Конкурсы для педагогов и детей

Индивидуальное логопедическое занятие-игра по автоматизации звука Ш

Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».
Автор: Кудрявцева Елена Геннадьевна, учитель-логопед МБОУ СОШ №93, Барабинского района Новосибирской области.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию индивидуальное занятие-игру "Гном Гоша идёт в гости", предназначенное для автоматизации звука "ш" в словах и предложении.
Ежегодно в школу поступают первоклассники, имеющие нарушения звукопроизношения различной сложности. В коррекции звуковой стороны речи одним из самых трудоёмких и длительных этапов являются автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Дети младшего школьного возраста тоже любят играть. Поэтому наиболее эффективнее такую работу проводить в игровой форме. Представленное занятие-игра будет полезно для учителей-логопедов школ и детских садов, а также материалом могут воспользоваться воспитатели и заинтересованные родители для работы с детьми подготовительной к школе группе, знающие буквы и умеющие читать, для учащихся, имеющих нарушения звукопроизношения и для детей с ОВЗ.
Цель занятия-игры: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении.
Задачи:
-закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях,
-развивать слуховое внимание и восприятие,
-закреплять умения звуко-буквенного анализа и синтеза слов,
-совершенствовать умения изменять слова с помощь уменьшительно-ласкательного суффикса,
-упражнять в правильном употреблении форм родительного падежа существительных в предложении,
-активизировать речь учащегося,
-упражнять в чтении слов и соотносить их с соответствующими изображениями,
-развивать мышление, зрительную память, пространственные представления,
-развивать общую и мелкую моторику,
-воспитывать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес,
-воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование: настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметные картинки со звуком [ш] в словах, буква ш, звуковые схемы слов, карточки с пропущенными буквами в словах.
Ход занятия-игры:
Логопед:
- Здравствуй, Илья! Ты любишь играть? Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-игра.
- Познакомься - это гном Гоша. Гоша пошёл в гости к Лесовичку (сюжет можно придумать на своё усмотрение). Идя по волшебной дорожке, ему нужно выполнить самые разные задания. Но Гоша может не справиться сам, поэтому он просит тебя помочь ему. Поможешь Гоше?
- Сначала определи, какой звук сегодня будешь правильно произносить. В имени Гоша, этот звук согласный, глухой, всегда твёрдый? (Ребёнок: звук ш)
- Каким цветом обозначим звук ш? (ребёнок выбирает синий кружок)
- Какой буквой обозначим звук ш? (ребёнок выбирает букву ш и называет её)

Логопед:
-Чтобы задания выполнить правильно, сначала потренируемся.
-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «ш» в слогах: са, шу, жи, шо, зу, аш, ус,ош.
-Подпрыгни, когда услышишь звук «ш» в словах: каска, кашка, кошка, усы, уши.
Логопед:
- Молодец, а теперь отправляемся в путь. Веди пальцем по дорожке, называя предметы на картинках, и определи место звука "ш" в слове, подбирая схему слова.
(схему ребёнок выкладывает под картинку)
Очень важно, чтобы ребёнок во время выполнения всех заданий в игре, многократно называл слова с отрабатываемым звуком. (Это мышь, в слове мышь звук ш в конце слова)

Логопед:
- Подумай, какая картинка «лишняя» (отличается) по произношению звука «ш» в словах? (ребёнок называет слово шишка)
- Почему? Какую схему слова выберешь? (в слове шишка два звука ш, в остальных один)

Логопед:
- Посмотри внимательно, на какие две группы можно разделить предметные картинки? (ребёнок: живые и неживые предметы)
Если ребёнок затрудняется самостоятельно выполнить задание, то логопед задаёт наводящие вопросы:
-Помоги Гоше назвать живые предметы на картинках, а теперь неживые, объясни почему? (ребёнок: мышь – живая, отвечает на вопрос кто? шуба – неживая, отвечает на вопрос что?)
Физкультурная минутка.
Логопед:
-Вы с Гошей выполнили много заданий, а теперь можно отдохнуть и выполнить физическую разминку:
Гномик сказочный сидит (ребёнок сидит с прямой спиной, приставив руки к голове в виде "ушек")
И ушами шевелит
Гному холодно сидеть, (встать и растирать ладошку об ладошку)
Нужно рученьки погреть.
Ручки – вверх, ручки – вниз, (делать движения по тексту)
На носочки поднимись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
На носок – на пятку, («перекатывание» с носка на пятку)
А затем вприсядку.
(Бондарева Л.Ю.)
Логопед:
-Хорошо отдохнули, а теперь продолжим.
- Гоша очень добрый гном и всех вокруг он называет ласково. Назови предметы на картинках ласково, закрывая их фишкой. (ребёнок: мышь - мышка, шуба – шубка и т.д.)

