Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока обществознания с презентацией, 11 класс. Религиозные объединения и организации в РФ

Урок обществознания в 11 классе: "Религиозные объединения и организации в РФ"
Описание: предлагаемый план урока можно использовать в 11 классе при изучении религиозных организаций и объединений. Урок построен в форме круглого стола, для подготовки которого обучающимся заранее были предложены роли журналистов, правоведов, представителей общественности. Надеюсь, что коллеги по достоинству оценят эту разработку.
Урок по обществознанию в 11 классе по теме:
«Религиозные объединения и организации в Российской Федерации»

(первый час)
Цель: формирование представления о месте и роли в Российской Федерации таких объединений (групп) населения, которые связаны с религиозными идеями, верой, культом
Задачи:
1. Помочь учащимся познакомиться со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России; раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом РФ; помочь понять принципы деятельности официальных религиозных организаций и тоталитарных сект, их положительное и отрицательное влияние на духовно – нравственные основы человеческой жизни
2. Содействовать развитию умения работать с текстами законов РФ, выбирать главное, комментировать нужные положения; развивать навык поиска и обработки информации по заданной теме; проводить социологический опроса и обрабатывать данные; содействовать развитию критического мышления, монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и аргументировать выводы
3. Способствовать расширению кругозора, воспитанию основ духовности и религиозности на базе темы урока, воспитанию культуры слушания и говорения
4. Спец. Соблюдать санитарно – гигиенические требования к уроку, режим зрительной нагрузки, динамические паузы
Тип урока: изучение новой темы
Урок проводится в форме круглого стола с элементами ролевой игры (класс делится на три группы для проведения урока: правоведы, журналисты – социологи и представители общественности – можно дать опережающие задания, а педагог выступает, например, в роли Владимира Познера)
Оборудование: выдержки из Конституции и закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», подготовленная слайдовая презентация, компьютер с проектором, музыкальный клип, правильно оборудованный кабинет (расставить столы)
Этапы урока
1 этап. Организационный. Здравствуйте взрослые ребята и уважаемые гости. Мы начинаем работу на уроке, который будет посвящен непростой теме. Для гостей я сообщаю, что это первый урок, из отведенных по программе, для изучения сегодняшнего вопроса. Заранее надеюсь на продуктивное сотрудничество с целью достижения максимально отличного результата.
Учитель. Хочу заметить в самом начале нашей работы, что ребятам было предложено ответить на три вопроса, относящихся к теме урока, поэтому в ходе разговора мы вернемся к их размышлениям и выводам. Итак, начнем.
Идет клип. Звучит песня в исполнении Руслана Силина «Молитва Богородице».
Учитель. Именно для создания атмосферы я решила включить эту потрясающую музыкальную композицию в самом начале урока. Мне кажется, что говорить о такой деликатной теме как религия нужно с особым настроем. Надеюсь, мне удалось его создать.
Слайд 1. Тема урока определена на слайде: «Религиозные объединения и организации в РФ». Скажите, о чем должен пойти разговор?
Учитель. Сегодня мы используем нестандартную форму проведения занятия с элементами ролевой игры. Гостям я рада представить группу правоведов, журналистов – социологов и представителей общественности, сама с вашего позволения выступлю в роли, например, Владимира Владимировича Познера, который любит задавать провокационные и аналитические вопросы.
Учитель. Правовую основу сегодняшнего урока будут представлять следующие юридические документы.
Слайд 2. Цитата 14 статьи Конституции РФ.
Учитель. Итак, Конституция определяет Россию как светское государство. Что значит «светское»? (церковь отделена от государства, она не имеет права вмешиваться в образовательный процесс, не может влиять на принятие политических решений и на вопросы внешней политики, ей не разрешено иметь представительства в официальных органах власти и т.д.)
Слайд 3. Закон о свободе совести и религиозных объединениях.
Учитель. Спросим у правоведов, какие основные положения содержит этот документ? (закон подтверждает право каждого выбирать и исповедовать любую религию, признает особую роль православия и определяет уважительное отношение к другим конфессиям, а также содержит всю информацию о правовых основах деятельности религиозных объединений)

