Конкурсы для педагогов и детей

Лингвистическая сказка для школьников 6 класса. Имя прилагательное

Лингвистическая сказка "В гостях у Имени прилагательного"
Автор: Червякова Мария, 6 класс Православной гимназии им. Александра Невского
Педагог: Малышева Елена Алексеевна
* * * * *
Цель: формирование у детей положительной мотивации к изучению русского языка
Задачи:
1. Обобщить изученное в 6-м классе по теме "Имя прилагательное"
2. Способствовать развитию речеведческих навыков учащихся.
3. Продолжить работу по формированию образного мышления учащихся
Данные материалы будут интересны учителям-словесникам в качестве опорного или иллюстративного материала.
Сказка "В гостях у Имени прилагательного"
Часть1
В далекой-далекой стране Лингвистике в городе Морфология живет много-много частей речи: есть и Имя Существительное, и Имя Прилагательное, и Имя числительное и Местоимение и Глагол, и Наречие. Всем им служат Частицы, Союзы, Предлоги.
Давайте навестим сегодня Имя Прилагательное. Странно, да вроде бы все понятно: это имя, которое к чему-то прилагается. Но нет, если мы заглянем в их огромный «офис», где все лежит на своем месте, где у каждого свое значенье мы увидим... Впрочем, зачем я вам рассказываю, пойдемте я лучше вам все покажу, как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Итак, начнем: имена прилагательные очень разные хоть и отвечают на похожие вопросы это: Какой? Каков? Чей? Но дальше уже все сложнее: имена прилагательные очень изменчивые, хотя… есть и те признаки, которые никогда не меняются - это разряд (и вот мы поднимаемся на 2 этаж). Как вы заметили, за каждым кабинетом кипит своя работа.
1-й кабинет - это кабинет Притяжательных прилагательных – там трудятся все прилагательные, которые обозначают принадлежность к какому либо лицу и отвечают на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?
2-й кабинет – Качественных прилагательных. У этих прилагательных есть краткая форма, которая отвечает на вопрос, каков? Эти прилагательные сочетаются со словом «очень» и к ним можно подобрать антоним .
В 3-м кабинете работают относительные прилагательные и они всегда имеют отношение к другому предмету .
В кабинет с надписью «Степени сравнения» пропуск только у Качественных имен прилагательных, потому что они очень любят, наряжается. Например : на прогулку, когда хочется выглядеть лучше, они одевают «простенькое платье с суффиксами – ей - ,-е - , или -ше- . А когда они идут в гости, то стараются выглядеть более или менее. Потому что в эти дни их все вокруг сравнивают.
Ну а когда у них День Рождение, то они примеряют суффиксы –айш , - ейш -, потому что в этот день они красивейшие, гостеприимнейшие, очаровательнейшие, одним словом превосходнейшие. Те прилагательные, которые брезгуют суффиксами, подбирают самый лучший наряд, и тоже становятся превосходными.
Здесь надо отметить, что все прилагательные работают на существительные и всегда к существительным прилагаются. Существительные женского рода нанимают только прилагательные женского рода. Тоже самое - на бирже труда у существительных мужского рода и среднего рода. Причем, все они должны быть исключительно единственного числа и в строго подходящей падежной форме. Ну, а если, существительные решили объединиться, тогда род значения не имеет, важно, чтобы число было множественным.
В городе Морфология строжайший порядок!
К частям речи, в том числе и Именам прилагательным, часто обращаются за помощью из города Синтаксис. Их просят выполнить необходимую функцию в Предложении. Главными членами предложения - Генералами, могут быть только имена прилагательные в краткой форме или в простой форме сравнительной степени. Все остальные – имеют второстепенное воинское звание, они являются определениями.

