Конкурсы для педагогов и детей

Работа с лингвистическими словарями, 6 класс

Программа курса "Работа с лингвистическими словарями направлен на формирование у учащихся информационной компетентности и компетентности решения проблем, может быть использован для проведения кружковой работы по предмету (количество часов может быть увеличено) или во внеурочной деятельности.
Программа курса "Работа с лингвистическими словарями" 6 класс
«Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».
К.Д.Ушинский
Без словаря, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них спрессованы огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке, именно «словари призваны отражать успехи развития нации в области материальной и другой деятельности, уровень развития общественного устройства, науки, культуры и искусства». («Современность и словари»)
Еще А.М.Горький заметил, что русский язык «обогащается с остротой поражающей», и даже вполне владеющему языком невозможно удержать в голове все необходимые сведения о нём. Чтобы овладеть литературными нормами, богатством языка, необходимо постоянно совершенствовать свою речевую культуру, в трудных случаях обращаться за справками и различными словарями.
Существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который всё знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос!»

В рамках учебных курсов учащиеся имеют возможность получить навыки работы со словарями в небольшом объёме (только в ознакомительном плане, а навыки работы не формируются). Работа со словарями остаётся за рамками школьной практики, а умение работать с ними необходимо и как навык, и как один из видов деятельности, направленный на формирование у учащихся информационной компетентности и компетентности решения проблем.
Предлагаемый учащимся модуль предназначен не только для выработки навыков поиска информации в словарях вообще, но и, что главное, для того, чтобы учащиеся получили опыт поиска лингвистической информации, необходимой для решения проблемы.
I этап – знакомство с системой справочной литературы, способами размещения информации.
Словари бывают разнообразных типов:
Энциклопедические.
Особенность: объясняются не слова, а реалии (предметы, лица, явления и понятия), обозначаемые теми или иными словами.
Лингвистические.
Собираются и объясняются сами слова и фразеологизмы, толкуются их лексические и грамматические значения, их употребление в речи и т.д.
1) Переводные (двуязычные)
2) Одноязычные лингвистические словари (с различных сторон объясняют лексику русского языка)
- толковые;
- словарь синонимов, антонимов;
- словарь иностранных слов;
- словарь фразеологизмов;
- морфемный и словообразовательные словари;
- этимологический словарь;
- грамматический словарь;
- орфографический словарь;
- словарь омонимов;
- ономастические словари (антропонимический, топонимический);
- словарь лингвистических терминов и др.
Учащиеся должны осознать, для чего им необходимы лингвистические словари, понять общие принципы работы с такими словарями.
Практика – организовать групповую работу учащихся по конструированию собственных словарей, опираясь на материал различных лингвистических словарей.
II этап направлен на то, чтобы учащиеся получили опыт поиска информации.
На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся с различными лингвистическими словарями. Информация, которую учащиеся будут использовать из разных источников, характеризует слова с различных сторон (лексическое значение, этимология, синонимия, антонимия, фразеологизмы, употребление в речи, орфоэпические нормы и т.д.).
Результатом работы учащихся на данном этапе могут стать таблицы. Их целесообразно использовать для создания собственного алгоритма работы с лингвистическими словарями.
Для работы с лингвистическими словарями можно будет взять слова из учебника русского языка для 6 класса, термины по другим предметам.

Прогнозируемые результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
- правила организации информации в лингвистическом словаре;
- способы поиска информации.
Учащиеся должны уметь:
- осуществить поиски информационных лакун (пропуск, пробел, недостающее место в тексте) и отбор информации в соответствии с необходимостью заполнить информационные лакуны;
- находить информацию в лингвистических словарях;
- сопоставлять информацию, полученную из разных источников;
- оформлять ссылки на источники информации.

Выполнение работы на всех этапах должно быть обсуждено с учащимися.
Результатом работы должен быть словарь-справочник тех слов, которые изучаются на уроках русского языка.

Учебно-тематический план модуля.
№ Тема Кол-во часов Вид контроля
Всего Теория Практика
1 Справочная литература 3 1 2 Обсуждение, презентация
2 Поиск и отбор информации 4 1 2 Само- и взаимоконтроль
3 Алгоритм работы с лингвистическими словарями 2 - 2 Наблюдение за умением объяснять принцип построения алгоритма
ИТОГО 9 2 7

ЛИТЕРАТУРА
1.Лингвистические словари (толковый, словарь синонимов, антонимов, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь и др.)
2.З.А.Потиха, Д.Е.Розенталь «Лингвистические словари и работа с ними в школе».
3.«Русский язык. Пособие по лексике, морфологии и синтаксису» под ред. Федоренко Л.П., М., «Высшая школа», 1987 г.
Скачать Программа курса "Работа с лингвистическими словарями" 6 класс

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Экологическая сказка о лесе для младших школьников
Опубликовано: 268 дней назад (13 марта 2016)
Просмотров: 534
+1
Голосов: 1
Елена Юрьевна Винокурова # 13 марта 2016 в 18:42 0
Спасибо, за ваш труд. Упражнения включают содержание по разным разделам лингвистики: лексике, морфологии, словообразовании, этимологии, фразеологии. В сборнике использованы стихотворные тексты русской классической литературы, в том числе и те, которые изучаются в средней школе. Некоторые из приведённых текстов учитель может предложить учащимся для запоминания.