Конкурсы для педагогов и детей

Адаптация обучающихся в музыкальной школе

Адаптация обучающихся в музыкальной школе
Автор: Алексеевич Е.И., заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель психологии ГБПОУ «Курганский областной музыкальный колледж им.Д.Д.Шостаковича», г.Курган
Описание материала: данная статья адресована педагогам дополнительного образования, а также всем, кто интересуется вопросами здоровьесбережения в системе современного образования.

Адаптация обучающихся в музыкальной школе.
На сегодняшний день проблема адаптации обучающихся в музыкальной школе не является достаточно изученной, гораздо шире рассмотрен этот вопрос в рамках деятельности общеобразовательной школы. Общие проблемы школьной дезадаптации в начальный период обучения достаточно глубоко освещены в трудах отечественных психологов и педагогов (Э.М.Александровская, М.Р.Битянова, Л.И.Божович, А.Л.Венгер, Н.И.Гуткина, В.В.Давыдов, И.В.Дубровина, А.Г.Хрипкова).
Однако и в сфере дополнительного образования тема адаптации является весьма актуальной: вхождение в учебный процесс музыкальной школы, освоение навыков поведения в школе, смена режима жизнедеятельности сказываются почти на всех учащихся. И, так же как и в общеобразовательной школе, последствиями дезадаптации (т.е. невозможности быстро приспособиться к условиям учебы в музыкальной школе) будут отклонения в поведении ребенка, конфликтные отношения со сверстниками, потеря интереса к изучаемым предметам, и, как следствие – уход из музыкальной школы (от чего, кстати, общеобразовательные школы застрахованы).
Психологами рассматриваются противоположные точки зрения о роли музыкального образования в школьной адаптации: так, существует мнение, что приобщение к миру прекрасного, возможность выразить свои творческие способности по своей сути и являются универсальным способом стимулирования адаптационных возможностей ребенка.
Однако существуют экспериментальные исследования, указывающие на то, что дети, занимающиеся по более насыщенной, чем в обычной школе программе, отличаются творческой активностью, но часто ощущают эмоциональный дискомфорт, проявляющийся в чувстве тревоги и даже страха. На адаптационные проблемы первоклассников, обучающихся в школах с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, указывают и учителя (С.Ю. Перова, И.М. Соломина и др.). По их мнению, увеличение недельной нагрузки первоклассников в связи с введением дополнительных музыкальных занятий отрицательно сказывается на их эмоциональном самочувствии, на их отношениях со сверстниками, что выражается в конфликтах между детьми.
Исходя из вышесказанного, считаем, что для успешной адаптации учащихся к музыкальной школе можно выделить следующие составляющие:
1. Положительное психофизиологическое состояние учащегося (и здесь огромную роль играют здоровьесберегающие технологии в обучении);
2. Оптимальная включенность учащихся в учебную деятельность и создание «ситуаций успеха»;
3. Позитивные межличностные отношения в образовательном процессе.
1. Положительное психофизиологическое состояние учащегося.
Ребенок, посещающий одновременно общеобразовательную и музыкальную школу, без сомнения подвергается большой нагрузке – и физической и психологической. По данным ряда исследователей, одной их главных причин ухудшения состояния здоровья учащихся, одновременно обучающихся в музыкальных школах, является их утомляемость, проявляющаяся в головных болях, усталости, плохом сне, снижение аппетита и др. Правильно организованные занятия в музыкальной школе позволяют нивелировать данные проблемы, тем более что занятия в музыкальной школе, как правило, индивидуальные, или мелокогрупповые, и педагог может понять, что ребенок устал. На первый план здесь выступают следующие моменты:
1. Организация занятий в соответствии с привычным режимом дня ребенка: необходимо, чтобы ребенок, отучившийся день в общеобразовательной школе, был накормленным, отдохнувшим, также после школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки (после детского сада) детский организм будет сильно уставать и вдумчивых уроков все равно не получится (речь, конечно, идет о семилетках). Кстати, именно поэтому многие психологи не рекомендуют отдавать ребенка в систему дополнительного образования одновременно с обучением в первом классе общеобразовательной школы.
2. Поддержание двигательной активности учащегося на уроке: не секрет, что при занятии на любом инструменте ребенок долгое время находится в статичном положении и его двигательная активность существенно снижена. Избежать это помогут различные физкультминутки, дыхательные гимнастики, упражнение для снятия зрительного напряжения, релаксации.
3. Знание преподавателем основ детской и педагогической психологии: знание о том, каким образом ребенок ведет себя в разные возрастные периоды, что свойственно для познавательных процессов в этот период развития (прежде всего на физиологическом уровне) также существенно облегчает задачу адаптации ученика.
2. Оптимальная включенность учащихся в учебную деятельность и создание «ситуаций успеха»
Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, тогда адаптация проходит безболезненно. А обучение музыке, исходя из своей гедонистической сущности, должно доставлять ребенку наслаждение и радость. Также на это работает и разнообразие видов музыкальной деятельности, позволяющих первокласснику реализовать свой жизненный и музыкальный опыт в привычной познавательно-игровой деятельности. Педагогу важно правильно выстроить свое взаимодействие с учеником:
- эмоционально и морально поддерживать.
- создавать ситуации успеха при обучении;
- развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре
Эмоционально и морально поддерживать: ребенка надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. В условиях индивидуального обучения подобрать программу для ребенка, подходящую ему по способностям, возможностям не только возможно, но и нужно.
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он выучил 2 фразы, а в сегодняшнем – уже 3, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Создавать ситуации успеха при обучении: создание ситуаций успеха в музыкальной школе возможно и на уроках и при исполнении произведения на сцене; это может быть и концертное выступление и проигрывание пьесы перед родителями и другими учениками - главное, чтобы при этом присутствовало одобрение действий ребенка, и его затраченные усилия соответствовали полученному результату. Особо актуально здесь умения педагога «правильно критиковать». Психологи выделяют шесть правил грамотной критики:
1. Если уже ничего изменить нельзя, не стоит критиковать вообще.
2. Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной критики, тем более дети.
3. Обязательно начните с хорошего (даже если это «хорошее» очень трудно найти»).
4. Будьте конкретны. Если вы не можете сформулировать свою мысль ясно и конкретно, лучше вообще не критикуйте.
5. Если выступление было не самым удачным, дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию.
6. Одобрите исправления.
Развивать и поддерживать интерес учащихся к музыкальной культуре: развитие и поддерживание детского интереса к музыке осуществляется путем посещения и участия детьми творческих мероприятиях музыкальной направленности – концертов, конкурсов, публичных выступлений, посещений Детской филармонии и др.

Литература
1. Дробинская, А.О. Чтобы здоровье не подвело или как избежать проблем при встрече со школой / А.О.Дробинская. - М.: МГППУ, 2007.
2. Мамонтов, С.Ю. Поверь в себя / Мамонтов С.Ю. –СПб.: Питер, 2003.
3. Федосимова, О.Г. Осуществление здоровьесберегающего сопровождения учащихся детской музыкальной школы: Методическое пособие / Федосимова О.Г. / –Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. -84с.
4. Шаповалова, Н.Н. Педагогические условия применения пения как средства адаптации первоклассников к школе (с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла): дис. канд. пед. наук./ Н.Н. Шаповалова. Екатеринбург, 2006. -154 стр.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Участник №238 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Сценарий военно-спортивного праздника ко Дню Победы для студентов колледжа
Опубликовано: 211 день назад (9 мая 2016)
Просмотров: 440
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!