дети» - в Евангелие сказано: “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” Христос очень любил детей, когда в образе человека ходил по земле, не утратилась эта любовь и после того, как Христос вознесся после своего воскресения на Небо.
Здесь нам очень важно сказать, ребята, о таинстве Причастия: дети до 7 лет причащаются в храме без исповеди. А если умирают до 7 лет, то Господь их без исповеди принимает в Царствие Небесное, где живут святые.
Итак, мы начинаем чтение.
(Читает учитель или ставится аудиозапись)
Мальчик у Христа на ёлке
Фёдор Михайлович Достоевский
"Но я романист, и, кажется, одну "историю" сам сочинил.
Почему я пишу: "кажется", ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.


Учитель: Где будут происходить события?

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко.

Учитель: Кто является главным героем произведения? Что вы поняли о жизни мальчика?

Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно", – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Учитель: Что произошло с мамой мальчика? Понял ли это наш герой? Почему мальчик ушел из своего жилища?
Учитель: Итак, та часть, которую мы с вами прочитали, называется «Экспозиция» - начало художественного текста, в котором автор знакомит читателя с героем и местом действия.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого.
Там, откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Учитель: Какое чувство постоянно терзает мальчика?

Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие – миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ.
Учитель: На что обращает своё внимание мальчик, оказавшись на улице?

Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает.
Учитель: Почему барыни так неласково встретили мальчика?

Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, – только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, – вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок.
Учитель: какие качества мальчика раскрываются в этом эпизоде?

Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно".
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них,– совсем как живые!..
Учитель: как вы думаете, о чем будет рассказано дальше? Напишите в своих тетрадях небольшое продолжение.
" И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. "Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!" – Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос.

Учитель: как Вы думаете, чей это мог быть голос, когда мальчик прятался в подворотне?
(далее учитель дочитывает остаток текста без вопросов и комментариев)

Учитель: Итак, давайте вернемся к названию произведения «Мальчик у Христа на ёлке» - это святочный рассказ, в котором Евангельский сюжет и реальность переплетаются. Мы с вами увидели два пространства внутри сказки, назовите и опишите их.
(Пространство большого города, де всё красивое, яркое, но мальчик там одинок, он брошен и никому не нужен.
Пространство «Христовой ёлки», где царит любовь.)
Учитель: Но в финале произведения мальчик умирает, и в большом городе никто не замечает его смерти. Скажите. А что вы почувствовали, когда узнали, что мальчик умер?
Учитель: Как вы думаете, а если бы эта история повторилась в вашем городе, люди пожалели бы мальчика, спасли бы его?
Учитель: Давайте и мы с вами будем внимательно относиться к своим мыслям, к своему отношению к другим людям: брезгливость и жестокосердие всегда живут рядом, нельзя позволить им, чтобы они уничтожили нашу душу.
Учитель: Скоро будет Рождество, и мы с вами обязательно пойдем в гости в дом инвалидов, пусть вашим заданием после сегодняшнего урока будет выполнение какого-либо праздничного подарка своими руками.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Конспект урока по литературе в 8 классе | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда» для учащихся 7-9 классов
Опубликовано: 3419 дней назад (13 декабря 2014)
Просмотров: 2659
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!