Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности организации групповой работы в классах небольшой наполняемости на уроках гуманитарного цикла в специальной школе

Статья на тему: "Особенности организации групповой работы в классах небольшой наполняемости на уроках гуманитарного цикла в специальной школе"
Описание: статья посвящена организации уроков с использованием работы в группах для ребят с ОВЗ по зрению. Советы и рекомендации, а также личный опыт автора позволит педагогам, работающим в специальной школе качественнее проводить уроки с применением групповых активных форм работы. Автор статьи: Жданова Елена Борисовна, учитель русского языка, литературы, истории, обществознания Бийской общеобразовательнй школы - интерната №3.
Как сделать урок литературы или истории более продуктивным? Как дать ученикам большее количество информации за меньшее количество времени? Как активизировать познавательную деятельность детей среднего и старшего школьного возраста? Как заинтересовать слепого или слабовидящего ребенка в самостоятельном приобретении знаний и можно ли это сделать вообще? Вопросы, вопросы… Но не все так сложно, если немного проявить педагогическое чутье, фантазию, перечитать теоретические и практические рекомендации.
Проблема оптимизации учебного процесса в школах, где обучаются дети со зрительными дефектами, была и остается актуальной. Перед преподавателем специальной школы стоят задачи не только научить, развить, воспитать, но и по возможности учесть индивидуальные физиологические и психические особенности детей, сохранить остаточное зрение, грамотно соблюдать охранительный режим, про-водить коррекционную работу, организовывать обучение так, чтобы компенсировать недостатки зрения и, самое главное, дать хорошие знания, которые позволят без особых усилий войти в мир здоровых людей.
Современная педагогическая наука предлагает массу форм, методов, приемов организации учебной работы, которые дают высокие и стабильные результаты. Разработаны целые направления, школы и технологии. Мы задались вопросом: можно ли эффективно использовать групповые технологии в обучении слепых и слабовидящих учащихся в классах с малой наполняемостью (от 6 до 12 человек)? Периодически в учебный процесс мы включали уроки литературы и истории с групповой формой организации или с элементами групповой работы. И сейчас хотим поделиться своими выводами и замечаниями.
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно – урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Ученика в группе предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Такая форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности, а также групповые технологии предполагают:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций;
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
обмен способами действия для решения поставленной задачи или проблемы;
взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в сов-местную деятельность;
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Теоретические положения групповых технологий были изложены к книге Г.К.Селевко. Мы во многом согласны с автором монографии и в подтверждении слов расскажем о собственном опыте работы.
Возможности групповых занятий при изучении литературы и истории значительны. Уже много лет мы используем форму коллективной познавательной деятельности в своей практике и пришли к выводу, что эффективность таких уроков очень высока. Слова «учись учиться» приобретают для школьников конкретный смысл, когда они добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс и ответственен за качество знаний не только перед собой, но и пе-ред небольшим коллективом (группой), где он трудился. Решение конкретной задачи ставит ученика в положение исследователя и поднимает его авторитет. Чаще всего задача бывает решена именно потому, что в случае затруднения на помощь придет ученик – консультант или вся группа. Учащиеся активны при решении общей проблемы, т.е. практически на таких уроках работают все.

В специальной коррекционной школе III – IV видов форма групповой работы всегда актуальна. Она способствует социализации слепых и слабовидящих детей, помогает раскрыть им творческий и познавательный потенциал, и, поверьте, такие дети работают в группе или в паре нисколько не хуже, чем зрячие дети. Им нужно сопровождение членов группы во время уроков и помощь – консультация в подготовке к занятию. Не всегда необходимый объем информации есть в учебнике литературы или истории, в этом случае учащиеся или воспитатели – педагоги прочитывают слепым детям из дополнительных источников, для ребят готовятся карточки по Брайлю с информацией или вопросами для подготовки к урокам. Дети заинтересованы в конечном результате, их привлекает совместное действие, обсуждение вопросов, в т.ч. проблемных, они предлагают альтернативную трактовку той или иной темы и, соответственно, зарабатывают высокий балл. Групповая работа помогает осознать слепому и слабовидящему ребенку то, что он равный среди равных, он имеет право на свою точку зрения, он достаточно грамотно и обоснованно отстаивает свою позицию, и при этом зрительный дефект уходит на второй план.
Опыт показывает, что групповая технология прекрасно себя оправдывает в проведении нетрадиционных уроков: практикумов, семинаров, игровых уроков, уроков – путешествий, уроков в форме круглого стола.

