Конкурсы для педагогов и детей

Интеллектуальная игра по поэме "Руслан и Людмила" для 5-6 классов

Разработка интеллектуальной литературной игры «…Сказку эту поведаю теперь я свету» (конкурс знатоков поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
Автор: Лапоногова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», город Архангельск
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуальной литературной игры «…Сказку эту поведаю теперь я свету» (конкурс знатоков поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила») для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ. Данный материал будет интересен учителям русского языка и литературы. Данная интеллектуальная игра направлена на привлечение внимания детей к творчеству А.С. Пушкина, на формирование умения применять полученные знания в нестандартных игровых ситуациях. Учителям проведение такой игры позволит осуществить контроль степени усвоения учебного материала после изучения поэмы А.С. Пушкина.

Интеграция образовательных областей: «Литература», «Русский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство»
Цель: актуализация творчества А.С. Пушкина у учащихся
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование представлений о многообразии творчества А.С. Пушкина
2. Обобщение учебного литературоведческого материала по теме «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Развивающие:
1. Развитие умения применять полученные знаний, умения, навыки в нестандартных учебных ситуациях
2. Развитие логического мышления, памяти, внимания
3. Формирование творческого подхода к изучению литературных произведений
Воспитательные:
1. Формирование потребности в продуктивном чтении
2. Развитие умения работать в команде
3. Воспитание любви к родной литературе
Демонстрационный материал:
Иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (либо презентация Powerpoint), игровые листы для туров «У Лукоморья дуб зелёный» и «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», карточки со словами для тура «Конкурс толмачей».
Раздаточный материал:
Лист вопросов и ответов для тура «Верю – не верю»
Методические приёмы:
Игровые приёмы (блиц-опрос, викторина, конкурсы)
Правила игры:
1. 3 команды по 7 человек
2. Жюри из числа учеников (3 человека)
3. Помощник учителя
4. 5 туров игры
5. «Негласные правила»: правило дослушанного вопроса, правило поднятой руки, правило взаимоуважения
Ход игры:
Дорогие ребята! Сегодня мы завершаем изучение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и попадаем на интеллектуальную игру «…Сказку эту поведаю теперь я свету». Мы выявим лучших знатоков поэмы, самых внимательных читателей и самых лучших друзей, умеющих работать в команде.
Итак, начинаем! Перед серьёзной игрой нужно размяться. Внимание!
1 тур «У Лукоморья дуб зелёный…» Блиц - опрос
1. Тема вопросов – общие вопросы о поэме
2. Цена вопроса – 1 балл
3. Для выбора вопроса – выбрать звёздочку с номером вопроса на игровом поле, выслушать вопрос, дать ответ
4. При неправильном ответе может ответить любая из команд (1 попытка)

Вопросы:
1. Что собой представляет часть поэмы, начинающаяся словами «У Лукоморья дуб зелёный…»? (пролог, вступление)
2. Сколько песен входит в состав поэмы? (шесть)
3. Назовите точную дату окончания поэмы. (26 марта 1820)
4. Музыкальный вопрос: Кто автор данного музыкального произведения? (М.Глинка, Увертюра к опере «Руслан и Людмила»)
5. От кого после написания поэмы Пушкин получил портрет со словами «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (от В.А.Жуковского)
6. «У Лукоморья дуб зелёный…» - кто явился «соавтором» А.Пушкина? (няня Арина Родионовна)
7. Поэма появилась в печати в 1820 году, но она отличалась от той поэмы, что мы читаем сейчас. Чем? (не было начала и эпилога поэмы, появившихся к 1828)
8. В какой период своей жизни А.Пушкин начал работу над поэмой? (во время обучения в Царскосельском лицее)
9. Каким стихотворным размером написана поэма? (четырёхстопный ямб)
2 тур «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
1. Вопросы с выбором цены вопроса
2. Тематика вопросов:
«…через леса, через моря…» (География поэмы) – вопросы на знание мест действия поэмы
Что? Где? Когда? (Обо всём понемногу) – вопросы на знание сюжета
Такие разные герои – вопросы типа «узнай героя»
Всё дело в … - вопросы на знание художественных деталей, образов
3. Команды выбирают категорию вопросов и стоимость вопроса: 5, 10, 15, 20, 25 баллов на игровом поле
4. Начинает команда, набравшая наименьшее количество баллов в 1 туре
5. При неправильном ответе любая из команд может дать свой ответ (по 1 попытке).
6. После каждого вопроса – переход хода (т.е. выбора вопроса)