Часть 2
Орфография в гостях у Прилагательного
Сколько нужно «Н»?
Принцесса Орфография однажды решила навестить своих друзей Имен прилагательных, потому что к ней вползли слухи всего разного наговорили.
Не успела она начать собирать свои вещи, как прибегают буквы «н» и «нн» и начинают кричать :
- Ой оёёй ой.
-Что случилась ? – спросила принцесса.
-Мы были у имен прилагательных и решили навести порядок а они, а они…- продолжали кричать буквы.
-Так, стойте, как я поняла: прилагательные не хотят соглашаться с вашими правилами.
-Да, да, они не хотят.
-Ну, ничего я как раз собиралась навестить их. Собирайтесь мы едим к ним. –Хорошо,- отвечали буквы.
Прошло несколько часов езды…
Ну вот и приехали .Как здесь красиво! – сказала принцесса .
Но время не ждет, пошли. Как только они вошли к ним сразу же подбежали прилагательные и стали просить, чтобы кому-то дали две « н», а кому-то одну .Принцесса всех выслушала, но приняла решение сама.
- Дорогие прилагательные, я вижу, что у вас случилась беда. И я помогу вам. Отныне в суффиксах –ин- , -ан- и –ян- будет писаться одна «н», но по просьбе прилагательных: оловянный ,деревянный и стеклянный - я прибавляю им еще одну « н».
Две «н» будет писаться в суффиксах –енн-, -онн-. Но по неразрывной дружбе прилагательного ветреный с одной « н » там пусть будет писаться одна «н» Но вы не забывайте также, что у вас есть и слова с корнем, где уже есть конечная -н - у этих слов будет прибавляться суффикс –н-. Ну вот теперь все хорошо , и мы можем приступить к веселому празднику !

О правописании сложных имен прилагательных.
Много дел у принцессы Орфографии. И вот её величество Орфография решила навести порядок у очень дружных, но капризных сложных имен прилагательных. Давно у них стоит вопрос: стоять им через дефис или писаться слитно. Дорога к сложным прилагательным короткая, так что принцесса быстро добралась до них. Как только она вошла, она очень удивилась, потому что увидела совершенно спокойных и дружных прилагательных. Первым делом она произвела перепись населения. И увидела, что если сложные прилагательные образованны от двух равноправных слов и если обозначают цвет, то они предпочитают иметь дефис - и она решила, что пускай так и будет . А слитно и неразлучно просят быть записанными прилагательные, если они образованны от словосочетания. И тут принцесса изменять ничего не стала . Видно, зря волновались прилагательные !

Не с прилагательными.
Много переделала дел Орфография, да стались еще дела.
В этот раз - проблема так сказать с нехочухой «НЕ». «НЕ» очень не хотела стоять с прилагательными. Но Орфография не только умная и красивая, но еще и очень мудрая и плюс - хороший оратор. И поэтому, сколько не сопротивлялась нехочуха, все равно принцесса уговорила её. Ведь не всегда все бывает хорошее а есть и НЕхорошее. И вот пошла принцесса с «НЕ» указ издавать.
УКАЗ
«Если слово без «НЕ» не употребляется или если можно подобрать синоним к слову, то пишем слово с «НЕ» слитно.
Если есть противопоставление с союзом «а», то пишется такое слово с «НЕ» пишется раздельно.
И со словами: вовсе не, отнюдь не, далеко не - прилагательное тоже пишется раздельно.»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Участник №138 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Конспект. Фрагмент урока по творчеству Лермонтова | Сказка о чуде на Святках
Опубликовано: 663 дня назад (9 февраля 2015)
Просмотров: 6579
+1
Голосов: 1
Светлана Васильевна Короткова # 9 февраля 2015 в 18:57 +1
Интересная разработка! Сейчас очень нелегко увлечь ребенка уроком, постоянно приходится придумывать что-то необычное. Удачи вам и творческих успехов! joke
Марина Викторовна Княжева # 2 марта 2015 в 22:53 0
Машенька очень хорошо усвоила тему, это видно из ее сказки. В сказочной форме можно преподнести любые знания, даже такие трудные, как "Имя прилагательное". Удачи!