Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Художественная деятельность для школьников

Художественная деятельность для школьников
Организация коллективного художественного творчества на уроках изобразительного искусства
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В данной статье рассматриваются различные формы коллективной деятельности, сформулированы её планируемые результаты. Приводятся примеры тем, краткое описание работы над коллективными композициями.
Назначение: Статья адресована учителям изобразительного искусства и учителям начальных классов, самостоятельно организующих уроки изобразительного искусства
Цель: Обобщение практического опыта работы по организации коллективной изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства
Задачи:
- теоретически обосновать эффективность организации коллективного художественного творчества на уроках изобразительного искусства для развития творческих способностей учащихся;
- охарактеризовать виды коллективной деятельности на уроках применительно к темам программы по изобразительному искусству.

Индивидуальная работа детей позволяет увидеть их творческие возможности, глубину восприятия материала, способность к обобщению и стилизации, меру художественного вкуса, их предпочтения. Коллективная деятельность способствует развитию навыков самостоятельной деятельности, позволяет выходить на исполнение масштабных работ в ходе которых формируются межличностные отношения, преодолевается замкнутость, формируются новые отношения в основе которых взаимопонимание, взаимовыручка, дружба.
Организация коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства способствует развитию терпимости у учащихся. Терпимость – одна из заповедей христианства. Только терпимость по отношению к друг к другу, как в частном, так и в глобальном масштабе, может спасти мир.
Именно учителем изобразительного искусства успешно может решаться задача обучения толерантности. Умение договориться друг с другом, понять друг друга, проявить терпимость к другому человеку как важнейшее качество современного человека может воспитываться не только через определённую тематику, но и через организацию занятий коллективного творчества.
Технология коллективной системы обучения А.Г. Ривина и его учеников относится к популярным личностно-ориентированным технологиям. Можно выделить её основные преимущества: каждый ученик чувствует себя раскованно; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат коллективного труда; формируется адекватная оценка своих возможностей, способностей; в процессе речи развиваются навыки мышления, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; формируются и совершенствуются навыки совместной работы.
Коллективная деятельность как игровой приём способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.
Для распределения по группам на уроках изобразительного искусства можно применить такой приём: дети выбирают из класса двух самых хорошо рисующих, на их взгляд, ребят. Они будут главными художниками, которые наберут себе команды, по очереди называя имена одноклассников.
И, конечно, систематически нужно повторять правила работы в группе, коллективе и обращать внимание на их выполнение:
1. Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом.
2. Распределить обязанности по выполнению задания между собой.
3. Считаться с мнением друг друга.
4. Оказывать друг другу помощь.
5. Соблюдать правила безопасного труда.
В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм обучения: М.Н. Турро, творческой группы Б.М. Неменского, Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова.
Более точная систематизация видов коллективной деятельности представлена в классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова:
1. Совместно-индивидуальная (участники работают индивидуально с учётом единого замысла. На завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции). Методы и приёмы организации такой деятельности разнообразны и зависят от сложности темы и техники исполнения.
Приведу примеры.
Панно "Старинная русская деревня" в 4 классе по теме "Гармония жилья и природы". Совместная деятельность организовывалась на начальном этапе, когда продумывалась и обсуждалась композиция, расположение линии горизонта, единый изобразительный материал и техника изображения. И на завершающем этапе, когда все работы объединялись в общую фризовую композицию. В остальном работа велась индивидуально.

Ещё один вариант раскрытия данной темы - объёмное конструирование древнерусских построек из бумаги в парах, а затем объединение их в общую композицию.

Тема "Художественный образ Средневековой Западной Европы", 4 класс.

Панно "Троица - праздник русской берёзы" по теме "Народные праздничные обряды" в 5 классе. Совместно обсуждалась организация пространства общей композиции, продумывался процесс её выполнения, выбирались "главные художники" из числа детей для работы над дальним планом панно.

7 класс, тема "Изображение фигуры человека в истории искусства". Каждый обучающийся выполнил 1-2 силуэта фигуры первобытного человека, занятого работой. Затем все вместе "сочиняли" композицию "Древнейшие охотники".