1. «…через леса, через моря…» (География поэмы):
5 баллов - Где находится дуб, под которым кот - баюн рассказывал автору свои сказки? (Лукоморье)
10 баллов - Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану? (Из Финляндии)
15 баллов - В какую сторону Наина указала дорогу Рагдаю? (На север)
20 баллов - По берегу какой реки Руслан со своими соперниками отправился на поиски Людмилы? (Днепр)
25 баллов - Где, по словам Фарлафа, он нашел Людмилу? («В пустынных Муромских лесах»)

2. Что? Где? Когда? (Обо всём понемногу)
5 баллов - Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру? (Рогдай, Ратмир, Фарлаф, были соперниками Руслана)
10 баллов - Как Руслану удалось победить колдуна? (Отрезал бороду Черномору)
15 баллов - Что обещал князь Владимир тому, кто вернёт ему дочь? (Людмилу в жёны и полкняжества)
20 баллов - Как четыре витязя выбрали себе дороги? (Их кони разошлись сами)
25 баллов - О чем попросила разбуженная голова? (Чтобы ей не мешали спать)

3. Такие разные герои
5 баллов – «Старушка дряхлая, седая, Глазами впалыми сверкая. С горбом, с трясучей головой, Печальной ветхости картинка» (Наина)
10 баллов – «…ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Её внимательно читая» (Финн)
15 баллов- «…крикун надменный, в пирах никем не побежденный, Воитель скромный средь мечей» (Фарлаф)
20 баллов – «Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан…» (Ратмир)
25 баллов – «К ногам красавицы надменной Принес я меч окровавленный, Кораллы, злато и жемчуг; Пред нею, страстью упоенный, Безмолвным роем окруженный Ее завистливых подруг… (Финн)

4. Художественная деталь (иллюстрации к поэме)
5 баллов - Что в руках у героя? Для чего это?
(Живая и мёртвая вода, для Руслана)
10 балов - Что на голове у Людмилы? Чей это предмет и какую силу он имеет?
(Шапка-невидимка Черномора)
15 баллов - Что это за инструмент? Кому он принадлежит?
Гусли Баяна)
20 баллов - Ларец удачи! Получи 20 очков в подарок!
25 баллов - Каким образом чёрный змей (дракон) появляется в повествовании? Кто это?
(Наина)
В вопросах использованы строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
3 тур «Верю – не верю»
Командам выдаются листы утверждениями и местом для ответов
На выданных листах напротив утверждения написать слова «верю» или «не верю»
1. Ратмир остался жить в замке двенадцати дев (Не верю, он стал рыбаком и полюбил простую девушку)
2. Фарлаф заранее задумал подкараулить Руслана при возвращении. (Не верю, он ничего не задумывал, просто послушался Наину)
3. Черномор поймал княжну в сети, обратившись Русланом (Верю)
4. Первый раз Финн увидел Наину, отправившись в военный поход (Не верю, впервые увидел, когда был пастухом )
5. Владимир выдавал свою дочь Людмилу за графа Руслана (Не верю, за князя Руслана)
6. Рогдай решил убить Руслана и внезапно напал на него (Верю)
7. Рогдай поехал искать Людмилу на юг, Руслан на восток (Не верю, Руслан поехал на “полночь”, то есть на север)
8. В плену у Черномора Людмила не ела и не спала (Не верю, ела и спала, правда, мало и беспокойно)
9. Руслан ударил волшебную голову рукавицей по щеке (Верю)
10. Наина влетела к Черномору в виде крылатого змея с железной чешуёй (Верю)
11. Наина проводила Фарлафа к спящему Руслану в образе дикой собаки (не верю, в образе кошки)
12. Хазары сначала побеждали киевлян, затем подоспел Руслан и разгромил их (не верю, на Киев напали не хазары, а печенеги, и они действительно сначала побеждали)
4 тур Конкурс толмачей (переводчиков)
1. От команды по 1 человеку
2. Выбирают по очереди по 1 слову и объясняют значение
3. За каждый правильный ответ – 2 балла

