Конкурсы для педагогов и детей

Приёмы активизации познавательной деятельности для детей с глубокой умственной отсталостью

Приёмы активизации познавательной деятельности, применяемые на уроках картонажного дела для детей с глубокой умственной отсталостью
Автор: Е. А. Подоксёнова, МБС (к)ОУ «С(к)О школа №54 VIIIвида», г. Пермь
Описание материала: данная статья предназначена для педагогов, работающих в классах для детей с глубокой умственной отсталостью, в ней содержатся практические рекомендации для эффективного развития обучающихся с особенностями развития, каждый рекомендованный прием используется в практике и дает положительный результат, теоритический материал сопровождается фотографиями поделок детей, выполненных на уроках трудового обучения.
У детей с глубокими нарушениями интеллекта тотально недоразвита познавательная сфера личности: восприятие, внимание, память, речь, мышление. Эта особенность психической деятельности носит стойкий характер, так как является результатом органических поражений на разных этапах развития. Но необратимость этого явления не означает, что оно не поддается коррекции. Содержанию обучения детей с нарушениями интеллекта традиционно придается практическая направленность, что является важным условием, как для формирования запаса автоматических навыков, так и для реализации задач развития познавательной деятельности данной категории обучающихся.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению (картонажное дело) составляем совместно с учителем основных предметов в классе для детей с глубокой умственной отсталостью. Тематику уроков труда связываю с темами по СБО, ХБТ, развитию речи, математике. Такая взаимосвязь позволяет в новых условиях закрепить имеющиеся у детей и вновь полученные представления о предмете и явлении, проанализировать из каких элементов состоит, и в результате практической деятельности из частей собрать целый предмет. Так, например, на развитии речи дети изучили тему «Деревья». Значит, на уроке труда мы выполняем поделки или аппликации «Деревья»: закрепляем, что у дерева есть корни, ствол, ветки, листья, плоды; деревья бывают разные, и их внешний вид зависит от времени года – все это находит отражение в наших индивидуальных и коллективных работах .

На уроках математики дети знакомятся со шкалой термометра или циферблатом часов, а на уроках картонажного дела изготавливают модели часов и термометра. После - упражняются в определении температуры и времени на последующих уроках и дома. Сложной для понимания и запоминания, как показывает практика, является тема «Части суток», чтобы облегчить процесс знакомства с ней на уроках труда была изготовлена игровая модель и в процессе её изготовления и в процессе игровых упражнений с ней дети отрабатывают необходимые понятия.

Познакомившись на уроках по хозяйственно-бытовому труду с ассортиментом одежды, на уроках картонажного дела дети делают аппликацию человека с «гардеробом» сменной одежды.
Для детей с глубокой умственной отсталостью характерно поверхностное, глобальное восприятие. Они не анализируют воспринимаемый предмет, не сравнивают и не сопоставляют его с другими объектами. На своих уроках я использую готовые формы: конусы, стаканчики от мороженого, коробки, цилиндры от бумажных полотенец и прочее для изготовления поделок, моделей и игрушек. Мы с ребятами называем их «предметы-помощники», и каждый раз, прежде чем приступить к работе, необходимо найти правильного «помощника». В этом деле у нас два подхода. Первый от задумки: необходимо изготовить, например весы для игры в магазин, значит, из нескольких предметов-помощников дети выбирают именно тот, который больше всего похож на весы, сравнивая свои представления о них с реальным объектом или его изображением. Второй подход - от самого предмета: изучив его, решаем, на что или кого он похож, и тогда изготовив нужные детали, дополняем заготовку до желаемого образа. Работа строится по принципу от простого к сложному. Вначале для создания поделки используем минимум дополнительных деталей: полоски бумаги крепим к бумажному цилиндру, и получается сороконожка, а коробочки от чая превращаются в дома.

После количество деталей возрастает, они разные по форме и фактуре: к перевернутому стаканчику крепим стаканчик от йогурта, крылья и хвост из бумаги,глазки, гребешок и клюв из комочков салфеток – получается петушок, или доступные детям манипуляции с цилиндром от бумажных полотенец превращают его в рыбу.

В дальнейшем игрушки и модели собираем из нескольких одинаковых или разных по форме и размеру предметов-помощников . Коробки и цилиндры, собранные вместе могут предстать в сложном образе, например космонавта.

Эти нехитрые приемы позволяют при использовании минимальных средств добиться максимальной выразительности образа. Мыслительная деятельность детей приобретает характер аналитической, развивается воображение.
Для развития памяти у наших детей я использую прием повторов – изготовление сходных изделий на нескольких уроках, где постепенно моя помощь сокращается: изготовление закладок «Зоопарк», где на каждой последующей закладке появляется новый зверь, забирающийся по дереву; изготовление фруктов и овощей в технике папье-маше для игры в магазин. Интересным и полезным для ребят стало задание изготовить журнал комиксов: за основу был взят небольшой рассказ, и нужно было в виде аппликаций оформить страницы журнала. Каждый раз, переходя к новой странице, дети запрашивали все меньше помощи для изготовления на ней главного персонажа, а чтобы дополнить события, происходящие с ним, требовалось вспомнить рассказ.
На уроках туда активно развивается речь детей. И в короткой беседе о пройденном материале на основном уроке и в связи его с заданием нашего урока. И в ответах на вопросы при самостоятельной работе, касающихся инструкции (что ты делаешь, что будешь делать дальше?). И в анализе готовых работ (что и как мы сделали? нравится ли тебе твоя поделка?) А самое главное, и здесь даже не требуется помощи педагога, поделки изготовленные руками наших воспитанников сами стимулируют их на беседу или диалог: персонажи для настольного театра разговаривают голосами детей.

Муляжи для игры в магазин становятся объектом выбора в сюжетно-ролевой игре, подарки для родных сопровождаются поздравлением для них.
Таким образом, трудовое обучение не сводится лишь к выполнению большого количества упражнений по формированию общих трудовых навыков, а становится эффективным средством активизации и коррекции познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в школе VIII вида Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ Игры - энергизаторы с учащимися коррекционных школ Конспект урока чтения для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Похожие статьи:

Методическая разработка конспекта занятия для 1 класса по личностному развитию с элементами тренинговых упражнений и сказкотерапией

Классный час по профилактике правонарушений

Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в 4 классе

Конспект интегрированного урока познания мира и трудового обучения для 2 класса

Сценарий музыкально – театрализованного представления «Театр, где играем мы»

Органайзер-магнит Кот своими руками | Ежик своими руками из шпагата. Мастер класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 932 дня назад (22 мая 2014)
Просмотров: 3661
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Татьяна Николаевна Хусаинова # 23 мая 2014 в 14:25 +1
Елена Анатольевна очень интересный и познавательный материал. Действительно Вся коррекционная работа должна проходить в системе и во взаимосвязи с другими учебными предметами. Дети лучше усваивают материал, т.к. уже наглядно представляют, закрепляют полученные теоретические знания на практике. Но и конечно большой плюс потому что у них развивается кругозор, мелкая моторика, внимание, память, мышление. Работы детей очень аккуратные, интересные. Молодцы!!! Голосую +1
Татьяна Александровна Чепелева # 23 мая 2014 в 18:52 0
Елена Анатольевна, прочла Вашу статью! Замечательная, понравилась!Заметно Ваше отношение и к детям и к работе!Чувствуется опыт "за плечами". Так держать!
Лариса Павловна Мухина # 24 мая 2014 в 10:26 +1
Елена Анатольевна! Очень интересная статья! Даже в общеобразовательных классах можно использовать подобный материал! Спасибо!