Конкурсы для педагогов и детей

Развитие художественно - творческих способностей у старших дошкольников

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бастрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Актуальность проблемы определяется еще и тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.
Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Наш многолетний опыт работы по программе «Радуга» показал, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности. В программе не достаточно акцентируется внимание на задачах, направленных на развитие творческих способностей дошкольников. Перед коллективом детского сада встала проблема - создать такую программу, которая соответствовала бы специфике детского сада, запросу общества, социальному заказу родителей, индивидуальным особенностям детей. Работая над проблемой, мы поставили перед собой задачу: изучить понятие «детского дизайна», выделить его типы.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.
Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника.
Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики. В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитекртурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяются следующие типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). Работая над направлением – детский дизайн, мы создали проект по обучению детей среднего и старшего дошкольного возраста элементам дизайна - «Маленькие дизайнеры».
Проект рассчитан на два года и предназначен для педагогов ДОУ старшей и подготовительной групп.
Цель проекта: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.
Задачи: 1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца
5. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.
6. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Ожидаемый результат. В результате первого года обучения дети должны знать:
• Иметь общие представления о дизайне, его назначении в обществе.
• Технологию выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.
• Иметь представления о различных материалах и их свойствах.
• Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах. Уметь:
• Составлять композицию.
• Применять нетрадиционные техники рисования на бумаге.
• Декоративно оформлять изделие.
• Использовать в работе природные материалы.
• Вырезать по контуру предметы разнообразной формы.
В результате второго года обучения дети должны знать:
• Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).
• Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).
• Технологию выполнения аппликации из различных материалов.
• Правила оформления готового изделия.
• Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.
• Освоение разнообразных техник дизайна.
Уметь: • Составлять композицию.
• Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.
• Декоративно оформлять изделие.
• Контролировать качество изделия.
• Изготавливать разнообразные поделки, аксессуары для одежды из бросового материала.
В результате третьего года обучения дети должны знать:
• Называть основные понятия дизайна и композиции.
• Называть элементы композиции.
• Правела выполнения техники «Декупаж».
• Правела выполнения техники «Пэчворк».
• Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»
Уметь: • Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.
• Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.
• Создавать изделие по собственному замыслу.
• Оценивать результат своей работы.
Формы подведения итогов реализации данного проекта являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах. Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. В год проводится в средней группе 31 занятие, в старшей группе 34 занятия, в подготовительной группе - 34 занятия. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы. Работа с родителями предполагает: специальные консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки»; презентации «Оригами», «Расписные игрушки», «Подарки осени», слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза»; мастер классы ; конкурсы семейного творчества; дни открытых дверей.
Результатом работы над проектом явилось повышение творческого потенциала дошкольников. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества.
Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Рекомендуем посмотреть:

Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Прогулки и наблюдения в летний период в детском саду Организация игровой деятельности в разновозрастной группе Родительская компетентность

Похожие статьи:

Экологическое воспитание в детском саду

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в ДОУ

Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду

Перспективный план занятий в детском саду по пожарной безопасности в средней и старшей группах | Конспект занятия по дизайну в детском саду для детей подготовительной группы
Опубликовано: 26 дней назад (15 ноября 2016)
Просмотров: 156
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Дильбар Ильгизовна Сафина # 15 ноября 2016 в 22:42 0
Развитие художественно - творческих способностей детей очень актуальна на сегодняшний день. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества. Спасибо.