Так, например, очень интересно прошел урок – семинар по истории в 10 классе на тему «СССР в послевоенный период». Объем информации был очень большой, в классе было 6 человек, из которых трое незрячие ребята, поэтому мы посоветовали детям поработать в парах. Каждой малой группе был предложен листок с вопросами для подготовки (в т. ч. По Брайлю), даны рекомендации, где искать материал. На уроке рассматривалось три ключевых вопроса темы:
социально – экономическое положение СССР после войны;
политическая система и решение национального вопроса в период с 1945 по 1953 гг.
духовная жизнь общества в послевоенный период.

Акцент урока был сделан на самостоятельную подготовку по теме. Ребята в парах очень качественно подготовились по своим вопросам: они разбили материал на части, выделили главное, привели цифры и факты по своей части темы, грамотно обобщили материал и сделали выводы, особенно порадовали ответы на проблемные вопросы. Такой урок помог детям еще раз оценить свои возможности, почувствовать себя студентами вуза или техникума, содействовал развитию монологической речи (выступил каждый в паре), помог осознать значимость исторических событий, развивал память и критическое мышление. Хорошо потрудились и незрячие ребята. Если в паре возникала какая – то заминка, то сразу же десятиклассники помогали друг другу, подсказывали, направляли ответы товарищей в соответствии с поставленным вопросом.

Работа в группе дает возможность личности раскрыться в ее отношениях с коллективом. Детям далеко не безразличны успехи друг друга и всего коллектива: ведь предстоит отчитаться перед классом, а учитель оценит не только работу отвечающих, но и групп.
Групповую работу можно использовать на уроках всех типов и на всех этапах урока. Особенно важно, чтобы такой урок носил творческий характер. Он дает возможность «разговориться» всем, требует от каждого не только верного осмысления материала, не только правильной ориентации, например, в художественном тексте, но и хорошей речи. Это заставляет учеников бережно относиться к слову, учит чувствовать его красоту. Очень важно, чтобы в суждениях о литературных героях, о ситуациях, описанных в произведении, раскрывался ученик. Работая с группой, можно предложить проблему, которая выявит его жизненные принципы. Часто дети высказываются по вопросам, которые близки или интересны. В такой работе теснее становятся контакты учителя и учащихся. Цель учителя – направить в нужное русло детские суждения, поддержать интерес, внимание к проблеме.

Еще один урок оказался в центре внимания. Это был урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе по рассказу Л.Петрушевской «Глюк», который прошел в форме круглого стола. История для обсуждения была предложена современная и актуальная. Мир подростков: какой он? Каковы их интересы, желания, фантазии? О чем мечтает подрастающее поколение 14 – 16-летних детей? Сам рассказ вызвал у ребят неподдельный интерес. После предварительного знакомства звучали разные вопросы: «Реальна или выдумана эта история?» «Какова судьба Тани и ее одноклассников?» «Есть ли выход из этой непростой ситуации?» «Может ли быть такое в современном мире?» Вопросы класса подтолкнули именно к такой форме проведения урока. Мы сели за круглый стол и стали обсуждать. Здесь по – настоящему сработал принцип «Один за всех и все за одного». Очень высокой оказалась эмоциональная направленность урока, каждый хотел и мог высказываться, ответы были глубокими, продуманными, мы вместе пытались объяснить, что же на самом деле произошло с героиней, хорошая она девочка или плохая. В классе было 10 человек – это группа, хотя и достаточно большая, но урок был построен так, что участвовали все: у некоторых детей были индивидуальные задания, кто – то в обсуждении проявил себя боле активно, кто – то менее – в этом случае вопросы приходилось задавать адресно. Но все получилось. Поставленные цели и задачи урока были достигнуты.
Следует отметить, что каждому уроку предшествует серьезная подготовка: надо определить общую проблему, продумать задания группам и отдельным ученикам, найти разумное сочетание фронтального опроса, индивидуальной и групповой работы, определить формы контроля и взаимоконтроля. Надо приготовить карточки с заданиями, в том числе и по Брайлю, определить свое учительское место в уроке, продумать дозировку времени, отведенного для подготовки групп и для их ответов.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов (по Селевко):
1) Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа:
г) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
д) распределение заданий внутри группы;
е) индивидуальное выполнение задания;
ж) обсуждение результатов индивидуальной работы в группе;
з) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточне-ния, дополнения);
и) подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть:
к) сообщение о результатах работы в группах;
л) анализ познавательной задачи, рефлексия;
м) дополнительная информация учителя для группы, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом, корректирует деятельность детей, помогает формулировать выводы и давать оценку работы группы и отдельных учащихся.

