Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие для детей 7-9 лет. Весенние игры и забавы

Конспект открытого занятия. Тема урока: "Весенние игры и забавы"
Цель: Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа через народные игры.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей со старинными народными играми;
2. Обучить основным правилам игры.
Развивающие:
1. Приобщать обучающихся к русским народным играм, как традициям русской культуры;
2. Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы;
3. Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1. Через народное творчество (игры. потешки), формировать интерес к русской культуре.
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока:
Комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: Урок-игра.
Методы: словесный. наглядный.
Длительность урока: 45 минут.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук.
Реквизит: цветная лента, шляпа, две палки длиной 30 см., нарисованные грибы, орехи, ягоды
Ход занятия:
1. Организационный.
Вход детей в зал.
Педагог: Здравствуйте ребята! Проходите и занимайте свои места. Давайте проверим по журналу, все ли у нас присутствуют. (Проверка обучающихся по журналу). Мне очень приятно, что вы пришли сегодня на открытое занятие.
А теперь внимание, мы начинаем.
2. Сообщение темы занятия. Ознакомление с новым материалом.
Звучит фонограмма звуков весны, чирикают птички, слышна капель.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Потому что к нам, ребята,
Весна красавица идет!
В начале нашего занятия вы услышали звуки просыпающейся весенней природы, пение птиц, весеннюю капель. И на душе стало легко и весело от того, что скоро сойдет снег, расцветет яркими красками природа, дети будут больше времени проводить на улице, гулять и играть в разные игры. А много ли вы знаете игр, в которые можно поиграть на улице?
Сегодня мы познакомимся с весенним народным календарем, поиграем в весенние игры наших бабушек и дедушек. Разучим считалки и потешки.
Тема нашего занятия так и называется "Весенние игры и забавы".
Итак… В стародавние времена, народ на Руси в течение года отмечал много разных праздников. Зимние, летние, осенние и конечно весенние. Какие праздники, пришедшие из древности вы знаете? (Рождество, Крешение, Масленица, Пасха.
Правильно, но особенно русский народ почитал весенние праздники, потому что с нетерпением ждал прихода весны, а затем лета.
По народному календарю весну встречали трижды.
Первая встреча приходилась на 15 февраля - Сретенье.

На Сретенье зима с весной встречаются. В народе говорили "На Сретенье снежок - весной дожжок" т.е. дождь весной. "Если небо звездное - зима не скоро кончится".

Но вот наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. На Руси этот день называли Сороки, вторая встреча весны. На Сороки прилетают первые птицы. Люди в старину так говорили "На Сороки прилетят жаворонки, сколько проталинок, столько и жаворонков". Исстари на Сороки пекли из хлебного теста "Жаворонков". Бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, созывали со всей деревни друзей да товарищей, весну закликали. Насаживали угощение на палочки и начинали в игры играть.
И мы сейчас с вами поиграем в эти игры. Но сначала послушайте правила безопасности!
Мы будем играть в подвижные игры, поэтому толкать друг друга и обижать строго запрещается. Внимательно слушайте условия игры и выполняйте правила.
Итак, продолжаем.

Первая игра называется "Огородник и воробей". Но прежде чем мы начнем игру давайте разучим считалку. Она нам поможет выбрать водящих.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сороки прилетели
И тебе водить велели.
Разучивание считалки для детей. Выбор двух водящих Огородника и воробья.
Внимание, правила игры.
Встаньте в круг (хоровод) и возьмитесь за руки. В хороводе стоит Огородник в шляпе, а за хороводом два воробья. Медленно двигаясь по кругу, повторяем слова:
Воробей маленький, серенький, удаленький,
По двору шныряет, крошки собирает.
В огороде бегает крошками обедает.
Хоровод поднимает руки, воробей должны вбежать в круг, взять из центра круга орехи и унести их в норку за круг. Огородник должен воробья запятнать т. е. задеть рукой (но не стукнуть). Хоровод должен огороднику помешать, закрыть ворота, когда приблизится огородник. Задание понятно. Тогда приготовились, начали. (Игра проходит несколько раз).
Следующая игра в которую играли наши бабушки и дедушки называется "Ай да птица, что за птица!"
Встаньте снова в круг. А кто помнит считалочку? Давайте посчитаем и выберем водящего.
Внимание, условие игры! Все участники стоят в кругу. Водящий, взяв в руки любой предмет, кладет его на пол и говорит:
Ай да птица, что за птица!
Что за птица за орел!
Сосед поднимает предмет и быстро отвечает:
Ай да птица, что за птица!
Что за птица — ворон!
Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не назовут по птице. Из игры выбывает тот, кто повторится или ошибется.
Проведение игры
Вот в такие игры на "Сороки" играли наши бабушки и дедушки. Ну а мы продолжаем наше занятие. Я попрошу вас занять свои места и послушать продолжение.

