Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока русского языка в 1 классе

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Тема: буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Цель: формировать умение правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать умение видеть орфограммы, устную связанную речь; воспитывать интерес к предмету, любовь к языку.
Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -4-е изд. –М.: Просвещение, 2013.- 143 с.: ил.- (Школа России). –ISBN978-5-09-030831-1/; электронное приложение к учебнику; компьютерная презентация «Буквосочетания жи -ши, ча -ща,чу -щу»; компьютер.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся находить в словах сочетания жи –ши, ча –ща, чу –щу и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.
личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.
Метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Познавательные: извлекать информацию из предложенного задания; на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные: проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

I. Орг. момент

1. Мотивация к предстоящей деятельности.
Вышло солнце из-за тучки
Посмотреть на ваши ручки,
На порядок вокруг вас
И готовность в путь сейчас.
Вы порядок проверяйте,
Вещи все располагайте,
Затем садитесь на места
И расскажите про слова.

II. Актуализация знаний
Вы, конечно, догадались,
Где скрывала я секрет.
Дружно вместе отвечайте,
Словечки смело называйте.
(Ручки, тучки, конечно, словечки)
Их заметили вы верно
И надеюсь, что теперь
Орфограмму в них найдете
И ее мне назовете.
(Сочетание чк-чн)
Если буква «че» сочтется
С буквой «ка» иль буквой «эн»,
Орфограмму применяем,
Мягкий знак не допускаем.

Целеполагание (сообщение темы, цели урока)
Буква «че» вас приглашает
На прогулке побывать.
Друзей в гости зазывает,
Согласных только принимает,
С ними связи не теряет,
Всех шипящих уважает.
С ними тоже вы дружны.
Кто они – скажите вы.
(ж,ш,ц,щ, ч. На экране проецируются шипящие звуки)
(Слайд2)
Буквы вместе группируем,
А затем характеризуем.
(Ж,ш,ц - согласные, всегда твердые, ч, щ – всегда мягкие)
Звуки шипящие возьмем,
Вместе с собой их проведём,
В переулок заглянем
И здесь гласные найдем.
Вы, ребята, не спешите,
Сочетанья соберите,
Их внимательно прочтите,
Тему урока назовите.
(На том же слайде появляются гласные буквы. Дети составляют словосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, называют тему урока. Тема проецируется на экране: «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»)
(Слайд3)

Чтоб была у вас удача,
Ваша главная задача –
Сочетанья отыскать,
Без ошибки написать.

Работа по теме урока

1.Наблюдение над словами с сочетаниями жи,ши.
Что ж, начнем такое дело:
Берем слово без проблемы.
Звуки в нем мы назовем,
Может, что-то обретем.
Вот пред вами что?
(На экране проецируется изображение машины)
(Слайд4)
(Машина.)

Назовите звуки все вы.
[М, а,ш,ы, н,а]
Есть ли мягкий среди них?
(Все согласные звуки в слове твердые.)
Как же быть – скажите вмиг.
Как запишите вы слово?
(Дети предлагают варианты написания слова: машина, « машына» )
Жи-ши скажем с буквой и.
Почему они дружны?
И смягчает звуки в слове,
[ж],[ш] твёрдые всегда.
Что же скажут сами звуки,
Нам открыв секрет науки?
(Заранее подготовленные ученики исполняют роль звуков)
Когда-то давным-давно в древнерусском языке я, звук ш, и я, звук ж, – были мягкими. И, конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква и. Прошло много лет.
Я, звук ж, и я, звук ш, – отвердели и стали произноситься, как твердые согласные, но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, как вы их видите.
(На экране проецируются сочетания жи и ши)
(Слайд5)

2. Наблюдение над словами с сочетаниями ча, ща,чу,щу.
Как известно, буква а
Для чего нужна в словах?
(Указывает на твердость согласного звука)
Буквы у роль назовите
(Указывает на твердость согласного звука)
Могут быть ли исключения среди звуков ч и щ?
(Звуки ч и щ – всегда мягкие)
Как же быть при написанье
В словах чаща и чудак?
(Дети высказывают свои предположения, обосновывают их)
(Слайд6)

Чтобы не было раздора,
Свои знанья обобщим,
С книжным правилом сравним.
(В сочетаниях жи-ши пишется и, ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у.)
Читаем правило на странице 115.


Сочетания запомним:
Жи и ши пишите с и:
Миши, ёжики, ужи.
Ча и ща запомни с а:
Чаща, роща и свеча.
Чу и щу пишу я с у:
Щуки из реки тащу.
3. Работа по учебнику.
Снова мы к словам вернемся,
Их запишем, а потом
Сочетанья подчеркнем.
(Упражнение 1. Работа в группах)
Задание 1 группе:
Что за птица к вам летит?
Посмотрите, это...
(Слайд7)
(Дети отвечают – чиж)
За ним следом – еще два,
Будет целая семья.
И теперь уже чижи.
Для вас главнее жи.
С жи слова вы запишите,
Сочетанья подчеркните.
Задание 2 группе:
Вы смотрите, это туча
Снова на небе плывет.
(Слайд7)
Значит, дождь на нас прольет.
Чтобы это не случилось,
Вы скорее поспешите,
Слова с ча вы запишите
И его вы подчеркните.
Задания 3 группе:
Для вас тоже чудо есть,
Невозможно глаз отвесть.
(Слайд7)
Щука по реке плывет,
Букву у с собой везет.
Чтобы снова вам напомнить
сочетанья чу и щу
С буквой у всегда пишу.
С ними вы слова найдите
И в тетрадку запишите.


