Конкурсы для педагогов и детей

Сенсорное воспитание в образовательном процессе детского сада

Сенсорное воспитание дошкольников
Автор: Иголкина Елена Константиновна, воспитатель МБДОУ д/с № 7 «Полянка» г.Кстово Нижегородской области
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию материал по теме "Сенсорное развитие в образовательном процессе". Данный материал будет полезен воспитателям всех возрастных групп.
Важную роль в образовательном процессе познания детьми окружающей действительности играет - сенсорное воспитание.
В раннем возрасте большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений.
Сенсорные представления - это ознакомление детей с:
1. цветом
2. формой
3. величиной
4. музыкальными звуками
5. звучанием родной речи
6. осязаемыми свойствами предметов.
Задачи сенсорного воспитания решаются на таких занятиях, как:
1. музыкальных
2. физкультурных
3. развитие речи
4. изо деятельности.
Накопление сенсорных представлений должно быть обеспечено в широкой ориентировке в цвете, форме, величине. Обучение должно проводиться поочередно, т.е. если общепринятая система включает прежде всего основные цвета спектра - белый и черный, 5 форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал), 2 величины (большой и маленький), то нужно чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих свойствах предметов.
Дидактический материал для работы с детьми должен быть ярким. Игрушки и пособия должны быть удобны ребенку для обхвата рукой - если они предназначены для ознакомления с формой и величиной. На занятиях по сенсорному воспитанию у детей формируются обобщенные способы обследования предметов и поэтому необходимо использовать на занятиях способ соотнесения и сличения объектов.
Детям младшего дошкольного возраста очень сложно запомнить названия цвета, формы, устанавливать связь между свойствами предметов, и поэтому не требуя от них специального запоминания, необходимо просто всякий раз исправлять допущенную ребенком ошибку.
Этапы работы:
1. В начале года детей 3-го года жизни нужно упражнять в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, форме или цвету. При этом необходимо фиксировать внимание детей на сенсорных свойствах предметов, на различие однородных объектов по величине, форме и цвету. Для этого подбирают дидактический материал например: предметы 2 величин, 5 форм, 8 цветовых тонов. Ребенок должен одновременно работать с предметами 2 разновидностей. В процессе обучения воспитатель произносит такие слова которые необходимы для регуляции выполняемых детьми действий: такой же, разные, большой, маленький, форма, цвет.
2. Далее необходимо обучать детей умениям соотносить разнородные предметы по одному из сенсорных свойств. Для этого используют дидактический материал например: вкладыши 5 геометрических форм, грибочки, столики окрашенные 8 цветовыми тонами.
3. На третьем этапе необходимо закрепление у детей отношение к цвету, величине, форме, как к характерным признакам предметов, подведение ребенка к самостоятельному использованию того или другого признака предмета.
Для всех 3 этапов работы отводят несколько занятий. Главным условием является вариативность заданий, которая ставит несколько целей: использовать предметы разной величины, формы, цвета; вызвать интерес детей к занятию путем усложнения действий с предметами; формировать более совершенные и обобщенные способы ориентировки в их сенсорных свойствах.
На 1-х занятиях дети выполняют задания по раскладыванию однородных предметов на 2 группы по величине. Форма и цвет должны быть одинаковы. Задача стоит в формировании у детей умение фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, учить понимать слова такой, не такой, большой, маленький.
На последующих занятиях детей учат группировать предметы по форме. Внимание малышей нужно формировать на форме предметов, необходимо учить их исследовать простые приемы установления тождества и различия однородных предметов по форме, сравнивать по этому признаку предметы в образном, ориентируясь на слова форма, такой, не такой, разные.
Затем на занятиях дети учатся размещать сильно отличающиеся друг от друга по форме вкладыши в соответствующие отверстия решеток.
В ходе этих занятия решаются такие задачи как закрепление у детей умение группировать объекты по форме и учить их соотносить разнородные предметы по этому признаку.
Особое внимание нужно уделить занятиям по ознакомлению детей с цветом.
Отличительное свойство цвета в том, что его нельзя обследовать во внешнем плане (рукой, жестом), как это делали с величиной и формой. Сначала малышей нужно учить раскладывать предметы на две группы и решать дидактическую задачу такую как – учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, применять простые приемы установления тождества и различие однородных предметов по цвету, понимать слова цвет, такой же, разные.
Занятия по ознакомлению с цветом необходимо проводить при естественном освещении, а дидактический материал нужно размещать на светлом фоне.
На очередном занятии у детей закрепляется умение устанавливать тождество и различие в цвете однородных предметов. Для этого детям предлагаются предметы более близких цветовых сочетаний. Далее детей нужно упражнять в размещении двух предметов сильно различающихся цветовых тонов в отверстия столиков окрашенных в соответствующие цвета. Целью данного занятия является закрепить умение детей группировать объекты по цвету и соотносить разнородные предметы по цвету.
На последующих занятиях у детей закрепляем умение группировать объекты по цвету, учим соотносить разнородные предметы более близких по цветовых тонов (желтый и оранжевый, синий и фиолетовый и т.д.).
В дальнейшем учат детей размещать предметы с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора 2 нужных цвета из 4. Дидактическая задача - воспитание умения выбирать объекты двух заданных цветовых тонов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные объекты по цвету.
В процессе всех занятий следует уделять внимание тому как дети выполняют задания.
Дальнейшее сенсорное воспитание детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. На таких занятиях дидактической задачей является дальнейшее формирование у детей отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов.
Включение заданий направленных на сенсорное воспитание в разных видах деятельности позволяют с наибольшей полнотой и глубиной формировать у детей восприятие окружающей действительности.
В процессе сенсорного воспитания значительным свойствами предметов являются такие как горячее и холодное, легкое и тяжелое, твердое и мягкое, хрупкое и пластичное. Для изучения всех качеств и свойств предметов детям необходимо предоставить разнообразные игрушки, предметы с самыми различными сенсорными качествами в организации их деятельности.
Большое значение имеет накопление детьми сенсорного опыта в повседневной жизни. На основе этого опыта, во-первых происходит упорядочение знаний на занятиях, а во-вторых в свободное время у детей закрепляются те знания и умения которые они получили на занятиях.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорное развитие в предметно-развивающей деятельности детей раннего возраста Дидактическое пособие по трудовому воспитанию для дошкольников своими руками Дидактическое пособие для дошкольников 2-4 лет своими руками Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы

Похожие статьи:

Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр

Нетрадиционная техника рисование на тему "Осень" в 1 младшей группе | Ширма для детского сада своими руками
Опубликовано: 656 дней назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 1186
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!