Определенное значение имеет и состав группы. Оптимальным считается 4 – 6 человек, такая группа наиболее работоспособна, но в классах малой наполняемости это не всегда возможно. Количество детей в группах чаще всего бывает 2 – 3 человека, иногда 4 – 5, но тогда групп бывает только две. Это удобно для проведения игровых уроков, вроде адаптированного варианта «Своей игры» по истории или обществознанию. Для более продуктивной организации урока нужно три или четыре рабочих группы. Это позволит рассмотреть наибольшее количество вопросов, будут альтернативные ответы, возможны более яркие споры. Группы лучше комплектовать на основе «смешанного» принципа, то есть должны быть и сильные, и слабые учащиеся. В группе может быть назначен консультант, но его может и не быть. Если консультант есть, то его роль ответственна: кроме хороших знаний, он должен иметь организаторские способности, пользоваться авторитетом, быстро разбираться в задании, намечать ход работы, контролировать товарищей, целенаправленно вести обсуждение проблемы, подводить итоги общей деятельности и давать объективную оценку работе каждого. Такой человек берет на себя в какой – то мере функции учителя – организатора. Что касается коррекционной школы, то поскольку детей в группах чаще всего бывает немного, то мы не видели необходимости назначать консультантов, но надо отметить, что по мере решения учебных задач и во время обсуждения вопросов в каждой группе определялся лидер, который и руководил процессом выполнения заданий. Иногда лидерами становились и незрячие дети, при условии, что они хорошо ориентируются по теме и обладают организаторскими способностями. Отметим, что у них получалось такое направленное руководство не хуже, чем у зрячих детей.

Приведем пример еще одного урока истории, где была использована группо-вая технология. Это урок истории в 6 классе по теме: «Цивилизации американского континента». Пожалуй, ключевой задачей данного урока стало развитие поисково – исследовательских навыков и скорости мыслительных процессов. Урок был проведен в быстром темпе, и дети смогли за минимальное время получить максимальную информацию по теме.
В структуре урока была и фронтальная коллективная деятельность, где класс участвовал как единая группа. Детям была предложена интеллектуальная разминка – угадать слово по определению. Кроме того была предложена небольшая вводная лекция педагога по теме урока, сопровождающаяся работой с картой, а основная часть урока была организована как работа в группах, которых было три по три человека. На столах появились таблички: «Инки», «Майя», «Ацтеки». Каждая группа работала с соответствующей частью параграфа. Поисковая работа заключалась в том, что из заранее подготовленных карточек, которые произвольно лежали на отдельном столе, после прочтения параграфа выбрать каждой группе только те, которые подходили для характеристики инков, майя или ацтеков по параметрам: государственное устройство, основные занятия населения, важнейшие достижения цивилизации. Результатом этой работы должна была стать импровизированная таблица на доске, заполненная по соответствующим параметрам.
Получив консультацию учителя, дети очень оживленно и заинтересованно включились в работу. Через 20 минут каждая группа озвучила результат работы. конечно, не обошлось и без ошибок, но совместными усилиями они были быстро устранены. Во время работы дети сами распределили роли: кто – то читал учебник, кто – то подбирал нужные карточки, кто – то комментировал результат, совместно помещали карточки на доску. Царила творческая атмосфера, все были очень активны, каждый хотел показать на что он способен, чтобы именно его группа получила наивысший балл.

Данный пример еще раз подтверждает то, что в школе для слепых, слабовидящих и поздноослепших детей групповая форма организации урока, даже в классах с малой наполняемостью, вполне приемлема. Мы, благодаря таким урокам, лучше узнаем способности своих учеников, оптимизируем учебный процесс, развиваем все учебные умения и навыки и уже на другом уровне работаем с учебным матери-алом. И даже если в творческой группе только два человека, это не значит, что мы должны лишать детей возможности изучить тему в другой форме организации учебного занятия.

Групповая форма работы на уроке применяется для решения почти всех основных дидактических задач. При такой форме в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий при этом получает не мень-шую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Конечно, в организации групповой работы есть трудности, нерешенные вопросы. Например, не всегда удается при отчете одной группы мобилизовать внимание групп, которые еще не отвечали и волнуются, ожидая «своего часа». Не всегда бывает легко определить роль консультанта и степень его участия в решении проблемы. Нелегко бывает дать оценку работы всей группы. Трудности возникают и при отборе учебной информации, при технической подготовке комплекта заданий и карточек с вопросами, в том числе и по Брайлю. В короткой статье мы не могли привести все примеры использования групповой технологии на уроках гуманитарного цикла, но думаем, что даже эти короткие замечания и примеры позволили со-ставить представление об особенностях этой работы. В любом случае все проблемы и вопросы можно решить на практике, используя групповую работу учащихся как одну из эффективных форм коллективной познавательной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Конспект урока истории в 8 классе. Перт I | Урок Памяти в 6 класс на 1 сентября - День знаний
Опубликовано: 3011 день назад (27 января 2016)
Просмотров: 1768
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!