Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с флорой и фауной крымской степи

Конспект НОД по ознакомлению с флорой и фауной крымской степи
Тема: «Путешествие Перекати-поле»
Описание: Данный материал полезен для воспитателей средних, старших и подготовительных групп ДОУ, а так же для творческих родителей. Затрагивает тему экологического воспитания, касаемую степной части Крыма. Кроме того во время НОД происходит развитие творческих способностей детей.

Цель: развивать у детей знания о растительном и животном мире крымской степи

Задачи:
- обеспечивать познавательный интерес, устойчивость приобретенных знаний о растительном и животном мире крымской степи;
- формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологических правил;
- учить детей понимать, видеть и ценить красоту окружающего мира.

Предварительная работа: наблюдение в природе; чтение художественной литературы по теме; рассматривание картин и иллюстраций степи; дидактические игры, экскурсия совместно с родителями на Каркинитский залив.

Материал: листы белой бумаги, краски, листы цветной бумаги, экологические знаки, мешочки с лекарственными травами, растение перекати-поле.

Ход НОД:

Воспитатель: У каждого животного, у каждого растения есть свой дом, своя квартира, то есть свое место обитания. Сегодня мы отправимся в гости по адресу Перекати-поле. Но перекати-поле можно найти не только в степи, но и в поле, в жаркой пустыне. Поэтому нам нужен точный адрес: это Крымский полуостров, степная его часть, север Крыма, город Армянск.
Воспитатель: Перед тем, как отправиться в гости, послушайте историю, которая происходила в нашей Крымской степи:
Сказка: «Недалеко за городом Армянск жили-были растения со странным названием «перекати-поле». Этой весной они, как всегда, зазеленели после долгожданных дождей, сначала у них появились листочки, затем красивые цветки. Среди растений была очень любознательная травинка. Она все время приставала к маме и папе с вопросами: «Почему нас называют «перекати-поле»? А кто живет там, далеко, где заходит солнце? А что находится за той дорогой?» Но мама и папа не любили разговаривать: «Прекрати свои расспросы, это отвлекает нас от дел», - сурово прерывали травинку родители. «А какие-такие у нас дела?», - не унималась травинка. «Ты должна ловить каждую каплю дождя и выращивать цветки. Ведь у нас так мало времени для этого». Если бы не степной ветер, то травинка совсем бы загрустила. Но этот озорник, иногда пробегая мимо, шептал травинке: «Я-то знаю, почему тебя так зовут. Потерпи немного, и ты увидишь белый свет, узнаешь, что там, где садится солнце». Ветер пролетал так быстро, что травинка не успевала его ни о чем расспросить. Она грустила и мечтала о друзьях, которые могли бы ей о многом рассказать».
Воспитатель: Ребята, а давайте мы станем для травинки друзьями-путешественниками! Сегодня мы отправимся в степной Крым, познакомимся с его обитателями, а когда вернемся, расскажем обо всем Перекати-поле. А когда травинка вырастет, то и сама сможет увидеть всё своими глазами. Но прежде, чем отправиться в путешествие, вспомним о правилах поведения в степи. Ведь природой мы должны не только любоваться, но и беречь ее.
(Дети рассматривают знаки и формулируют правила):
1) Не собирай в степи цветы, а только любуйся ими.
2) Если хочешь наблюдать за птицами, веди себя спокойно. Громко не разговаривай, не делай резких движений, не подходи близко.
3) Не лови насекомых, не разоряй муравейники, помогай дождевым червям. Будь добрым великаном!
4) Не мусори в природе!
Воспитатель:
Мы живем в степном Крыму,
Значит рядом степь,
В гости мы туда пойдем,
Нужно рассмотреть:
И животных, и цветы,
Насекомых, птиц.
Но в дороге нашей ты
Осторожней будь,
Чтобы не было беды, был приятен путь,
Значит – нужен проводник.
Вот он и возник!
(Звучит звукозапись ветра).
Воспитатель: Кто же этот проводник? (Дети отвечают – ветер). Пригласим его с собой.
Воспитатель: А сейчас
В жителей степных мы превратимся,
К степи ближней мы помчимся,
Чтобы увидеть, подробно узнать
О птицах и травах, деревьях, кустах,
И нашей травинке обо всем рассказать.
(Дети превращаются в различные растения ,выбирая при этом себе на столе шапочку или другой атрибут, элемент)
Воспитатель: И действительно нашей травинке есть о чем рассказать. Весенняя степь необыкновенно красивая, именно весной она примеряет свои наряды, которые играют всем разноцветьем, на которое способна только природа.
Воспитатель: Посмотрите! Мы здесь видим нежную зелень горьковатой полыни, и яркие вспышки бутонов многочисленных цветов. А синеватый бриз цикория, будто море волнуется от спокойного дыхания воздуха. Это и беловато-ажурный цвет невесты, который дает нам пастушья сумка. А давайте поиграем!
