Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий пьесы для 7 класса "Лошадиная фамилия", по рассказу А.П. Чехова

А.П.Чехов. Лошадиная фамилия. Сценарий для учащихся 7 класса
Цель: Актуализация творческих возможностей учащихся 7 класса
Задачи:
1. Развивать в детях актерские навыки и речевую деятельность
2. Формировать мотивацию изучения литературы в школе
3. Способствовать укреплению детского коллектива

Назначение: учителям литературы, классным руководителям.
Особенности сценария:В авторском тексте мы видим очень много слов автора, мы ввели в повествование дополнительных героев. Сцена стала более яркой, динамичной. Все слова автора звучат теперь из уст какого-либо героя.

Лошадиная фамилия
Генеральша: У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы.
Дворник: Он полоскал рот водкой, коньяком,
Сапожник: прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом,
Дочка: в ушах у него была вата, смоченная в спирту,
Повариха: но все это или не помогало, или вызывало тошноту.
Генеральша: Приезжал доктор.
Сапожник: Он поковырял в зубе, прописал хину,
Генерал –майор: но и это не помогло.
Дворник: На предложение вырвать больной зуб
Генерал –майор: генерал ответил отказом.
Дочка: Все домашние - жена, дети,прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство,
Генеральша: Между прочим, и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал
полечиться заговором.
Ив. Евсеевич: Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена...
Генерал –майор: Где же он теперь?
Ив. Евсеевич: А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет.
Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и
идут к нему, помогает... Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а
ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше
превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так... у раба божьего
Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.
Дочка: Ерунда! Шарлатанство!
Ив. Евсеевич: А вы попытайте, ваше превосходительство. До водки очень охотник,
живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин.
Генеральша: Пошли, Алеша!- взмолилась генеральша.Ты вот не веришь в заговоры, а я
на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.
Генерал-майор: Ну, ладно. Тут не только что к акциозному, но и кому-угодно депешу пошлешь... Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?
(Генерал сел за стол и взял перо в руки.)
Ив. Евсеевич: Его в Саратове каждая собака знает. Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильичу... Васильичу...
Генерал-майор: Ну?
Ив. Евсеевич: Васильичу... Якову Васильичу... а по фамилии А фамилию вот и забыл!..
Васильичу... Черт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил...
Позвольте-с...
(Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и
генеральша ожидали нетерпеливо.)

Генеральша: Ну что же? Скорей думай!
Ив. Евсеевич: Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл! Такая еще простая
фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте...
Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из
головы вышибло...
Генерал-майор: Жеребятников?
Ив. Евсеевич: Никак нет. Постойте... Кобылицин... Кобылятников... Кобелев...
Генеральша: Это уже собачья, а не лошадиная. Жеребчиков?
Ив. Евсеевич: Нет, и не Жеребчиков... Лошадинин... Лошаков... Жеребкин... Все не
то!
Генерал-майор: Ну, так как же я буду ему писать? Ты подумай!
Ив. Евсеевич: Сейчас. Лошадкин... Кобылкин... Коренной...
Дочка: Коренников?
Ив. Евсеевич: Никак нет. Пристяжкин... Нет, не то! Забыл!
Генерал-майор: Так зачем же, черт тебя возьми, с советами лезешь, ежели забыл?
(Иван Евсеич медленно вышел, а генерал схватил себя за щеку и заходил по комнатам.)
Генерал-майор: Ой, батюшки! Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!
(Приказчик вышел в сад и, подняв к небу глаза, стал припоминать фамилию
Акцизного)

