Конкурсы для педагогов и детей

Дифференцированный подход в работе с семьями разного типа

Методическая разработка «Дифференцированный подход в работе с семьями разного типа»
Описание работы: данный материал будет полезен воспитателям в детском саду, учителям, социальным педагогам, так как данная тема в наше время актуальна, и мы должны владеть необходимыми знаниями в данной области. Так же его можно использовать педагогам на родительских собраниях, для выступления на педсоветах, методических объединениях.
Цель: совершенствовать знания педагогов о дифференцированном подходе в работе с семьями разного типа.
Задачи: формирование педагогической компетентности педагогов в работе с семьями разного типа, познакомить и рассказать педагогам, как необходимо работать с такими семьями, какие семьи входят в группу риска, какой подход необходим к этим семьям.

Сегодня, мы очень часто говорим о том, как семья попадает в пространство кризисного развития, социального и педагогического неблагополучия, как это влияет на процессы социализации детей, характер их взаимоотношений с родителями и какие способы, находящиеся в компетенции руководителя дошкольного учреждения, можно считать приемлемыми, чтобы решать возникающие проблемы. Мы не склонны отождествлять понимание кризисного периода в развитии семьи с понятием «неблагополучная семья». Для последнего типичным является то, что социализирующее влияние на детей противоречит принятым в обществе социальным нормам поведения.
Проблемы неблагополучия семьи могут быть поняты и решены в их социокультурном контексте, так как сама семья ость порождение и отражение конкретной исторической и социокультурной ситуации.
С каждым годом уменьшается роль государства в области социальных гарантий и поддержки, это приводит к ослаблению общественной ценности семьи и снижает ее социальный статус. В результате стремительного расслоения российского населения по экономическому показателю в лексиконе появились новые, ранее не употребляемые термины: «грань выживания», «новые русские». Мы начали с тревогой говорить о демографическом кризисе, проявляющемся в резком падении самой рождаемости и снижении числа детей, родившихся физиологически здоровыми. Поэтому стали выделять особую категорию семей «социального риска». Смысл данного определения связан с понятием социального здоровья семьи, антиподом которого выделяется социальное напряжение.
Как показывают комплексные исследования жизнедеятельности семьи в современных условиях, факт возрастания социально-психологической неуверенности в будущем действует негативно, снижая адаптационные резервы, что приводит к увеличению числа дисфункциональных семей — семей категории «социального риска». По данным социологических опросов, до 70% российского населения испытывает
социальное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне. Среди современных научных терминов обрело актуальность слово «виктимность», означающее жертвенность. Это еще одна из граней современной социализации детей, указывающая на то, что ребенок, да и взрослый, не только субъекты и объекты
социализации, они еще могут быть ее жертвами, т. е. процесс социализации в семье и вне ее таит много опасностей.
На каждом возрастном этапе социализации выделяются типичные вероятные опасности. Так, для дошкольного периода жизни это: физические травмы, болезни эмоциональная глухость и аморальность родителей, игнорирование и заброшенность ребенка родителями, нищета семьи, антигуманность в воспитательных учреждениях в форме нега-тивного отношения педагога, отвержения сверстниками, асоциальные дети, соседи, потеря ребенком одного или обоих родителей, изнасилование, развод, наркомания, алкоголизм родителей. Факторами виктимизации могут выступать природно-климатические условия, в частности экологические загрязнения, влияющие на физическое и психическое здоровье.
Одни семьи в стремлении преодолеть проблемы сплачиваются, мобилизуют свои духовные ресурсы, расширяя вклад в социализацию ребенка. В других — попытки преодолеть возникающие трудности приводят к разрушению воспитательного потенциала.
Условно можно выделить семьи входящие в категорию «социального риска»:
семьи с детьми-инвалидами;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
семьи, где дети находятся на попечение третьих лиц;
семьи, перегруженные теми или иными трудноразрешимыми противоречиями, что сопровождается эмоциональны¬ми нагрузками на самого ребенка (дети разведенных или раз¬водящихся родителей, депрессивных матерей и пр.);
семьи, где один или оба родителя страдают социально значимой болезнью (алкоголизм, наркомания, нервно-психическое заболевание, туберкулез);
семьи, в которых родители являются слишком суровы¬ми воспитателями для ребенка (применяют физические наказания и другие способы воздействия, унижающие человека).
Каждая из таких жизненных ситуаций несет нередко стрессогенную обстановку в семейную социализацию дошкольника. Детям, проживающим в социально дискомфортном и опасном положении, трудно реализовывать себя. Поэтому, мощным позитивным фактором для успешной социализации детей является объединение профессиональных сил межведомственного уровня, включающих работников дошкольного учреждения (социальный педагог, практический психолог, медицинский работник, воспитатель и др.), представителей учреждений здравоохранения, социальной защиты, межведомственных ко¬миссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, школ и социокультурных организаций микрорайона. Примерная модель такой интеграции представлена в схеме.
Как видно на схеме, главная социально-педагогическая функция в деятельности дошкольного образовательного учреждения — выступать звеном, координирующим и интегрирующим всю совокупность социальных сред, составляющих жизненное пространство ребенка на протяжении дошкольных лет жизни и с началом обучения в школе.
Представляется важным для правильного управления этим процессом скоординировать степень участия и ответственности в этой работе самого руководителя, а также остальных специалистов учреждения и других организаций. Главный смысл работы — не выступать для неблагополучной семьи в роли «подпорки», а помогать ей через объединение усилий заинтересованных профессиональных сил опираться на свои ресурсы, которые сама семья либо пока недооценивает, либо вообще не осознает. На семье лежит главная ответственность — защитить свое потомство от социальных неурядиц.
Вряд ли сегодня можно «лечить» семейную дезорганизацию только педагогическими «лекарствами». Чтобы члены семьи пошли на контакт и сами могли поведать о своей семейной «болезни», важно занять искреннюю позицию сочувствия боли и страданиям. Дети и родители в дезорганизованных семьях связаны любовью и заботой друг о друге так же, Iкак страданием, горем и печалью. Выбросы гнева друг на друга придают отношениям мрачный, мучительный оттенок, нa примере близкого взрослого ребенок узнает, что кто-то в этой жизни предстает «жертвой», а кто-то становится «палачом», усваивает роли «насильника» и «жертвы», причем порой одновременно.
Не существует стопроцентных советов, как побудить родителя брать на себя полную ответственность за свою роль взрослого в семье, чтобы не принуждать детей исполнять эту роль вместо себя.
Нам педагогам необходимо познакомить ребенка из «семьи риска» со всем спектром чувств, и тогда истинное «Я» ребенка может быть сохранено. В противном случае ребенок будет вынужден, расти и взрослеть, играя чужие роли.
Известно достаточное количество отечественных исследований в области психологии, педагогики прослеживающих связь между характером воспитательного воздействия в семье и особенностями развития детей. Благоприятная семейная атмосфера, демократический стиль воздействия на ребенка, содержательные эмоциональные контакты способствуют эмоционально-нравственному развитию детей. И напротив, нарушенные семейные отношения, авторитарный стиль воспитания, дефицит или искажения в общении имеют своим следствием дисгармоничное развитие ребенка.
В основном неблагополучие отношений родителей с ребенком складывается из:
а) ограниченности общения взрослого с ребенком, когда первые как бы избегают активных контактов;
б) односторонности общения, когда взрослых и детей объединяют лишь материально-бытовые вопросы;
в) недостаточности эмоциональных компонентов общения, когда между членами семьи нет духовной близости, солидарности.
Таким образом, каждая попытка педагога дошкольного учреждения повлиять на факт семейной деструктивности, негативно отражающейся на самочувствии и развитии дошкольника – дело весьма деликатное, требующее от педагога большого терпения и душевной мудрости.
В конце хочется сказать дорожите своей семьей, ведь самое главное это сохранение и укрепление семейных ценностей, которые уже зародились в вашей семье. Помните семья - это частичка каждого из нас.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Причины плохого поведения детей Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Почему ребёнок вредничает?