Дидактическая игра «Угадай степной цветок»
До чего же смелый
Этот цветок белый!
Только дунет ветерок –
К облакам взлетит цветок. (Одуванчик)
* * *
Я ее на лугу
Отыскать всегда смогу.
В белом платьице она
И нарядна и скромна. (Ромашка)
* * *
Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
* * *
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (Тюльпан)
Воспитатель: Ребята, а какие еще степные цветы и растения вы знаете? (Дети называют степные растения).
Воспитатель (предлагает рассмотреть детям растения): Ребята, а как вы думаете, из каких частей состоит растение? А для чего нужны им корни? А для чего нужны листочки? Какой формы бывают листья?
(Ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Цветок»:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Воспитатель: Ребята, а какие полезные лекарственные растения мы можем встретить в нашей степи?
(Дети называют лекарственные растения и как их используют).
Воспитатель: Только весной мы можем увидеть всё это разнотравье и почувствовать, вдохнуть в себя запах степи: горьковато-сладкий, душистый, нежный, необыкновенно свежий. Давайте все вместе вдохнем аромат крымской весенней степи. Я открою вам секрет - что каждое лекарственное растение нужно собирать в определенный период. И только тогда оно приобретает лекарственные свойства
(проводится игра «Определи на запах лекарственное растение». Предлагаются мешочки с: ромашкой, мятой, пастушьей сумкой, полынью, шалфеем)
Воспитатель: На столе осталась еще одна шапочка. Какого степного зверька она вам напоминает?
Дети: Так это-же хомячок.
Воспитатель: Правильно. Их очень много водится в нашей крымской степи. Я знаю одну игру, давайте поиграем в нее.
Физкультминутка «Хомка – Хомячок» (выполняется 2 – 3 раза, дети выполняют движения в соответствии со словами)
Хомка – хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Воспитатель: Ребята, наш проводник-ветер зовет нас дальше. Закройте глаза, прислушайтесь и уловите звуки степи.
Воспитатель: Каких животных мы услышали? Кого повстречали?
Дети рассказывают, чьи голоса они узнали.
Дидактическая игра «Назови животное»: Дети рассказывают о животных степи: хомяк, суслик, степная мышь, степная лиса, степной орел, крот, ящерица, степная гадюка, уж, заяц.
(Неожиданно меняется музыкальное сопровождение. Включается музыка – звуки грозы, дождя).
Воспитатель: Но вдруг погода испортилась, набежала туча. Полил дождь. (Дети подставляют руки) Кап-кап-кап! Насекомые, звери, птицы испугались дождя и спрятались, кто куда. Ребята, куда же они спрятались?
(Ответы детей разные, но путем обсуждений приходим к выводу, что степь прячет очень многих зверей и насекомых, кто в норку залез, кто в гнездо поселился, кто под травинкой спрятался).
Воспитатель: Ну, а теперь пришло время вернуться к нашей травинке и рассказать, что мы видели и с кем познакомились, гуляя по степи. Давайте подарим ей свою работу. Когда она вырастет, отправится в эти прекрасные места.
Коллективная работа «Крымская степь»: Дети подходят к столам, берут заготовки и составляют композицию.
Воспитатель: Пора прощаться. Скажем спасибо нашему проводнику-ветру. Какие вы все молодцы! Столько всего знаете и умеете. Настоящие ученые и степные знатоки! Я говорю вам – До свидания! И хочу прочитать стихотворение «У каждого свой дом»:
Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик.
Вот квартира для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашки –
В нем живут букашки.
Эта славная страна
Вся кругом заселена

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе Огород на подоконнике в детском саду Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»

Похожие статьи:

Эко театр в детском саду

Участник №49 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 декабря 2015 года по 5 марта 2016 года
Конспект НОД в средней группе. Старичок-Боровичок и Волшебное Дерево
Опубликовано: 318 дней назад (25 января 2016)
Просмотров: 867
+1
Голосов: 1
Кристина Александровна Ануфриева # 30 января 2016 в 17:47 +1
Добрый день! Прочитала Ваш конспект занятия.Очень понравился. Новаторский, емкий, интересный для детей.
Вживаясь в события, ребенок как бы становится ее действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. Это способствует освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе, его эффективности.
Спасибо большое за опыт! Так держать!
Елена Леонидовна Алексеева # 31 января 2016 в 14:51 0
Кристина Александровна, спасибо за положительную оценку! joke