Когда все картинки закрыты фишками, можно предложить ребёнку:
-Вспомни, какая картинка под фишкой, назови.
(Ребёнок, называя закрытую картинку, убирает фишку).
Логопед:
- А теперь не зевай гному Гоше помогай, где шуба, отвечай?
(ребёнок: шуба справа от мыши, шуба слева от лягушки, шуба между мышью и лягушкой, шуба под кукушкой)
Если ребёнок затрудняется сам называть расположение предмета на картинке, то логопед задаёт наводящие вопросы:
- А теперь не зевай, кто справа от душа, отвечай?
- А сейчас не зевай, что под кукушкой, отвечай?
- Снова не зевай, что над лягушкой, отвечай?
- А сейчас не зевай, кто справа от шубы, называй?
- Ну-ка не зевай, кто под душем, называй?
(В данном задании используются картинки нижнего и среднего рядов (мышь-шуба-лягушка, душ-кукушка-карандаш))
Логопед:
- Сейчас Гоше нужно выполнить письменное задание, но сначала разомнём пальчики и выполним пальчиковую гимнастику:
Утром гномы в лес пошли, (пальчиками правой руки идём по левой ладони)
По дороге гриб нашли (левая рука в кулаке, правая ладошка накрывает сверху левый кулак)
А за ним–то раз, два, три, (поочерёдно меняются руки, то левая рука в кулаке, то правая)
Показались ещё три (показываем правой рукой три пальца).
И пока грибы срывали, (обхватывают по очереди правой рукой левый кулак, то левой рукой правый кулачок)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, горестно покачивая головой)
Побежали, заспешили (пальчиками левой руки бегут по правой ладошке)
И грибы все уронили (хлопок и руки развести в разные стороны)
(Е. Черникова)
Логопед:
- Молодец, пальчики готовы выполнить следующее задание.
- Гоша ещё не знает все буквы, помоги ему: вставь в слово пропущенные буквы, прочитай его и помести карточку со словом к соответствующей картинке.
(ребёнок берёт любую карточку, вставляет пропущенные буквы, опираясь на картинки, читает получившееся слово и кладёт к соответствующей картинке)

Логопед:
-Сейчас нужно составить предложения, называя предметы, которые нашёл Гоша, шагая по дорожке.
Например: Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку и шубу. Гоша шёл по дорожке и нашёл мышку, шубу и лягушку. И так далее.
Логопед:
-Молодец! Ты помог Гоше выполнить задания и дойти в гости к Лесовичку.
-Какой звук ты произносил правильно, выполняя задания? (звук «ш»)
-Вспомни, что ты помог Гоше сделать на занятии?
-Что тебе понравилось на занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического комбинированного занятия в подготовительной группе Конспект индивидуального логопедическое занятия. Автоматизация звука [л] Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти Конспект индивидуального логопедического занятия для детей 3-4 лет