Имитация витража по теме "Ты сам - мастер" в 5 классе. Обучающиеся совместно выбрали размер работ, материалы. Затем индивидуально работали над созданием "витража" из цветной плёнки. На последнем этапе все работы скрепили вместе.

2. Совместно-последовательная (работа по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в зависимости от результатов предыдущего и последующего участников). Представляет собой два основных этапа:
- индивидуальная работа ученика над элементом, частью общего изделия,
- последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой изделия.
Такой вид коллективной деятельности хорош, когда необходимо организовать эстафету между группами. Итог ничем не отличается от композиции, выполненной в ходе совместно-индивидуальной деятельности. Но отличается сам процесс создания коллективной работы: учащиеся поочерёдно выполняют элементы общего панно, дополняя уже начатое другими изображение.
3. Совместно-взаимодействующая форма (все участники ведут совместную работу, согласовывая действия). Самая сложная форма. Сложность заключается в том, что предполагается или одновременная совместная работа всех участников коллективного творчества на одном листе (плоскости) или постоянное согласование их действий. Требует от учителя организаторских способностей, а от учащихся умения сотрудничать, уважать чужую инициативу.
Исходная композиция не задаётся учителем, а сочиняется коллективом учащихся. Одни рисуют на плоскости общей композиции, другие выполняют части и элементы этой композиции. Выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в малые группы.
Пример - коллективные композиции по теме "Художественный образ Страны Восходящего Солнца" в 4 классе.


Темы "Убранство русской избы", "Внутренний мир крестьянской избы" в 5 классе объединились в одной работе. Обучающиеся, работая в группе, выполняли пространственную композицию с изображением атрибутов русского крестьянского искусства, распределив между собой обязанности.

Имитация гобелена по теме "Ты сам - мастер" в 5 классе. Пока вся группа детей трудилась над созданием фона работы из пеньковой верёвки, главные художники из числа детей разрабатывали эскиз рисунка в натуральную величину. А затем участники коллективной деятельности совместно работали над изображением.

Если цель урока - обобщить знания, можно выбрать коллективную работу как приём обобщения знаний. Тогда коллективная деятельность детей организуется по группам с разнотематическими заданиями.
Коллективное творчество помогает учащихся чётко формулировать мысли и излагать их доступно для других; подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею.
Актуальна система коллективного обучения подростков и с точки зрения психологии. У младших школьников интерес к изобразительному творчеству высок, т.к. не развита объективная оценка собственных способностей. У подростков возникает неудовлетворённость низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис вызван конфликтом между притязаниями и возможностями. Коллективное творчество удовлетворяет все возрастные амбиции подростка: во-первых, ему дана возможность общаться со сверстниками, во-вторых, найдено соответствие между подростковыми «хочу сделать» и «могу сделать», в-третьих, результат его труда социально и практически значим, что способствует развитию его духовных качеств.
Организация коллективной деятельности на уроках требует от учителя значительных затрат времени и сил, но они окупаются творческим общением обучающихся, в процессе которого активизируется восприятие, интенсивнее работает воображение, формируется ряд коммуникативных, регулятивных и нравственных качеств.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД. Старшая группа Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках изобразительного искусства Что такое техника Зентангл

Похожие статьи:

Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству для младших школьников

Декоративное панно "Яблонька" из плоских камешков своими руками | Емкости для мелочей своими руками
Опубликовано: 3469 дней назад (26 октября 2014)
Просмотров: 5396
+3
Голосов: 3
Мария Анатольевна Гановичева # 29 ноября 2014 в 14:30 0
Здравствуйте! С удовольствием прочитала вашу работу. Я тоже считаю, что развивать коммуникативные умения детей очень важно и нужно. Порадовали работы школьников. Мне самой захотелось обобщить свои наработки, следуя вашему примеру. Интересно, а используете вы технологические карты на уроке? (в случае, если задание делится, и для каждого участника группы оно индивидуально).