Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в 4 классе. Стили поведения в конфликте

Конспект занятия №3 "Стили поведения в конфликте"
Автор: Добровольская Елена Ивановна, педагог-психолог МОУ "Гимназия №37", г. Петрозаводск.
Описание материала:Предлагаю конспект третьего занятия по внеурочному курсу "Психология общения" для 4 класса по теме "Стили поведения в конфликте". Данный материал будет полезен психологам, классным руководителям.
Цель: Развитие умения видеть «сигналы» конфликтов и соответственно с этим строить своё общение. Развитие умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Вводная часть
Сказка по случаю (о том, как легко и по каким пустякам может возникнуть ссора)
«Женился возчик Петруччо. Привел после свадьбы в дом молодую жену и говорит ей:
— Теперь мы с тобой, Розина, хорошо заживем! Я буду работать, ты хозяйничать. Работы я не боюсь. Хоть с рассвета дотемна прикажи мне лошадь погонять — и то ничего. Но уж зато как приеду домой — баста! Все остальное твое дело. Только остановлю повозку у ворот да крикну: «Эй, вводи лошадь!» — ты скорее выбегай.
— Вот еще! — сказала Розина. — Стану я с лошадью возиться.
— Как же с ней не возиться, ведь ее распрячь, накормить, напоить нужно! Так вот, только я крикну: «Эй, вводи лошадь!.
— Да говорю тебе, — перебила мужа Розина, — что я к лошади и не притронусь. Не этому меня в доме у отца с матерью обучали.
— Ты не беспокойся, — сказал Петруччо, — я тебя всему обучу. Введешь ты во двор лошадь.
— Не введу!
— То есть как это не введешь, если я крикнул: «Эй, вводи!..»
— Ты крикнешь, а я ни с места.
— Ох, Розина, — сказал Петруччо, — не серди меня, лучше введи лошадь.
— Не введу! — закричала Розина.
Тут закричал и Петруччо.
— Вводи сейчас же!
— Не введу!
— Вводи!
— Не введу!
На шум прибежали соседи и принялись расспрашивать молодоженов:
— Что это у вас делается? Из-за чего спор?
Петруччо начал объяснять соседям:
— Да вот жена мне не помогает. Я ей говорю: «Вводи лошадь», а она говорит: «Не введу…»
— И не стыдно вам из-за этого ссориться? — сказал старый Джузепне. — Давайте я введу вашу лошадь. Где она у тебя?
— Да видите ли, — замялся Петруччо, — пока еще лошади у нас нет. Я ее только собираюсь купить».
«Женился возчик Петруччо. Привел после свадьбы в дом молодую жену и говорит ей:
— Теперь мы с тобой, Розина, хорошо заживем! Я буду работать, ты хозяйничать. Работы я не боюсь. Хоть с рассвета дотемна прикажи мне лошадь погонять — и то ничего. Но уж зато как приеду домой — баста! Все остальное твое дело. Только остановлю повозку у ворот да крикну: «Эй, вводи лошадь!» — ты скорее выбегай.
— Вот еще! — сказала Розина. — Стану я с лошадью возиться.
— Как же с ней не возиться, ведь ее распрячь, накормить, напоить нужно! Так вот, только я крикну: «Эй, вводи лошадь!.
— Да говорю тебе, — перебила мужа Розина, — что я к лошади и не притронусь. Не этому меня в доме у отца с матерью обучали.
— Ты не беспокойся, — сказал Петруччо, — я тебя всему обучу. Введешь ты во двор лошадь.
— Не введу!
— То есть как это не введешь, если я крикнул: «Эй, вводи!..»
— Ты крикнешь, а я ни с места.
— Ох, Розина, — сказал Петруччо, — не серди меня, лучше введи лошадь.
— Не введу! — закричала Розина.
Тут закричал и Петруччо.
— Вводи сейчас же!
— Не введу!
— Вводи!
— Не введу!
На шум прибежали соседи и принялись расспрашивать молодоженов:
— Что это у вас делается? Из-за чего спор?
Петруччо начал объяснять соседям:
— Да вот жена мне не помогает. Я ей говорю: «Вводи лошадь», а она говорит: «Не введу…»
— И не стыдно вам из-за этого ссориться? — сказал старый Джузепне. — Давайте я введу вашу лошадь. Где она у тебя?
— Да видите ли, — замялся Петруччо, — пока еще лошади у нас нет. Я ее только собираюсь купить».