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Участник №48 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Конспект логопедического занятия для 1 класса. Деление слов на слоги
Опубликовано: 200 дней назад (17 мая 2016)
Просмотров: 970
+25
Голосов: 25
Полина Евгеньевна Озорнова # 17 мая 2016 в 15:21 +6
Елена Геннадьевна, спасибо за интересное занятие! Для ребенка подобное занятие в форме игры одно удовольствие. Плюс очень красочные наглядные материалы только подогреют интерес.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:37 +1
Спасибо Полина Евгеньевна за комментарий! Мне очень приятно.
Светлана Михайловна Радулова # 17 мая 2016 в 18:04 +6
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Конспект индивидуального логопедического занятия-игры замечательный. Очень понравилась настольная игра-дорожка. На занятии «Гном Гоша идёт в гости» в игровой форме идет работа по автоматизации звука ш в словах, предложениях, формированию грамматического строя речи, развитию психических процессов. Все задания последовательны, взаимосвязаны. Публикация интересная, красочная. Успехов! Примите голос!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:42 +2
Светлана Михайловна, большое спасибо за оценку занятия.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 17 мая 2016 в 18:13 +7
Благодарю вас за приглашение!
Проголосовала за полезный материал как для педагогов, так и для родителей. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:43 +1
Спасибо Татьяна Николаевна за комментарий и оценку занятия!
Ирина Юрьевна Ручина # 17 мая 2016 в 19:05 +7
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Спасибо за приглашение. С большим удовольствием познакомилась с вашей разработкой. Индивидуальное логопедическое занятие-игра "Гном Гоша идёт в гости" очень интересное, красочное, мне понравилось. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:44 +1
Ирина Юрьевна, спасибо за комментарий и оценку занятия!
Татьяна Александровна Толстикова # 17 мая 2016 в 20:16 +7
Елена Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение, с удовольствием совершила путешествие вместе с гномом Гошей. Занятие прошло очень интересно, в увлекательной форме Илье необходимо было выполнить задания, способствующие достижению поставленной цели. Оформление помогает восприятию материала. Всё очень понравилось! Примите мой голос. Успехов Вам!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:46 +1
Татьяна Александровна, большое спасибо за поддержку!
Татьяна Петровна Якимченкова # 17 мая 2016 в 21:45 +5
Хорошее занятие, кое что взяла себе на заметку. Молодец.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:38 +1
Татьяна Петровна, спасибо за комментарий!
Галина Васильевна Степаненко # 17 мая 2016 в 22:54 +4
На мой взгляд Вы подобрали замечательный материал, который может быть рекомендован педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:40 +1
Галина Васильевна, спасибо за комментарий! Я рада, что мой материал может быть полезен.
Любовь Владимировна Лычангина # 18 мая 2016 в 13:26 +2
Елена Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости».
Вы поставили цель: автоматизация звука «ш» в словах и в предложении.
И цели своей достигли.
Полагаю, Гоше с лесовичком и гномиком не скучно было задания выполнять.
Вы проиллюстрировали свой материал и оформили разработку в соответствии с требованиями сайта.
Голосую, конечно.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:47 +1
Спасибо Любовь Владимировна за комментарий и оценку занятия!
Екатерина Анатольевна Краснова # 18 мая 2016 в 23:16 +2
Здравствуйте!Разнофункциональное пособие получается и на дифференциацию, грамматический строй и звуко-буквенный анализ,в очень интересной, игровой форме!Спасибо, на заметку+
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 10:49 +2
Екатерина Анатольевна, спасибо за комментарий! Мне приятно, что материал может быть полезен.
Ольга Васильевна Яковлева # 19 мая 2016 в 11:23 +2
Елена Геннадьевна, спасибо за интересное занятие! Для ребенка подобное занятие в форме игры одно удовольствие. Плюс очень красочные наглядные материалы только подогреют интерес.Примите мой голос. Успехов Вам!
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 14:53 +1
Ольга Васильевна, благодарю за комментарий и голос.
Нина Евгеньевна Феофанова # 19 мая 2016 в 14:10 +1
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Очень интересное, полезное и увлекательное занятие в игровой форме. Все цели и задачи достигнуты. Красочный наглядный материал. Очень понравилось. Голос вам.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 19 мая 2016 в 14:54 +1
Спасибо Нина Евгеньевна за поддержку!
Ольга Сергеевна Дьякова # 19 мая 2016 в 20:21 +1
Елена Геннадьевна ,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Алла Ивановна Ефимова # 19 мая 2016 в 20:55 +1