Слова для объяснения:
1. Гридница – помещение для пиров и собраний дружины..
2. Уста – рот, губы.
3. Перлы - жемчуг
4. Сонм – большая группа, собрание кого-либо.
5. Чета – два лица или предмета, рассматриваемые как одно целое.
6. Обитель – место пребывания кого-либо.
7. Пажить – луг, поле.
8. Брань – бой, битва, война.
9. Яхонты – рубины
10. Чашники – слуги
11. Ретивый – быстрый
5 тур «Гонка за лидером»
1. Для каждой команды -10 вопросов
2. Отвечать сразу же, без времени на раздумья.
3. Не зная ответ, не тратьте зря время, пропускайте вопрос
4. Время на ответы 1 минута
5. за каждый правильный ответ – 1 балл

Вопросы для 1 команды:
1. Что случилось с Рогдаем? (погиб в поединке с Русланом)
2. Как Руслану удалось победить колдуна? (Руслан отрезал бороду Черномору)
3. С кем шло сражение под Киевом? (С печенегами)
4. Почему Финн стал волшебником? (добиться любви Наины)
5. Сколько сыновей Владимира-Солнца сидело за одним столом на свадьбе Руслана и Людмилы? (12)
6. Кому из витязей помогала Наина? (Фарлафу)
7. Что несёт «арапов длинный ряд»? (бороду Черномора)
8. В кого превращался Черномор, чтобы поймать Людмилу? ( в Руслана)
9. За что ненавидел Черномор своего брата? (за высокий рост)
10. Чем пахнет в Лукоморье? («Русью пахнет»)
Вопросы для 2 команды:
1. Кем оборачивалась Наина? (Кошкой и змеем)
2. Кем раньше была Голова? (Великаном-богатырем, братом Черномора)
3. Как звали отца Людмилы и кем он был? (князь Владимир)
4. Как звали молодого хазарского хана? (Ратмир)
5. В чем была сила Черномора? (в его бороде)
6. Сколько лет было Людмиле? (17 лет)
7. Звук какого инструмента услышала Людмила в саду Черномора? (арфы)
8. Чем был украшен пояс, поднесенный Людмиле девушкой? (жемчугом)
9. Кем внешне был Черномор? (карликом)
10. Кому служит бурый волк? (царевне)
Вопросы для 3 команды:
1. Чем угрожал Черномор своим невольникам? (Удушить бородой)
2. Что стало с Черномором? (Он стал шутом у князя)
3. Кто возвращает Людмилу отцу? (Фарлаф)
4. Зачем Голова нужна была Черномору? (охранять волшебный меч)
5. Сколько лет находился старец в пещере до встречи с Русланом? (20 лет)
6. Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2 дня)
7. Чем украсил Руслан свой шлем? (бородой Черномора)
8. Каким способом Людмила «победила» Черномора во время его первого визита к ней? (завизжала)
9. В каком городе происходит часть действия поэмы? (в Киеве)
10. В руках кого, якобы, нашёл Людмилу Фарлаф? («злого лешего»)
Подведение итогов игры.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Сценарий познавательно-развлекательного мероприятия для детей 9-12 лет Конспект внеклассного мероприятия в 5-6 классе по теме: Привычки хорошие и плохие Интеллектуальный классный час для учащихся 5-7 классов

Похожие статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Морское путешествие

Опубликовано: 960 дней назад (24 апреля 2014)
Просмотров: 12523
+4
Голосов: 4
светлана ващилина # 2 мая 2014 в 13:45 +2
Елена Борисовна, с удовольствием ознакомилась с вашей разработкой интеллектуальной игры. В игровой форме вы решаете важные задачи. В далёкие советские времена наша страна считалась самой читающей в мире. Но теперь многое изменилось. Родители маленьким деткам мало читают русских народных сказок, да и вообще сказок русских писателей, а некоторые вообще не читают ссылаясь на не хватку времени. Легче включить видео и посадить ребенка, пусть смотрит. А подрастая такие детки не испытывают особой потребности в чтении. Привить любовь к родной литературе, к чтению, к творчеству А.С.Пушкина это важно! Вы молодец! Очень удачная разработка. Желаю успеха!
Елена Борисовна Лапоногова # 5 мая 2014 в 22:29 +1
Светлана, спасибо за тёплые слова. Очень люблю интеллектуальные игры, использую их в своей практике и на уроках, и во внеурочное время. Приятно, когда находятся единомышленники в деле воспитания подрастающего ЧИТАЮЩЕГО поколения.