Обсуждение сказки и впечатлений детей.
Основная часть
Понятие конфликта
Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
А) Какие ассоциации возникают у вас со словом “конфликт” (ссора, спор, драка, война, неприязнь, крик, слёзы…)?
Спасибо за ответы. Все эти действия и переживания связаны с конфликтами.
Б) Что же такое конфликт? Дайте ему определение из своего личного опыта.
Восприятие нового учебного материала.
Слово “конфликт” происходит от латинского conflictus – столкновение.
Конфликт – это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения.
Конфликт сопровождается определенными сигналами, которые являются признаками конфликтов.
Сигналы конфликтов:
1. Возникающее состояние напряжения (взаимоотношения с другим человеком становится источником беспокойства)
2. Дискомфорт – интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить словами трудно.
3. Кризис во взаимоотношения – разрыв отношений, ожесточенные споры (с оскорблениями) и как следствие – отсутствие взаимопонимания.
Причины конфликта
Психолог: "В вашей жизни бывают конфликты?" Приведите примеры (дети приводят примеры).
Упражнение 1 “Копилка”
Психолог: "Почему же в жизни так часто возникают конфликты? Назовите возможные причины конфликтов (из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что человек нам неприятен…)"
Упражнение 2 “Снежинки”
Психолог: "Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх)."
Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.
Варианты поведения в конфликте
Упражнение 3 - сценка (сценку разыгрывают ребята)
Черепаха. Удивительный пирог у меня получился!
Гости (хором). Да-а-а!
Черепаха. Вот только не знаю, как его разрезать?
Акула (хватает кухонный нож и становится в начальственную позу). Единственный, кто может взять на себя такую ответственность, — это я!
Лиса (останавливая акулу). Подожди, я бы не отказалась от кусочка побольше, вот этого, с шоколадом!
Акула. Еще чего! Этот мне!
Лиса (хитро). Я думаю, мы с тобой договоримся.
Медвежонок. Я тоже сладкое люблю, мне бы тоже кусочек побольше...
Акула. Побольше? Вообще ничего не получишь!
Медвежонок (грустно опуская голову) А с другой стороны — о здоровье надо заботиться, говорят, сладкое вредно.
Лиса (обращает внимание всех на черепаху). Посмотрите на именинницу — она сейчас этот пирог глазами проглотит! (Гости смеются.)
Черепаха (обиженно). По-моему, я здесь вообще не нужна… (направляется к выходу).
Сова (останавливает черепаху, обращается к оставшимся гостям). Постойте, давайте по-честному, по справедливости. Если бы не черепаха, мы бы не собрались, и пирог никому бы из нас не достался! Согласны?
Гости. Согласны!
Сова. Так давайте поделим его поровну!
Обсуждение сценки с детьми.

Варианты поведения в конфликте: (демонстрируется презентация с картинками и кратким описанием стилей)
Приспособление («медведь»):
Отсутствие активности при явном желании сотрудничать

Компромисс («лиса»)

Сотрудничество («сова»):
Высокая степень активности и выраженное желание сотрудничать

Игнорирование, избегание («черепаха»):
Нет ни активности, ни желания сотрудничать (человек ведет себя так, чтобы не допустить конфликта)

Соперничество, конкуренция («акула»):
Высокая активности при нежелание сотрудничать (желание добиться своего любой ценой)

