Конкурсы для педагогов и детей

Опыт работы воспитателя детского сада. Работа с родителями

Взаимодействие «трех институтов» через использование образовательной программы «Мы живем на Урале»
Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества
Феликс Адлер

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей, оздоровлению и качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада, семьи и социума.
Решить данную проблему нам помогла образовательная программа «Мы живем на Урале», которая, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа реализуется в нашем детском саду уже третий год, один раз в неделю в виде кружка. Данная программа в основном строится на проектном методе. Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость и взаимодействие всех интересующих нас участников образовательного процесса.
При реализации данной программы мы использовали следующие формы взаимодействия с семьей и социумом:
-семейный клуб;
-круглые столы;
- поездки по достопримечательностям села и города;
- туристические походы;
- дни добрых дел;
- совместные праздники, как православные, так и языческие;
- воскресная школа для детей и родителей;
- участие в благотворительных и социальных акциях;
- тематические конкурсы и соревнования.
Данные формы интересны тем, что тематика может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. При реализации программы участие принимают различные специалисты ДОУ, а так же специалисты Дома Культуры села Криулино, специалисты районной библиотеки, специалисты храма Александра Невского и сами родители.
Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Вывод: Благодаря деятельности программы «Мы живем на Урале» наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность программы показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения трех социальных институтов – детского сада, семьи и социума.
Список литературы:
1. Гуров В.Н Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».
3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
4. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. – Ростов-н/Д, 2002. – 119 с.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы воспитателя детского сада Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Похожие статьи:

Социальное развитие дошкольников

Конспект НОД в средней группе. Счёт до 5
Опубликовано: 35 дней назад (2 ноября 2016)
Просмотров: 92
+1
Голосов: 1
Снежана Анатольевна Колесникова # 5 ноября 2016 в 19:26 +1
С удовольствием прочитала Вашу статью. Вы затронули очень важную в настоящее время тему - тему взаимодействия детей - родителей и детского сада. Я в своей работе также не могу обойтись без помощи родителей, поэтому всячески привлекаю их к коррекционному процессу.
Понравился Ваш проект. Предложенные Вами виды взаимодействия всех субъектов образовательного процесса наверняка дают положительные результаты.
Теперь немного об оформлении.
- не забывайте указывать цель и задачи Вашего материала, а также кто его выполнил и для кого он ориентирован;
- очень напрягает глаза жирный шрифт текста. Им лучше выделять главные моменты текста.
Голосую с удовольствием. Мой голос №1
Светлана Викторовна # 5 ноября 2016 в 19:28 +1
Здравствуйте
Ваш материал был частично отредактирован редакторами.
Просим Вас в следующий раз делать это самостоятельно.
С уважением, Администратор сайта