2 этап. Основное изучение темы через эвристическую беседу и включение всех групп в разговор.
- Можете мне сказать, почему до сих пор интерес к религии в нашей стране не снижается? Хотелось бы услышать мнение представителей общественности.
- Давайте уточним отношение к вопросам религии через проведенное социологическое исследование. Что отвечали респонденты на вопросы: Что такое религия? Верите ли вы в Бога? Часто ли посещаете церковь? Комментарий даст журналист – социолог.
- Чем можно объяснить конфессиональную терпимость русских людей, которые в большинстве своем являются православными христианами?
- Обращаю ваше внимание на то, что понятие религиозное объединение шире понятий религиозная организация и группа, по сути объединения представлены в двух вариантах: как группы и организации.
Слайд 4. На слайде вы видите отличительные признаки религиозных объединений.
- Что заставляет людей объединяться в религиозные группы, организации?
Слайд 5. Учитель. Обратите внимание на понятие «религиозная группа». Этот способ объединения на основе веры не требует официальной регистрации в минюсте. В нашей стране существует большое количество групп, наносящих достаточный вред духовности россиян. Вот только небольшой перечень сатанинских организации, закрепившихся в России.
Слайд 6. Что еще известно о так называемых деструктивных религиозных организациях или тотальных сектах, запрещенных в нашей стране. Узнаем о результатах журналистского расследования (представляется 2-3 организации очень коротко, не более 5 минут)
- Спасибо журналистам.
Физкультминутка! (пауза отдыха)
Слайд 7. Учитель. В России только официально зарегистрированное объединение может называть себя религиозной организацией. Известно, что религиозная организация обязана иметь свой устав. Спросим у правоведов, какие положения должны быть в уставе религиозной организации (статья 10)?
Слайд 8. - Что говорит федеральный закон о поводах к отказу в государственной регистрации религиозной организации (статья 12)?
- Что является основанием для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации в судебном порядке? (статья 14)
Слайд 9. - Существующие и официально зарегистрированные религиозные организации в России обладают целым спектром прав. Какими? Разобраться помогут правоведы.
Слайд 10. Учитель. Спросим у представителей общественности, что они знают о благотворительной деятельности религиозных организаций в наши дни?( В последние годы получает развитие запрещенная в советское время благотворительная деятельность религиозных организаций: создаются приюты для детей-сирот, пансионаты для инвалидов, богадельни, столовые для бедных и бездомных, центры реабилитации лиц, страдающих от наркомании и алкоголизма
Со стороны государства благотворительная деятельность религиозных организаций фактически не имеет поддержки, она существует на доброхотные подаяния, ведется усилиями подвижников и, конечно, нуждается в материальной помощи лиц, располагающих возможностями такой помощи. В ряде случаев с этой целью религиозные организации создают благотворительные фонды.
Занимаются ли в Бийске церковные организации просвещением? Есть ли учебные заведения такой направленности? (НОУ Православная гимназия во имя И.Кронштадского)
Насколько обоснованно с нравственной точки зрения право религиозных организаций заниматься коммерческой деятельностью?
- На стадии подготовки к уроку мы попросили вас ответить на вопрос, какова, на ваш взгляд, главная функция религиозных организаций и объединений в современном обществе? Что вы об этом думаете?
- В нашем городе тоже существуют религиозные организации.
Слайд 11. Обратите внимание на статистику.
- Бийчане, на ваш взгляд, чем – то отличаются своими религиозными пристрастиями в сравнении со всей остальной Россией?
Слайд 12. Учитель. Ни для кого не секрет, какое большое значение для изучения нравственных основ и формирования подрастающего поколения имеет религиозное воспитание. Не зря же на государственном уровне в школьную программу 4 класса был введен предмет, дающий основы представлений о религиях мира.
Слайд 13. - В заключительной части урока предлагаю обратиться к словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- О каком саморазрушении молодежи говорит Патриарх?
- Какие нравственные ценности, способные влиять на молодежь, может формировать церковь и вера в Бога?
- Спросим у социологов, что думают люди разных возрастов о влиянии религии на формирование положительных качеств личности и в целом о религиозном воспитании?
3 этап урока. Рефлексия.
Учитель. - Сегодня был деликатный трудный и непростой разговор, но мне кажется, что вы и я справились с поставленными задачами.
Был ли для вас этот разговор значимым и полезным?
И по существу темы. Считаете ли вы необходимым официальное разрешение на деятельность религиозных организаций на территории России?
Слайд 14.
4 этап. Домашнее задание.
Напишите эссе на основании высказывания Фридриха Шиллера: «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет» (учебник, стр.213)
Прочитайте материал параграфа 18.
Спасибо за урок!
Если останется время, то посмотреть практические выводы в учебнике, прочитать и прокомментировать.

Дополнительная информация к уроку.
Понятие экстремизма
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63[Текст может быть устаревшим] Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения…

Светское государство
В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:
1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство;
3) государство оказывает содействие и поддержку (материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;
5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Презентация на тему: Религиозные объединения и организации в РФ

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Практическая работа по обществознанию в 11 классе по теме "Мораль" Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Рекомендации по написанию эссе по обществознанию | Конспект урока истории в 8 классе. Крестьянская реформа 1861 года
Опубликовано: 319 дней назад (24 января 2016)
Просмотров: 2552
+1
Голосов: 1
Олег Владимирович Мамаев # 23 февраля 2016 в 10:28 0
Урок познавательный, методически выверенный, но в 11 классе уже довольно взрослые ребята, поэтому я бы включил в конспект не только информацию об экстремизме, но и о клерикализме, который в нашей стране укрепляется с каждым годом и все более вступает в противоречие с конституционным принципом светского государства.
Елена Борисовна Жданова # 23 февраля 2016 в 18:22 +1
Спасибо за комментарий!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 24 марта 2016 в 17:23 0
Интересный урок. Используется хороший материал. Успехов в дальнейшем!