Конкурсы для педагогов и детей

Как написать сочинение - эссе по обществознанию

Мастер - класс на тему: "Как написать сочинение - эссе по обществознанию"
Описание: мастер - класс представляет все этапы мыслительной деятельности в процессе написания сочинения на основе высказывания: выбор темы, определение ключевых слов, подбор теоретического материала и примеров в качестве аргументов, выводы. Это хорошая помощь педагогам и их ученикам, которые собираются сдавать экзамен по обществознанию.
Мастер – класс на тему: «Как написать сочинение эссе по обществознанию»
Поэтапные действия работы над сочинением на обществоведческую тему представлены в авторском методическом пособии для выпускников. Здесь вашему вниманию пошагово показан весь процесс формирования сочинения на заданную тему с составлением конкретного текста.

Закон не знает сословных преступлений,
не знает различий по кругу лиц,
в среде коих совершается его нарушение.
Он ко всем равно строг и равно милостив.
А.Ф.Кони
Остановимся на этом варианте высказывания подробнее. Предлагаем алгоритм размышлений и создания текста эссе.
Одно из выражений известного русского мыслителя XIX века А.Ф. Кони было предложено в демонстрационном варианте 2012 года и повторилось в демоверсии 2015 года в разделе «Правоведение». При создании текста эссе, исходя из требований к работе, необходимо показать реальные знания курса обществознания, сформированность понятийного аппарата, умение подбирать фактический материал и правильно использовать собственный жизненный опыт.
Шаг 1. Выделяем ключевые слова высказывания. На наш взгляд, ими являются: «закон» - «сословные преступления» - «круг лиц» - «нарушение» -«строг и милостив». Слова образуют своеобразный смысловой круг, по которому будет выстраиваться текст.
Шаг 2. Обдумываем начало размышлений. Здесь можно сразу определить проблему, поднятую автором, можно начать лирическим отступлением, можно сразу показать знание обществоведческой терминологии, в целом необходимо положить точку отсчета мыслям, которые будут оформлены в цельный красивый текст. Например:
«Мысль, высказанная русским политологом А.Ф.Кони, по своей сути является идеальным вариантом правоприменительной практики. Действительно, закон как норма, обладающая высшей юридической силой, является цементирующей основой общества, где сословный, корпоративный или иной статус человека не может быть поводом для того, чтобы гражданин за совершенное нарушение или преступление не понес адекватного наказания».
Шаг 3. Дальше логика составления текста подталкивает на выражение собственной позиции и ее аргументации. Здесь уместно привести примеры из современной жизни, поскольку автор эссе – современная молодежь, продвинутая, владеющая огромным объемом информации, умеющая ее по – своему интерпретировать. Продолжение эссе может быть таким:
«Я соглас(на)ен с тем, что закон не знает сословных преступлений. Ведь если суд будет за одинаковое правонарушение наказывать исходя из того, является человек богатым или бедным, дворянином или депутатом, министром или рабочим, то наступит юридический коллабс, и такое общество потеряет основные черты правового и демократического. В качестве примера можно привести дело господина Ходорковского, которому не помогли его миллионы, и он понес наказание за экономические нарушения. Еще интереснее ситуации в Европе, где общество более открыто и прозрачно, например, бывший премьер – министр Италии Сильвио Берлускони сейчас является участником судебных разбирательств».
Шаг 4. Высказывание Кони интересно тем, что позволяет показать межпредметные связи: история – обществознание – правоведение – социология. Это тот редкий случай, когда примеры из истории будут очень уместны, поэтому возможен вариант расширения размышлений за счет этого. Главное логически правильно соединить части сочинения. Возможен такой вариант развития размышлений:
«Но не всегда в истории была такая ситуация: равенство всех граждан перед законом, строгость и объективность судебной системы. Так, например, при Екатерине Великой положение русских дворян и гвардии было особым: они не несли юридическую ответственность за совершенные преступления, им многое прощалось, нельзя было применять физические наказания, эти категории относились к элите общества. Особый статус был и у поместных землевладельцев, которые могли до смерти забить своих крепостных, оскорбить и унизить, эти люди ничего не боялись, так как закон был на их стороне. Некрасивая ситуация была и в США практически до середины XX века в отношении к темнокожим людям, которых белые относили к особому кругу лиц второго сорта, а значит и наказание строже и правовой статус ниже. Аналогичных примеров можно привести массу».
Шаг 5. Для того, чтобы написать заключительную часть эссе, рекомендуем перечитать получившийся текст. Это необходимо для соединения смыслового кольца в единое целое, исходя из обозначенных ключевых слов. Советуем использовать стандартные фразы, вводные конструкции, хорошо знакомые выражения. Заключение должно быть лаконичным и, возможно, нестандартным. В нем можно показать перспективность и актуальность проблемы, значимость для современной жизни.
«В заключении хочется высказать надежду, что и Россия когда – нибудь станет по – настоящему правовым государством, где законы будут ко всем одинаково строгими и милостивыми, и не будет таких ситуаций, когда следственные органы или суд сначала уточняют, чьим родственником является человек, совершивший преступление: бизнесмена или главы муниципалитета, простого учителя или генерала армии, какие можно к нему применить санкции или сколько денег с него удастся получить. Нужно верить в светлое будущее родной страны».
Шаг 6. Перечитать полный вариант работы, если есть необходимость, то внести изменения и коррективы. Не забывайте следить за орфографической, синтаксической, лексической и логической грамотностью сочинения. Если при написании эссе, будут учтены все предложенные советы, то 5 баллов вам гарантированы. Кстати, обращаем внимание на объем работы. В получившемся эссе 322 слова. Это оптимальный объем для раскрытия смысла высказывания (хотя слов может быть и меньше: 150 – 300).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс Разработка урока обществознания в 9 классе на тему: Духовные основы общества

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Рекомендации по написанию эссе по обществознанию
Опубликовано: 320 дней назад (24 января 2016)
Просмотров: 1804
+2
Голосов: 2
Анюта # 17 марта 2016 в 17:24 0
Спасибо большое!
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 18:49 0
я считаю, что составление шаблонов и алгоритмов - это одно из самых сложных, и в то же время самых полезных занятий из работы педагога. потому что это приучает детей к самостоятельной, но четко заданной работе. ни шагу напрасно!!!
поэтапная работа. все понятно. доступно.
Спасибо за шпаргалку (своего рода)!!