Конкурсы для педагогов и детей

Работа концертмейстера - иллюстратора (скрипача) в классе аккомпанемента в ДМШ

Специфика работы концертмейстера-иллюстратора (скрипача) в классе аккомпанемента в ДМШ.
Автор: Шляпина Елена Геннадьевна, преподаватель по классу скрипки МАУДО «ДШИ№9», г. Красноярск
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, отражающие некоторые аспекты работы педагога-иллюстратора с учениками-пианистами в классе аккомпанемента в ДМШ. Данный материал предназначен для педагогов детских музыкальных школ и школ искусств, работающих в классе аккомпанемента в качестве концертмейстера-иллюстратора. Также может быть полезен концертмейстерам-пианистам и студентам музыкальных факультетов ССУЗов и ВУЗов.
Цели и задачи:
- популяризация предмета аккомпанемента как неотъемлемой составляющей в становлении и развитии музыканта.
- обобщение и распространение собственного музыкально-педагогического опыта.

Профессиональное музыкальное образование на сегодняшний день предъявляет высокие требования как в области педагогики, так и в отношении подготовки квалифицированных концертмейстеров. Детские музыкальные школы и детские школы искусств как предпрофессиональная ступень являются основой для воспитания будущих музыкантов-профессионалов. Для учащихся по классу фортепиано, в обязательную программу входит изучение предмета аккомпанемента, которое осуществляется совместно с концертмейстером-иллюстратором. Успешное обучение искусству аккомпанемента во многом зависит от мастерства и профессионализма не только педагога по специальности, но и его главного помощника в этой работе – концертмейстера-иллюстратора. Мастерство иллюстратора складывается из сочетания исполнительского, педагогического, и психологического аспектов. Работа в тандеме с преподавателем и учеником, умение создать атмосферу психологического комфорта и творчества в связке: преподаватель по специальности – ученик – концертмейстер-иллюстратор - задача не из простых. Для этого нужно обладать определенными качествами, знаниями, умениями и навыками. Работа иллюстратора также включает в себя умение контролировать качество исполнения учениками их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения.
Специфика работы иллюстратора-скрипача в детской музыкальной школе состоит в том, что ему приходится быть «универсальным» музыкантом. Рассмотрим какие знания и навыки необходимы концертмейстеру:
1. Развитое умение чтения с листа. Отмечу, что когда речь идет о работе концертмейстера-пианиста, то всегда выделяют умение видеть 3 строчки одновременно – то же самое касается и работы иллюстратора-скрипача. Настоящий ансамбль невозможен без знания партии своего партнера. В своей практике очень часто использую игру по клавиру, особенно при разборе нового произведения.
2. Точное исполнение всех авторских указаний. Это касается непосредственно нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции.
3. Стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности. Иллюстратор-скрипач должен увлечь своего партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента, постараться вызвать у ученика чувство эмпатии к исполняемой музыки. При этом важно уметь приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом свой индивидуальный облик и как солисту «вести» за собой пианиста, воспитывая в нем умение «быть вторым».
Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Однако наличие у концертмейстера-иллюстратора всех этих качеств не гарантирует успех ансамбля скрипки и фортепиано.
На практике часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, что при первом исполнении с солистом ученик, даже если он хорошо знает свою партию, теряется, его внимание раздваивается, так как появляется новая тембровая окраска, другой ритмический рисунок в сольной партии, и он боится ошибиться. Неизбежны остановки и повторы, которым не стоит препятствовать, так как надо дать возможность ученику преодолеть это напряжение, чтобы он привык к звучанию скрипки, научился слушать солиста, соотносить свою партию с партией скрипки по звуковому балансу и почувствовал единое целостное звучание. Это, конечно, требует длительной кропотливой работы, все эти умения приходят с опытом. Чтобы ученик смог быстрее войти во вкус настоящего живого музицирования, его необходимо к этому подготовить. Для этого преподаватель по специальности учит с ним не только его партию, но и партию солиста (иногда эта работа ложится и на иллюстратора). Намного эффективней эта работа тогда, когда педагог не просто подыгрывает партию солиста на фортепиано во время исполнения учеником аккомпанемента, но и приучает его напевать партию солиста. И как более сложный вариант – левой рукой играть свою партию, а правой – партию солиста. Со временем ученик приобретает навык слышать и предчувствовать намерения партнера, аккомпанируя легко и свободно.
Практика аккомпанемента несомненно обогащает сознание учащихся. Живой звук скрипки – это особая тембральная окраска, длительность и протяженность музыкальной фразы, богатая штриховая и колористическая палитра.
Грамотно выстроенная работа с учащимися в классе аккомпанемента позволяет сделать это предмет любимым, а при определенных условиях развития учащегося стать основой его концертных и конкурсных выступлений. Эта работа несет положительный заряд всем участникам этого процесса – и педагогу по специальности и ученику и концертмейстеру-иллюстратору. Для последнего это творчество способствует более разностороннему становлению личности музыканта благодаря сочетанию в ней и исполнительской и педагогической составляющей. Взаимообмен опытом между иллюстратором-скрипачом и педагогом-пианистом, совместный творческий поиск значительно обогащает музыкантов, расширяет их кругозор.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения Биография Гнесиной Посвящение в первоклассники в ДШИ. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

Концертно-лекционное занятие в ДОУ. Старшая - подготовительная группа
Опубликовано: 102 дня назад (27 августа 2016)
Просмотров: 249
+1
Голосов: 1
Тамара Борисовна Вершинина # 29 августа 2016 в 22:00 0
Здравствуйте, Елена Геннадьевна! Вы поднимаете серьёзную и важную проблему работы концертмейстера- иллюстратора ДШИ. Это очень ответственная должность, требующая большой собранности преподавателя, знаний не только своего инструмента, но и особенностей каждого ученика, его возможностей, характера и т.д.. Поздравляю вас. Примите мой голос.