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Участник №78 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект занятия по математике в средней группе «Занимательная математика»
Опубликовано: 331 день назад (10 января 2016)
Просмотров: 781
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Алексеева Лариса Анатольевна # 11 января 2016 в 15:41 0
Добрый вечер! Как учитель, хочу Вас очень поблагодарить за поднятие "больной" темы. Действительно, сейчас очень много неблагополучных семей,вследствие этого факта страдают не только сами дети, но и работники всех упомянутых Вами сфер.В таких ситуациях ничего, кроме участия, помочь не может. Знаю это по личному опыту работы.
Татьяна Павловна Лисюнина # 11 января 2016 в 17:58 0
проблема работы с таким видом семей всегда актуальна. к тому же это очень проблемная тема и часто теория расходится с практикой. Ваш материал будет хорошим подспорьем в организации работы по данному вопросу. Благодарю.
Светлана Сергеевна Гомзякова # 13 января 2016 в 14:36 0
Материал действительно хороший и очень близок педагогам. Как ранее отметила Татьяна Павловна, теория расходится с практикой. На своем опыте могу сказать, что сколько бы мы, педагоги и органы власти, не "бились" с трудными семьями, пока взрослые этих семей не осознают проблему и не почувствуют реальную угрозу, мы бессильны! Но как известно - вода камень точит! Работать с такими семьями все равно необходимо! Потихоньку - помаленьку и к какому-то результату мы придем.