Елена Геннадьевна, здравствуйте! С большим интересом знакомлюсь с Вашим занятием. Очень понравилось Ваше занятие, проведённое в форме увлекательной игры. Задания интересные, все способствуют достижению поставленной цели. с удовольствием голосую.
Гульнара Михайловна Тузова # 19 мая 2016 в 21:05 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна, спасибо за приглашение. С большим удовольствие познакомилась с индивидуальным занятием-игрой "Гном Гоша идёт в гости". Очень понравилась настольная игра-дорожка с изображением гнома и предметными картинками со звуком [ш] в словах, звуковые схемы слов, а также развивающие и познавательные задания для ребёнка в игровой форме. Материал представлен ярко, грамотно и эстетично. Голос мой в Вашу копилочку.
Вера Александровна Орехова # 20 мая 2016 в 16:12 0
Елена Геннадьевна, спасибо за приглашение.
Интересная и полезная игра!!!
В процессе игры, вы закрепляете правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях, развиваются слуховое внимание и восприятие.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Елена Юрьевна Шишлакова # 20 мая 2016 в 17:56 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Благодарю за приглашение! Занятие построено в игровой форме с использованием прекрасного наглядного материала. Игровые упражнения очень помогают детям закрепить правильное произношение нужного звука. Дети читают, находят пропущенные буквы, анализируют, тем самым усваивая правильность произношения слов. Голос!
Оксана Михайловна Жидикина # 21 мая 2016 в 00:21 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна. Спасибо за приглашение на интересное познавательное занятие. Вами проведена большая развивающая работа с целью закрепления правильного произношения звука «ш» в словах и предложениях, закрепления звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Поставленные задачи выполнены. Оформление яркое. С удовольствием голосую под №15. +1
Светлана Владимировна Бузмакова # 21 мая 2016 в 18:56 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Спасибо за приглашение. С удовольствием познакомилась с вашим конспектом индивидуального логопедического занятия-игры "Гном Гоша идет в гости". Очень понравилась настольная игра-дорожка. На занятии в игровой форме идет работа по автоматизации звука ш в словах, предложениях. Все задания последовательны, взаимосвязаны. Успехов! Примите голос!
Альмира Идрисовна Хамидулина # 21 мая 2016 в 20:46 0
Добрый вечер,Елена Геннадьевна! Спасибо за приглашение!Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости" помогает ребятам закреплять правильное произношение звука «ш» в словах и предложениях.В интересной увлекательной форме Вы отправляетесь с ребенком в путешествие,выполняете задания,выполняете с ним звуко-буквенный анализ и синтез слов.Считаю,что цель и задачи,поставленные Вами,полностью реализованы. Голосую!
Сидорова Зоя Григорьевна # 22 мая 2016 в 13:36 0
Елена Геннадьевна!
Индивидуальное логопедическое занятие-игра «Гном Гоша идёт в гости» - хорошее подспорье для организации логопедической работы с дошкольниками. Материал актуален, интересен и необходим в педагогической деятельности. Очень удачно вы используете дидактический материал. Публикация хорошо иллюстрирована, поэтому детям будет интересно и легко воспринимать материал.
Спасибо,
голос.
Всего вам доброго!
Зоя.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 23 мая 2016 в 17:42 0
Без сомнения, ваши индивидуальные занятия с детьми оказывают колоссальную помощь. А Гоша помогает первоклашкам адаптироваться и вникнуть в ситуацию.
Марина Геннадьевна Шабанова # 27 мая 2016 в 15:39 0
Елена Геннадьевна, занятия в индивидуальной форме дают большой положительный эффект, а Ваше еще и очень интересное!
Голос №22.
С уважением М.Г.
Ирина Котова # 29 мая 2016 в 07:44 0
Елена Геннадьевна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение. Занимательное путешествие с гномом Гошей. В течении всего занятия, при помощи интересных заданий, закрепляется правильное произношение звука «ш» и решается много других задач. Мне понравилось! Примите мой голос. Желаю Вам успехов!
Наталья Ивановна Мурашова # 13 июля 2016 в 06:18 0
Елена Геннадьевна, здравствуйте. Спасибо за идею использования пособия "Дорожка" для решения сразу нескольких задач. Оно многофункциональное, красочное, интересное. +++++ Всё просто, а задачи , вместе с тем, решаются не самые простые.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 25 июля 2016 в 04:48 0
Наталья Ивановна, мне очень приятно Ваше внимание к моему занятию. Благодарю Вас за высокую оценку и комментарий!
Снежана Анатольевна Колесникова # 18 сентября 2016 в 13:49 0
Вот это да! На одном игровом поле столько выполнено разных заданий. Я всегда за такие многофункциональные пособия.
Примите голос +++