Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий интеллектуальной игры для учеников 7 класса. Гоголь «Шинель»

Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс. Сценарий
Н.В. Гоголь «Шинель»
«Умники и умницы»
Сценарий интеллектуальной игры для учеников 7 класса.
Автор: учитель русского языка и литературы православной гимназии им. Александра Невского Малышева Елена Алексеевна

Цель: способствовать формированию у учеников внимательного чтения художественного текста.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с лучшими образцами русской классической литературы.
2. Способствовать развитию внутренней культуры учащихся.
3. Продолжить работу по становлению внимания и памяти и логического мышления школьников

В игре 3 тура:в каждом три участника, которые выбирают- зеленую дорожку, на которой можно дважды ошибаться(4 вопроса); желтую, где допускается только одна ошибка(3 вопроса); красную – ошибаться нельзя(2 вопроса).
Вопросы под номерами представлены на табло сразу все, участники называют цифру, а ведущий озвучивает этот вопрос. Если участник не может дать ответ, то его задают залу «теоретикам», которые, отвечая на вопросы, и зарабатывая ордены, могут стать победителями, если таковых не окажется на дорожках.

Для розыгрыша дорожек:
Случай, который лег в основу повести «Шинель» произошел в департаменте с чиновником, который копил деньги на ружьё. В случае, когда ружьё пропало, сослуживцы собрали деньги на новое ружьё. Как вы думаете, почему Гоголь изменил предмет, вокруг которого разворачивается драма, и финал повести?

1. «Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...»
Кто виноват, по замечанию Гоголя, в таком непривлекательном цвете лица героя?
(«Что ж делать! виноват петербургский климат.»)

2. «Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют…» «…вечный титулярный советник»
3. От названия какой обуви произошла фамилия главного героя? (Башмак)
4. «Имя его было Акакий Акакиевич. Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства» Расскажите, какие это были обстоятельства. (По святцам выбирали имя, но все были неблагозвучными и не нравились матери ребенка, поэтому его назвали в честь отца)

5. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия… Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич…Только если уж слишком была невыносима шутка…он произносил» Какие это были слова? «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

6. «Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Что предшествовало этим словам главного героя? («Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье.»)
7. «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того.» Кто этот враг? («Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»)
8. «Шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее …» Как? (капотом)

9. «- Нет, нельзя поправить: худой гардероб!
У Акакия Акакиевича при этих словах екнуло сердце.
- Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребенка, — ведь только всего что на плечах поистерлось, ведь у тебя есть же какие-нибудь кусочки...» Что услышал в ответ Акакий Акакиевич от портного?
(«— Да кусочки-то можно найти, кусочки найдутся, — сказал Петрович, — да нашить-то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой — а вот уж оно и ползет.»)
10. Так этак-то! вот какое уж, точно, никак неожиданное, того… этого бы никак… этакое-то обстоятельство!» По какому случаю Акакий Акакиевич произнес этот монолог? (Портной сообщил, что ему необходимо шить новую шинель)
11. Откуда у Акакия Акакиевича бала сумма в сорок рублей? – первая половина суммы, необходимой для пошива новой шинели?
«Акакий Акакиевич имел обыкновение со всякого истрачиваемого рубля откладывать по грошу в небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною в крышке дырочкой для бросания туда денег.»
12. «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее»,- замечает Н.В. Гоголь о своем герое; с каким обрядом сравнивает автор мечту, появившуюся у Акакия Акакиевича? (« как будто бы он женился»)

13. «На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей. Куницы не купили…» Почему не купили куницы и что её заменило? «…потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку»
14. «Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. В самом деле, две выгоды…» Какие это выгоды? «Одно то, что тепло, а другое, что хорошо»
15. Чего потребовали служащие департамента,
увидев на Акакии Акакиевиче новую шинель? Чтобы он «задал» им вечер

16. Начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, … всё попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость.» Почему? «Он уже несколько лет не выходил по вечерам на улицу».
17. С какими словами один из грабителей снял шинель с Акакия Акакиевича? «А ведь шинель-то моя!»
18. «Повествование о грабеже шинели, несмотря на то что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, однако же, многих тронуло. Решились тут же сделать для него складчину, но собрали самую безделицу» Почему? «…Потому что чиновники и без того уже много истратились, подписавшись на директорский портрет и на одну какую-то книгу…»
19. К кому по совету отправился Акакий Акакиевич, чтобы как можно скорее вернуть украденную шинель? К «значительному лицу»

20. «Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но не многосложны. Главным основанием его системы была...» строгость
21. Кто был последним, кого ограбил мертвец в виде чиновника? («значительное лицо»)
22. «Послан был к нему на квартиру из департамента сторож, с приказанием немедленно явиться: начальник-де требует; но сторож, должен был возвратиться ни с чем, давши отчет, что не может больше прийти, и на запрос «почему?» выразился словами: «Да так, уж он умер, четвертого дня похоронили».
23. В какой сборник Н.В. Гоголя вошла повесть «Шинель»? «Петербургские повести»
24. Сколько лет было Акакию Акакиевичу? 50 лет
25. Почему Акакий Акакиевич собрал вторую половину суммы на шинель раньше. Чем планировал? Он получил премию не 40 или 45, а 60 рублей
26. Какие части речи преобладали в словарном запасе Акакия Акакиевича? «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями. Которые большей частью не имеют никакого значения»
27. После посещения с просьбой о помощи в поиске шинели Акакий Акакиевич шел раздетый по улице, после чего заболел ангиной. Как эту болезнь по другому назвал Гоголь в своём произведении? (жаба)

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по литературе для 7-9 класса Брейн-ринг для учащихся 7 класса. Творчество А.Конан Дойля Сценарий игровой программы по литературе для 6-8 классов. Что? Где? Когда? Внеклассное мероприятие по литературе 7 - 9 класс. Сценарий
Сказка о чуде на Святках | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? - новая версия: ученики против учителей»
Опубликовано: 667 дней назад (10 февраля 2015)
Просмотров: 1776
+2
Голосов: 2
Марина Викторовна Попкова # 10 февраля 2015 в 22:33 +1
Замечательная разработка интеллектуальной игры. В ходе урока реализуется поставленная цель. Материал подобран так, что даже те, кто не читал это произведение, захотят его прочитать. Удачно спланированы виды учебно-познавательной деятельности. Вы сумели подобрать интересные задания. Я обязательно пополню свою методическую копилку с помощью Вашей работы. Спасибо!
Любовь Николаевна Михайличенко # 11 февраля 2015 в 11:17 +1
очень удачная разработка. обязательно воспользуюсь материалом, спасибо.
Ольга Яковлевна Алексейцева # 12 февраля 2015 в 12:14 +1
Работа прекрасно выполнена, даже некоторые моменты забыла, но прочитав сценарий вспомнила. Обязательно буду пользоваться вашим материалом. Спасибо