Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в 4 классе. Виды общения

Конспект занятия №2 "Виды общения"
Автор: Добровольская Елена Ивановна, педагог-психолог МОУ "Гимназия №37", г.Петрозаводск.
Описание материала: Предлагаю конспект второго занятия по внеурочному курсу "Психология общения" для 4 класса по теме "Виды общения". Данный материал будет полезен психологам, классным руководителям.
Цель: Развитие коммуникативных навыков. Актуализация знаний о вербальной и невербальной информации в общении. Ознакомление с основными закономерностями «языка жестов». Роль мимики, контакта глаз в общении с людьми.
Вводная часть
Упражнение-разминка 1 «Попроси ручку»
Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашей группе самый справедливый? (голосование).
(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).
Я даю ему ручку. Ваша задача по очереди попросить ручку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы ручку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.
Какой способ просьбы оказался самым эффективным?
Основная часть
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Упражнение 2 «Передать одним словом»
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.
Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».
Список эмоций.
Радость.
Удивление.
Сожаление.
Разочарование.
Подозрительность.
Грусть.
Веселье.
Холодное равнодушие.
Спокойствие.
Заинтересованность.
Уверенность.
Желание помочь.
Усталость.
Волнение.
Рефлексия: (5 минут)
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Помимо общения словами, есть невербальное общение.
Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
Игра-упражнение 3 «Глаза – зеркало души»
Детям по очереди предлагается показать эмоцию, чувство (выдаются карточки, работа в парах).
«Чужая душа - потемки», - гласит народная мудрость. Так ли это на самом деле? Состояние души отражается как в зеркале в наших глазах. В них отражаются все душевные переживания: испуг, досада, радость, горе, злость и далее. Таким образом, можно сказать, глаза умеют говорить. Часто можно слышать высказывания «все понятно без слов», «прочитать по глазам», «понять по глазам». Но говорят они не звуками, не словами, а своим выражением. Когда так говорят: «потухший взгляд», «колючий взгляд», «пристальный взгляд», «блеск в глазах»?
Когда узнать захочешь человека,
Смотри в глаза – в них зеркало души.
Они не станут врать, ведь не дано им это.
Глаза не врут – они всегда чисты.
(Автор Сычева Вера).
- Согласны ли вы с высказыванием «Словами можно обмануть, глазами – это невозможно».
- Почему человеку, который обманывает, говорят: «Посмотри мне в глаза»?
- Да, действительно, человек может обманывать, но только не глаза. Глаза выдают обманывающего человека. Говорят, что у такого человека «бегающий взгляд».
Глаза… не лгут…они как голоса...
Наружу прорываются сквозь веки.
И если хочешь правду знать о человеке…
Не слушай слов…смотри ему в глаза!!!
(Автор стихов Александр Николаевский)
- Почему же говорят, что глаза – зеркало души?
(Глаза очень заметно реагируют на изменения состояния души, если на душе плохо – глаза плачут, если весело – искрятся. Силой взгляда мы способны передать свои мысли, во взгляде отражается ум, внимание и ясность мысли. По взгляду можно понять, что происходит в данный момент с человеком. Ему действительно весело или он притворяется).
- Ребята, давайте чаще смотреть друг другу в глаза и, чтобы при этом, наши глаза светились радостью, теплотой, лаской.

Виды общения по опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Упражнение 4 «Леопольд»
Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».
Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.
Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.
В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.
Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.
Рефлексия: (5 минут)
Вопросы для обсуждения.
Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?
Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?
В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному.
Все начинается с общения. Каким оно должно быть? Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.
Вот древние заповеди общения:
-доверяйте тому, с кем общаетесь,
-уважайте того, с кем общаетесь,
-общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.
Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.
Упражнение 5 «Три закона общения»
Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.
Эти правила таковы:
Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»
Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»
Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).
Заходят Земляни.
Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете?
Что сейчас происходило?
Вопросы к «землянам»:
Что помогло группе прийти к решению?
Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?
Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?
Заключительная часть
Рефлексия

Литература:
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом (1-4 классы). М.: Издательство «Глобус», 2009.
2. Микляева А.В. Программа уроков психологии. СПб.: Издательство «Речь», 2006.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4 классы). М.: Генезис, 2004.
6. Преподавание психологии в школе (3-11 классы)/Под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
Дополнительная литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003
2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 2005
4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости. М., 2000
5. Рогов Е.И. Психология человека. М., 2001
6. Сакович Н.А. Игры в тигры. СПб., 2007

Рекомендуем посмотреть:

Игра - путешествие 1 класс. Конспект Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость Конспект занятия для 4 класса. Правила эффективного общения

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Конспект занятия для 4 класса. Правила эффективного общения | Конспект занятия в 4 классе. Стили поведения в конфликте
Опубликовано: 291 день назад (18 февраля 2016)
Просмотров: 857
+2
Голосов: 2
Ольга Михайловна Гневанова # 18 февраля 2016 в 20:13 +1
Добрый вечер, Елена Ивановна.Вновь приятно пообщаться. Представленные упражнения в очередном конспекте по общению заслуживают внимание коллег. Игры - упражнения соответствуют видам общения. Голосую +.
Елена Ивановна Добровольская # 25 февраля 2016 в 21:04 0
ОЛьга Михайловна, взаимно! Рада,что мой материал привлек Ваше внимание!
Инна Олеговна Цымбаленко # 18 февраля 2016 в 20:45 0
Очередное интересное занятие. Особенно понравилось упражнение "Леопольд".Обязательно попробую со своими воспитанниками.Спасибо.
Елена Ивановна Добровольская # 25 февраля 2016 в 21:06 0
Инна Олеговна, да, упражнение "Леопольд" всегда проходит очень эмоционально и продуктивно!