Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия развлечения для детей средней группы в детском саду. Знакомство с русским бытом и творчеством

Знакомство с русским бытом и творчеством
Автор: Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Назначение работы:Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".
Цель: Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа
Задачи:
1.Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
2.Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
3.Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
4. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
5.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа: Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись Филимоновской игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.
Оборудование: макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто,самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай,баранки.

Ход НОД
(Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы, стоят полукругом к зрителям.)
Воспитатель:
На селе Муромино
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!
(Вбегает девочка громка плачет)
Девочка: Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
Ребята:
Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.
Девочка:Ой! Вы кто?
Воспитатель:Я мама, а это все мои дети.
Девочка:Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.
Воспитатель:А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.
Девочка:А это что ваш дом?
Воспитатель:Как дети у нас дом называю? (избой) А самую большую комнату – горницей?
Девочка:А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.
Воспитатель:Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
Горница у нас небольшая
Да красивая какая!
На убранство погляди.
Иди Кристина про печь нам расскажи!
Ребенок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Воспитатель:А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.
Физминутка:
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

(Дети садятся на лавки)
Воспитатель:Печь – это символ добродетели и тепла. Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)
Все в избе сделано из дерево или глины.
Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи.
Ну, ребята выходите
всё в избе нам покажите.

Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь:
У печи стоят важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
(воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варим в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в кувшине.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Греется он на углях,
И живет во всех дворах.

Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

Песня-инсценировка: «Пошла, млада за водой»
(девочка с коромыслом и ведрами, мальчики играют на ложках, девочки поют)

(дети садятся за стол)
Девочка:А зачем вам такой длинный стол?
Воспитатель:Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.
Ребенок:
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда.
Воспитатель:Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом? (бить, влезать на него детям, садиться.)
Воспитатель:Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.
(Когда семья вместе, и душа на месте, В дружной семье и в холод тепло, В хорошей семье хорошие дети растут, Дружная семья не знает печали, Семья в куче, не страшна и туча, Везде хорошо, но дома лучше.)
Ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Воспитатель:А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем. Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.
Девочка:Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?
Воспитатель:Принеси Кирюша покажи, чем мы освещалась горницу вечером? (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)
Девочка:Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.
Воспитатель:Коли народ невесел
Низко голову повесил,
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Золотые ворота»
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
(играем 3-4 раза)
Воспитатель:Любим мы чаёвничать - чай из самовара попить.
Ребенок:(держит в руках каравай)
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Воспитатель:Дети что такое рушник? (полотенце)
Ребенок:
Напекли мы для гостей
Много разных сладостей
Тары – бары – растабары
Выпьем чай из самовара.

Воспитатель:
Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней погляжу.

Загадки:
1.Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

2.Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват)

3.Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок).

4.Надо для стирки,
Может и для купания.
Посудина странное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Название открыто,
Но эта посудина
Просто …(корыто)

5.Воду он носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

7.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).

Воспитатель:Ой, дети, я вспомнила волшебную игру, которая поможет Варе вернуться домой, становитесь в круг, а Варя в середину.
Игра "Карусели"
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
А теперь за мной, за мной
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Все скорей за мной ушли.
Открывай Варя глаза,
Сказки кончиться пора.
(дети уходят, девочка открывает глаза и видит, что она в детском саду, подбегает к помощнику воспитателя)
Помощник воспитателя:Варя какая ты нарядная, где же ты была? (девочка рассказывает)

Рекомендуем посмотреть:

Развлечение для детей в средней группе Сценарий интегрированного развлечения для средней группы Конспект музыкально - игрового занятия для средней группы детского сада Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки»
Участник №230 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Нетрадиционная техника рисования граттаж для детского сада на тему: Осень | Нетрадиционная техника рисования Энкаустика. Мастер-класс с пошаговыми фото для детей от 6 лет
Опубликовано: 214 дня назад (8 мая 2016)
Просмотров: 401
+2
Голосов: 2
Валентина Николаевна Разумова # 9 мая 2016 в 00:49 0
Елена Борисовна, замечательный сценарий, я просто в восторге. Очень понравилась форма проведения с элементами театрализации, дети знакомятся с русскими традициями не в назидательной форме, а в игре. Ну очень всё здорово. С удовольствием голосую первой за ваш отличный материал. Беру, с вашего разрешения его в закладки. удачи вам.
Ираида Витальевна Старцева # 9 мая 2016 в 07:51 0
Доброе утро! Интересный сценарий. Использование разнообразных приёмов увлекает детей. Через инсценировки, беседу, изготовление поделок , дети незаметно узнают новое о русских традициях, о народном творчестве. Голосую с удовольствием! С праздником!