Конкурсы для педагогов и детей

Воспитание толерантности у младших школьников

Формирование толерантности у младших школьников
Автор: Тулинова Елена Дмитриевна,учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Предлагаю Вашему вниманию методические и игровые приёмы формирования у детей принятия друг друга такими, какие они есть. Материал предназначен для педагогов и воспитателей.
Цели и задачи:
- воспитание личности, которая осознаёт достоинство человека;
- воспитание терпимости (сам по себе высокий и полезный принцип толерантности нуждается в правильном понимании: это не означает терпимости к злу и преступности);
- воспитание гуманности;
- формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путём.

Огромную важность приобретает воспитание с самого раннего детства качеств толерантности у каждого члена общества.
Толерантность в переводе с английского - это возможность услышать другого, понять иного. Иногда толерантность переводится как «терпимость» в значении терпимости по отношению к другому.
Толерантность- искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. Насколько успешно сумеют наладить взаимодействие и совместную жизнь люди, придерживающиеся различных, зачастую противоположных норм и ценностей, настолько проще будет справиться с любыми глобальными проблемами.
В школу приходят дети разных национальностей, из разных семей с разным социальным статусом, с разными материальными возможностями.
Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом.
В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других.
Трудно переоценить значение рассказов, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.
Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.



В классе нередко случаются конфликты. Классному руководителю необходимо всегда подчёркивать мысль о том, что любая проблема разрешима. Для разрешения конфликтных ситуаций необходимо:
1. Определить проблему; обсудить с детьми, которых коснулась эта проблема, их поведение.
2. Оставаясь нейтральным, дать возможность высказаться всем участникам конфликта, никого не прерывая.
3. Продумать ряд решений, узнать у детей, как они смогли бы разрешить проблему.
4. Обосновать решения.
5.Добиться согласия по выбранному решению.
6.Выполнение решения.
Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации. Нельзя навешивать ярлыки: «ты неумеха», « ты лентяй» и тому подобное. Такая обобщенная критика унижает достоинство ребёнка, и он отказывается от решения трудных для себя задач.
Методические и игровые приёмы.
«Утро начинается с улыбки»
Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздороваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится)

«Почта дружбы»
Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю почтальон разносит их адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем посредством устной речи)

«Обида»
Каждый ребёнок иногда испытывает обиду. Совместно с детьми выработали такое правило (способ избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»
«Мусорное ведро»
Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)

« Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
-улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
-позлиться, как человек, которого ударили;
-испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным означает уважать других, не взирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Рекомендуем посмотреть:

День толерантности в школе. Сценарий Мастер-класс «Дружба крепкая» День толерантности в 5 классе Классный час о толерантности в 5 классе

Похожие статьи:

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Толерантные и интолерантные люди