Ив. Евсеевич: Жеребчиков... Жеребковский... Жеребенко... Нет, не то! Лошадинский...
Лошадевич... Жеребкович... Кобылянский...
( Немного погодя его позвали к господам.)
Генерал-майор: Вспомнил?
Ив. Евсеевич Никак нет, ваше превосходительство.
Генеральша: Может быть, Конявский? Лошадников? Нет?
Дочка: И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все
возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую...
Повариха: Табунов?
Сапожник: Копытин?
Дворник: Жеребовский?
Ив. Евсеевич: Никак нет,- отвечал Иван Евечи и, подняв вверх глаза, продолжал
думать вслух:- Коненко... Конченко... Жеребеев... Кобылеев...
Сыновья: Папа! Тройкин! Уздечкин!
Горничная 1: Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал
дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию
Горничная 2: и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами...
Горничная 1:(оглядываясь шепотом через плечо): Гнедов!
Горничная 2:Рысистый!
Повариха: (расталкивая всех) Лошадицкий!
Горничная 1: Но наступил вечер, а фамилия все еще не была найдена.
Горничная 2: Так и спать легли, не послав телеграммы.
Генеральша: Генерал не спал всю ночь, ходил из угла в угол и стонал... В третьем
часу утра он вышел из дому и постучался в окно к приказчику.
Генерал-майор: Не Меринов ли?
Ив. Евсеевич: Нет, не Меринов, ваше превосходительство.
Дворник: (генералу) Да, может быть, фамилия не лошадиная, а какая-нибудь другая!
Ив. Евсеевич: Истинно слово, ваше превосходительство, лошадиная... Это очень даже
отлично помню.
Генерал-майор: Экий ты какой, братец, беспамятный... Для меня теперь эта фамилия
дороже, кажется, всего на свете. Замучился!
Генеральша: (рассказывает) Утром генерал опять послал за доктором. Пускай рвет!- решил он.
Генерал-майор: Нет больше сил терпеть...
(Доктор делает операцию. Домашние и гувернантки напряженно ждут)
Повариха (прислуге): Приехал доктор и вырвал больной зуб.
Горничная 1: (от генерал-майора к слугам) : Боль утихла тотчас же,
Горничная 2: И генерал успокоился.
(Генерал рассчитывается с доктором)
(За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича... Приказчик стоял на краю дороги и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны...)
Ив. Евсеевич: Буланов... Чересседельников...- бормотал он.Засупонин... Лошадский...
Доктор: Иван Евсеич! Не могу ли я, голубчик, купить у вас четвертей пять овса? Мне продают наши мужички овес, да уж больно плохой...
( Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака.)
Ив. Евсеевич: Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору!
Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! Посылайте депешу Овсову!
Генеральша с дочкой: Не нужно нам теперь твоей лошадиной фамилии! Без тебя дело сделано!
(Генерал-майор сидит - улыбается, а все по очереди подходят посмотреть на его дырку вместо зуба. Мать и дочка наступают на Ивана Евсеевича. Тот пятится.)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию» Игра по русскому языку и литературе, 7-8 класс Сценарий внеклассного мероприятия для 7-8 классов Сценарий конкурсной программы по профориентации, 7-9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Философский этюд для старшеклассников. Сценарий | Эссе "Мир книги Юрия Адрианова"
Опубликовано: 5 дней назад (27 ноября 2016)
Просмотров: 58
+1
Голосов: 1
Наталья Викторовна Полторацкая # 28 ноября 2016 в 21:00 0
Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе одна из важнейших задач современного образования.Рассматривая коллективно-творческое дело можно сказать, что большая часть воспитательных задач решается на уровне подготовки и организации. Любая разумная идея, прозвучавшая от ребенка, должна быть услышана, по возможности, принята в том или ином варианте.Каждый ребенок должен найти в подготовке к делу и в самом деле для себя место: художника, сценариста, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, музыкального оформителя, ведущего, организатора. В данной постановке задействовано достаточно много персонажей, разных по актерской игре. продуман сценарный ход. И для детей несет большую обучающую нагрузку в познании литературных произведений!
Анжела Сергеевна Каминская # 29 ноября 2016 в 18:41 0
Огромная работа проделана, но она и принесла свои плоды... Замечательный сценарий получился, адаптированный, но не искажающий суть=) ВСЕ ПРОДУМАНО ДО МЕЛОЧЕЙ... В общем все замечательно...+1=)