Третья встреча весны называется "Благовещенье", праздник отмечают 7 апреля. По христианским преданиям в этот день ангел принес Деве Марии благую весть о том, что она станет матерью "сына Божия". Это один из самых больших праздников весны. Люди, звери и птицы этому дню радуются и даже само солнце играет и ярко переливается. В старину говорили, что в этот день "красна девица косы не плетет, птица гнезда не вьет", все должны отдыхать. По преданию старины, нарушила этот обычай кукушка, попробовала свить гнездо, да наказана была тем, что никогда не будет иметь своего родного гнезда и вынуждена класть яйца в другие гнезда. А еще было принято на Благовещенье выпускать на волю из клеток птиц, как бы принося природе бескровную жертву.
Чем же занимались в этот праздник люди, если работать было нельзя. Конечно же гуляли, собирали застолье, а дети выходили на улицу поиграть.
И снова игра идет,
Становитесь в хоровод.

Игра называется "Заря - зарница". Встаньте пожалуйста в круг, давайте выучим закличку.
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ленты обронила,
Ленты золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые –за водой пошла!
Для игры нам нужен один водящий. Кто вспомнит нашу считалку?
Дети выбирают водящего.
Водящий ходит позади круга с лентой, а остальные говорят слова.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Игра "Голубь". Для этой игры нам необходимо поделиться на две команды, давайте рассчитаемся на первый второй. Первые и вторые номера объединяются в группы и становятся на стартовую позицию. По моей команде. первый участник приседает и держа под коленями палку, прыгает до финиша на двух ногах и обратно. Затем передает эстафету следующему. Во время игры нельзя толкать друг друга. Задание понятны, тогда приготовились..... начали.
Проходит игра.
Вот в такие весенние игры играли в старину. Прошу вас занять свои места.
3.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Ребята! Вы сегодня познакомились со старинными русскими народными играми, в которые играли наши далекие предки, когда ждали весну. Познакомились с традициями русского народа в праздновании весенних праздников. Научились внимательно слушать правила игры и выполнять их.
А сейчас я хочу вас спросить, что вы запомнили из нашего занятия, в этом нам помогут загадки.
1. Когда в первый раз зима с весной встречается, как праздник называется? Сретенье
2. Вторая встреча весны, когда прилетели жаворонки,
Как в старину называлась и когда отмечалась? Сороки, 22 марта.
3. Третья встреча весны "Благовещеньем" называлась, а когда отмечалась? 7 апреля.
4. За что кукушка была наказана в праздник "Благовещенье". Свила гнездо.
Скоро растает снег, зазеленеет трава, на улице станет тепло и солнечно. Не сидите дома, выходите на улице и научите ребят во дворе играть в старинные игры.
4. Заключительный этап.
Наше занятие подошло к концу. Все вы сегодня отлично поработали, игра была весь урок с нами. Она рассказала много интересного, научила помнить и чтить старинные традиции. С помощью игры вы научились быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
5. Подведение итога.
Активно принимали участие в занятии (Назвать ФИО детей). Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами. До свидание, до новых встреч.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника ко Дню Семьи - 15 мая. Начальная школа Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник русской березки

Похожие статьи:

Посвящение в читатели. Сценарий

Внеклассное мероприятие в 1, 2 классе. Праздник семьи

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: Удивительные птицы

День весенних именинников. Сценарий

День семьи. Сценарий для 2 класса

Сценарий Новогоднего представления для детей 7-11 лет | Сценарий игровой познавательной программы по ПДД, 1-2 класс
Опубликовано: 627 дней назад (25 марта 2015)
Просмотров: 3388
+1
Голосов: 1
Гришаева Марина Сергеевна # 25 марта 2015 в 15:12 0
Уважаемая Елена Игоревна! Мне понравился Ваш урок: поставленные цели и задачи, тип и форма, оборудование и реквизиты, и правильно составленный конспект и план урока.Единственное с чем не соглашусь с Вами - это Ваш рассказ о весенних праздниках. Вы неправильно даёте определение праздникам. Сороки и Сретение не есть народные праздники! Это христианские праздники: Сретение Господне, Встреча Старца Симеона с Младенцеи Иисусом (не стану описывать значение праздников, думаю Вы о них читали или слышали),и Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Лицинии. Масленница, тоже не является христианским праздником, так как в Прощённое воскресение люди просили друг у друга прощение, тем самым подготавливаясь к Великому Посту, скорее Масленница, как и Ивана Купала - языческие праздники. И ещё: по ФГОС, в наших образовательных учреждениях учатся дети разных религиозных конфессий, думаю, что такого плана уроки надо использовать крайне осторожно, если только Ваше учебное заведение не является православной гимназией или в ней не преподаётся Закон Божий.