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Выпускной в начальной школе | Урок математики в 4 классе
Опубликовано: 898 дней назад (27 июня 2014)
Просмотров: 7213
Рубрика: воспитание
+7
Голосов: 7
Татьяна Вениаминовна Волкова # 27 июня 2014 в 07:46 +2
Елена Дмитриевна, формирование чувства толерантности - важный момент в воспитании школьников, особенно младших. Подробным образом описаны возможные конфликты и указаны пути их решения. Ваши воспитательные наработки многим преподавателям принесут пользу. Спасибо. Мой голос +1
Елена Дмитриевна Тулинова # 27 июня 2014 в 10:27 +3
Большое спасибо, Татьяна Вениаминовна!
Регина Сириновна Сабирзянова # 28 июня 2014 в 11:32 +2
Елена Дмитриевна! Воспитание толерантности у младших школьников является актуальной проблемой нашего времени и вы успешно справляетесь с ее решением проведением подобных мероприятий ненавязчиво, через игру, присутствуют также элементы психологического тренинга. Желаю успехов в этом нелегком деле!
Селина Татьяна Владимировна # 2 июля 2014 в 17:58 +3
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Эти слова написал ребёнок, Евграфов Роман. Часто мы слышим, что дети стали злые, безответственные, агрессивные. Проблема воспитания толерантности у школьников - очень серьёзная. Дома, а тем более в школе очень трудно находить общий язык с другими (взрослыми и детьми), искать решения конфликтных ситуаций, сложно принимать нового ученика(или учителя) в сложившемся коллективе. У Вас маленькие дети учатся этому в игровой форме. Спасибо за Вашу работу. Голосую +1.
Елена Дмитриевна Тулинова # 28 июля 2014 в 18:36 +2
Большое спасибо, Татьяна Владимировна!
Лариса Петровна Диденко # 31 июля 2014 в 22:57 +2
Елена Дмитриевна, очень интересные методические приёмы воспитания толерантности подобраны. Большое спасибо! Беру на заметку. Голосую!
Елена Дмитриевна Тулинова # 1 августа 2014 в 16:09 +2
И Вам спасибо, Лариса Петровна, за внимание и голос.
Татьяна Алексеевна # 28 сентября 2014 в 18:21 +2
Здравствуйте ,Елена Дмитриевна.С большим интересом познакомилась с вашим мероприятием. Толерантность понятие ,которое не так давно вошло в нашу жизнь ,а современный .образованный человек обязательно должен быть толерантен.И знакомить детей с толерантностью задача школы.Вы подошли к этому творчески с вдохновением.,использовали интересные игровые приемы,которые премлемы и для младших и для старших ребят тоже.Мне понравилось использование приема"мусорное ведро".Обязательно буду использовать в своей работе.Интересен прием с письмами.Ведь действительно не все можно сказать,а в письме можно открыть свою душу другому.Спасибо !голос мой вам!
Елена Дмитриевна Тулинова # 28 сентября 2014 в 18:44 +1
Большое спасибо, Татьяна Алексеевна, за комментарий и голос.
Татьяна Николаевна Тембаева # 9 марта 2015 в 11:33 +1
Елена Дмитриевна, Вы делаете большое дело, ведь толерантность - важный момент в воспитании школьников. Доступно описаны возможные конфликты и указаны пути решения. Ваш материал будет полезен не только молодым специалистам,но и всем педагогам.Голос.
Елена Дмитриевна Тулинова # 15 марта 2015 в 21:26 0
Большое спасибо, Татьяна Николаевна!
Вешкина Валентина Сергеевна # 6 апреля 2015 в 12:14 +1
Добрый день, Елена Дмитриевна! Меня заинтересовала Ваша разработка о толерантности. Младшие школьники- интересный возраст, но вместе с тем сложный (чувствуют себя большими, хотят заявить о себе погромче, а способов это сделать безболезненно для других не знают как). Ваши наработки- игры и упражнения, замечательные идеи контроля своих эмоций и развития внимания к чужим переживаниям и чувствам! Развивать толерантность, с моей точки зрения, необходимо всю жизнь (научиться жить в обществе сложно, но очень важно!): сегодня работаешь с людьми другой национальности, завтра живешь по-соседству с людьми другой веры, а послезавтра твой ребенок знакомит тебя с новыми родственниками, которые живут на другом конце света! Желаю Вам продолжать начатое, пусть вдохновение всегда будет с Вами!
Елена Дмитриевна Тулинова # 7 апреля 2015 в 10:29 0
Большое спасибо за тёплые слова!
Мария Николаевна Вагина # 21 апреля 2015 в 19:48 0
очень познавательная разработка, век живи, век учись. новые и интересные способы узнала! Беру на заметку голос
Наталья Васильевна Кравчук # 14 ноября 2015 в 20:02 0
Здравствуйте,Елена Дмитриевна.С большим интересом познакомилась с вашим мероприятием. Толерантность понятие новое , но современный человек обязательно должен быть толерантен. Формировать у детей желание быть толерантными задачапедагога.Вы подошли к этому творчески Спасибо !голос мой вам!