Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по литературе в 8 классе

Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: «Звезда полей» как философское и религиозное осмысление мира Н. Рубцовым.

Урок будет интересен учителям литературы. Анализ стихотворения здесь представлен в новом ключе.
Цель: Научное мини-исследование стихотворения Н. Рубцова, как произведения философского и религиозного.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию выразительности речи и навыку аудирования учащимися.
2. Актуализировать литературоведческие знания учащихся.
3. Способствовать развитию аналитического мышления.

Методы: беседа, рассказ учителя, словесное рисование, решение проблемной ситуации.
Оборудование: экран, видеопроектор, тексты стихотворений, альбомы, краски и / или карандаши.
Ход урока

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.(Ин.1, 5)

1. Целеполагание и мотивация:

Учитель: Эпиграфом нашего урока мы взяли слова Евангелия от Иоанна (1,5). Прочтите его.
Давайте попробуем соотнести слова Евангелия и названия текста стихотворения, которое мы будем изучать. Что общего уже сейчас мы можем назвать?
Ученики: «Свет во тьме», о котором мы слышим в Евангелие, очень похож на свет звезды ночью.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Н. Рубцова «Звезда полей», стихотворения которое родилось у русского поэта в особенное для всего русского народа время - 1964г – время безбожия и атеизма. Стихотворение, название которого было положено в сборник стихов, стихотворение, с которого начинается новый этап творчества поэта.
Но, что мы знаем об этом человеке?
Вот каким он раскрывается нам в автобиографии:

Родился в 1936 г. в Архангельской области. Но трех лет меня увезли оттуда. Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все, что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад.
Родителей лишился в начале войны. После детского дома, так сказать, дом всегда был там, где я работал или учился. До сих пор так.
Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте.
Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...
Учитель: Эту «масштабность» через частное, личное мы и попытаемся разглядеть в стихотворении «Звезда полей».
Давайте прослушаем это стихотворение.


ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

2. Анализ текста стихотворения

Учитель: Какие картины представились вам, когда вы слушали стихотворение?
Ученики: Картины русской природы в разные времена года; небо, на котором светит звезда и полынья, в котором оно отражается.
Учитель: Давайте попробуем определить временное и пространственное состояние, которое изображается в стихотворении.
Ученики: Время года: зима ( т.к. слова «заледенелой», «полынья»), время суток: ночь («уж на часах 12 прозвенело и сон окутал Родину мою»)
Учитель: Давайте попробуем провести ассоциацию: зима – полночь-звезда.
Ученики: Очень похоже на праздник Рождества.
Учитель: Действительно, и 12 часов не наступило, а«прозвенело». Словно колокольный звон. По традиции в Рождество люди идут в храм, а здесь темы храма вообще нет. Почему?
Ученики: Потому что это безбожное время.
Учитель: Верно. Через какие слова это передает автор?
Ученики: «Заледенело» - это не только состояние природы. Это состояние общества, сердце стало бесчувственным;
Учитель: «Сон окутал Родину мою» - сон здесь тоже как состояние противоположное тому, о чем сказано в Евангелие от Мф. 25, 13 «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
Какой троп используется поэтом в обоих случаях?
Ученики: Метафора.
Учитель: Как еще используется метафора в стихотворении?
Учитель: «Над золотом осенним», «Над зимним серебром» - в этих строчках отношение автора к своей Родине, его любовь, мы видим, как он ценит то место, где он живет.
Учитель: Итак, мы с вами увидели, что в стихотворении звучит мотив утраты человеком связи с Богом.
Теперь еще раз вернемся к названию стихотворения: «Звезда полей», почему не просто «Звезда», может быть, в этом случае ассоциативный ряд выстраивался бы быстрее?
Словосочетание «Звезда полей» также имеет своё метафорическое звучание. Давайте попытаемся определить: что может собою символизировать слово поле?
Учитель: Поле – это место, где постоянно трудился русский человек. В данном случае это символ не только физического, но и духовного труда.
Давайте рассмотрим композицию стихотворения:
Первый катрен представляет собой картину мира, застывшего в состоянии сна: «Звезда полей во мгле заледенелой, остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, и сон окутал родину мою…» Автор изображает статичность бытия, воплощённую в конкретной пейзажной зарисовке. Ощущение неподвижности подчёркивается выбором суточного времени («Полночь»), зеркальной симметричностью образа, самим графическим повтором буквы «з», состоящей из двух одинаковых элементов-полуовалов.
Какой прием используется в создании образа звезды?
Ученики: Олицетворение: «смотрит».
Учитель: Какой композиционный приём используется поэтом?
Ученики: Анафора, три катрена начинаются одинокого: «Звезда полей» - читатель не должен отрывать своего взора от неба.
Учитель: Вы правильно это определили: именно устремленность души человека к свету – вот ключевой мотив стихотворения. Обратим внимание на то, что стихотворение заканчивается тоже словами «Звезда полей» - такая кольцевая композиция еще раз возвращает нас к мысли о вечности, которая есть Бог.
Анафора используется в тексте неоднократно. Приведите еще примеры анафоры.
Ученики: «Она горит»
Учитель: Обратим внимание здесь на динамику: «горит над золотом... серебром» - здесь звучит тема Родины, но в строках «для всех тревожных жителей земли» - мы видим, как расширяется пространство. Здесь снова хочется вернуться к словам Евангелия: “Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни” (Иоан.8:12)
Но «но только здесь во мгле заледенелой она восходит ярче и полней» снова возвращает нас к мысли о том, что именно русская земля – носитель Веры православной.
Учитель: У вас еще будет возможность поразмышлять над теми истинно глубокими философскими и религиозными мыслями, которые сокрыты в этом стихотворении, когда вы будете его учить. А сейчас в наших альбомах для стихов мы подготовим страничку, на которой на следующем уроке вы по памяти запишете стихотворение. А сейчас я поставлю вам романс на это стихотворение.
Алексей Рошко - ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ ( Н. Рубцов - Н. Орли)
А вы можете приступать к этюду.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы 8 класс. Духовное становление Петра Гринева Конспект урока по литературе для 8 класса. Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов

Похожие статьи:

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Пьеса «Дюймовочка» по мотивам одноименной сказки Андерсена | Конспект урока по литературе в 5 классе
Опубликовано: 728 дней назад (13 декабря 2014)
Просмотров: 1536
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!