Обсуждение с детьми стилей. По желанию дети высказываются мнения, к какому стилю поведения в конфликте они себя относят.
Упражнение 4 «Снежная баба»
Детям зачитывается текст «Пришла зима, выпал снег и дети слепили во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (вместе с психологом дети изображают снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша снежная баба замерзать. Сначала замёрзла у неё голова (дети напрягают голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (напрячь туловище). А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Упёрлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило её отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускают руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперёд), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети садятся на корточки. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».
Заключительная часть
Притча
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон, как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». –«Нет, на веревку!» «Змея!» «Стена!» «Вы ошибаетесь!» «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Занятие закончено. Спасибо!
Литература:
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Груздева Ю.В., Богачкина Н.А. Классные часы с психологом (1-4 классы). М.: Издательство «Глобус», 2009.
2. Микляева А.В. Программа уроков психологии. СПб.: Издательство «Речь», 2006.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4 классы). М.: Генезис, 2004.
6. Преподавание психологии в школе (3-11 классы)/Под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
8. Пaнфилoвa А.П. Медведь, лиса, сова, черепаха, акула: модели поведения в конфликтных ситуациях.
Дополнительная литература
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М., 2003
2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 2005
4. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости. М., 2000
5. Рогов Е.И. Психология человека. М., 2001
6. Сакович Н.А. Игры в тигры. СПб., 2007

Рекомендуем посмотреть:

Игра - путешествие 1 класс. Конспект Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость Конспект занятия для 4 класса. Правила эффективного общения

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Конспект занятия в 4 классе. Виды общения
Опубликовано: 291 день назад (19 февраля 2016)
Просмотров: 690
+5
Голосов: 5
Любовь Владимировна Лычангина # 21 февраля 2016 в 15:08 +1
Елена Ивановна, здравствуйте! Ваш материал способствует развитию умения видеть «сигналы» конфликтов и соответственно с этим строить своё общение. Вы чётко разграничиваете этапы конспекта, мотивируете детей сказкой, упражнениями, а притча в итоге вообще выше всяких похвал.
Пожелание на будущее: прописывайте цель и задачи раздельно. Я бы так обозначила Вашу цель "развитие умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации", первое слово в цели пишется в именительном падеже всегда. А задачи - это такие конкретизированные цели, их должно быть три. И глаголы в них употребляются в неопределённой форме.
Фотографии для публикаций подбирайте побольше размером! smile
Всё это требования сайта. Мне тоже пользователи год назад давали подсказки. angel Я голосую за Ваш материал с удовольствием!
Елена Ивановна Добровольская # 25 февраля 2016 в 21:09 0
Любовь Владимировна, спасибо за комментарий. Обязательно учту Ваши пожелания!
Светлана Васильевна Михеева # 26 февраля 2016 в 17:39 0
Елена Ивановна, здравствуйте. С интересом познакомилась с Вашей разработкой. Очень хороший ход - использовать театрализацию и представить стили поведения в конфликте через образы животных. Благодаря воображению у дети не только сложится представление о стилях поведения, но и возникнет желание подражать добрым животным. Образцы поведения, освоенные в детстве, остаются с нами на всю жизнь. Примите голос.
Елена Ивановна Добровольская # 29 февраля 2016 в 09:28 0
Светлана Васильевна, спасибо за комментарий!
Анна Михайловна Добровольская # 28 февраля 2016 в 20:44 0
Занятие будет актуально в тех классах, где чаще всего возникают конфликты. Данным материалом можно воспользоваться и в старших группах детского сада, немного изменив его. Хорошим завершением, подведением итогов занятия и поучительным моментом является притча. Спасибо за материал.
Елена Ивановна Добровольская # 29 февраля 2016 в 09:28 0
Анна Михайловна, спасибо за комментарий!
Ольга Михайловна Гневанова # 5 марта 2016 в 23:14 0
Елена Ивановна, добрый вечер! Ознакомилась с вашей работой. Конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приёмам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.
Правила без конфликтного поведения:
*Не говори сразу со взвинченным, возбуждённым человеком.
*Если вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
*Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
*Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
*Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
Думаю, что многие педагоги воспользуются вашим материалом.
Примите мой голос +
С уважением О.М.