Зачитаем утвержденье
И приступим к закрепленью
(Правило, стр. 116)
4.Картинный диктант.

На картинку посмотрите,
Её словом назовите.
В тетрадь верно запишите,
Сочетанья подчеркните.
(На доске проецируются по очереди картинки:, шишка, кувшин, жираф, ежик)
(Слайд8)

(Проверка по образцу)
Во вниманье жи и ши –
С буквой и всегда пиши.
К вам дождинки прилетают
И у вас спросить хотят:
Что напишите вы в слове,
Подберете ли другое?
(Каждая группа получает дождинку. на которой написана группа слов. Их записывают и подбирают похожие слова)
Проверка по образцу: (Слайд9)
упр.4, стр.117
Группу слов вы запишите,
Сочетанья укажите.

Назовите, кто придумал,
свои слова, где жи и ши.
(Дети называют слова, которыми дополнили столбики)

Физминутка.

Если в слове слышишь жи –
Руки кверху подними.
ча и ща – идём на месте,
Поворачиваем вместе.
Чу и щу – иду к ручью
И ловлю там саранчу.
(Называю слова: чаща, жираф, кричу, ищу, чайка, шина, машина, др.)

Закрепление изученного материала

А теперь садимся дружно
И послушаем, что нужно
Пробежаться по строкам,
Навести порядок там.

Упр. 5, стр. 117

Кто навел порядок в строчках
И прочесть готов их нам?
(Дети восстанавливают деформированное стихотворение и зачитывают варианты))
(Проверка по эталону слайд10)

Вот оно, стихотворенье,
Запишите без сомненья.
В словах знанья применяйте,
Сочетанья выделяйте.

Упр. 6. СТР. 118.

Назову предмет один.
Вы же слово измените.
Если много – назовите.
(Бросаю мяч, называя слово. Дети изменяют его и возвращают мяч.
Ёж – ежи, стриж – стрижи, камыш – камыши, нож – ножи, ёрш – ерши)

Пары слов вы запишите,
Жи и ши вы подчеркните.

Загрустили ча и ща,
Чу и щу зовут вас в гости.
Мы сейчас их успокоим,
С ними встречу мы устроим
Только, в следующий раз.

Итог урока
А сейчас слова запишем,
Тему нашу,обобщим.
Свои умения оценим,
Да и знания измерим.
Я вам слово называю.
Вы же,
Время не теряя,
Букву выберите верно,
Покажите непременно.
Игра «Потерянная буква»
На экране проецируются слова: ч..с, кувш..н , ч..до, рощ.., щ..ка. Дети выбирают какую букву нужно писать в сочетании)
(Слайд11)
Кто запомнил разговор?
О чём же был наш уговор?
( О написании гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу)
О шипящих речь вели,
Гласные для них нашли.
Вы запомнили их верно,
Назовите неприменно.
(Слайд12)
Рефлексия
Чтоб сочетания писать,
Нужно правил много знать.
Кто же их уже запомнил,
Без ошибок написал?
Цвет сегодня вы возьмите,
На полянке поместите.
Кому нужно потрудиться
И упорство применить,
Тот берёт себе листочек
Ищет для него цветочек.
(Дети оценивают свою работу, украшая модель поляны цветами и листьями)

Я, ребята, очень рада.
С темой справились мы в раз.
Будут трудности –
Скажите.
Устраним их в тот же час.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по русскому языку для 1 класса Занимательный русский язык Контрольная работа по русскому языку, 1 класс Конспект урока русского языка в послебукварный период, 1 класс

Похожие статьи:

Конспект итогового внеклассного занятия по русскому языку в 1 классе

Конспект игровой программы для детей младшего школьного возраста | Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Язык и речь». УМК "Школа России"
Опубликовано: 788 дней назад (12 октября 2014)
Просмотров: 5455
+2
Голосов: 2
Вера Алексеевна Гашкова # 12 октября 2014 в 20:20 +1
Интересно организован урок в стихах,дети такую форму воспринимают и легко запоминают программу.
Светлана Владимировна Бузмакова # 15 октября 2014 в 19:51 0
Елена Алексеевна, спасибо за приглашение познакомиться с разработкой урока русского языка. Конечно урок в стихах очень интересен детям. Материал подобран в соответствии с программными требованиями. Елена Алексеевна, обратите внимание на поставленную цель. Цель формулируется именем существительным, а то, что прописано у Вас - это, по-моему задачи. Вы ссылаетесь на слайды презентации, поэтому можно было вставить эти слайды в виде картинок в материал.
Голосую за творческий подход к работе. Урок в стихах - это замечательная идея. Спасибо. Творческих Вам успехов.
Сидорова Зоя Григорьевна # 8 августа 2016 в 20:26 0
Елена Алексеевна!
С интересом прочитала конспект урока русского языка в 1 классе по теме: "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу". Много нового и интересного узнают дети. Интересная подборка материала воспитывает интерес и бережное отношение к русскому языку. Цель, поставленная Вами, достигнута. Детям, я думаю, было очень интересно.
Спасибо!
Голос №2!
Зоя.