Конкурсы для педагогов и детей

Элементы развития критического мышления школьников на уроках технологии

Из опыта работы учитея технологии
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В статье приводятся примеры творческих работ обучающихся на основе одного из элементов технологии развития критического мышления.
Назначение: Содержание статьи адресовано учителям технологии

В настоящее время одни лишь средства традиционного подхода к преподаванию не способны решить одну из задач современной школы - раскрытие способностей каждого ученика. Поэтому необходим переход к такой системе, при которой ребёнок приходит в школу не только получать знания, передающиеся учителем, но и сам их добывать.
Технология развития критического мышления - это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить? Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. В свою очередь эта система - совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать учащегося, создать ему условия для осмысления материала, обобщения приобретённых знаний.
Основная идея технологии развития критического мышления состоит в том, чтобы создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем сознательно размышляют, расширяют свои знания, идеи, чувства или мнение об окружающем мире. Встречаясь с новой информацией, школьники должны уметь оценивать её вдумчиво, критически, делать выводы.
Среди множества элементов озвученной технологии, я выделяю написание сказок. Особенно эффективным этот приём является на стадии рефлексии. Он способствует развитию мыслительных операций обучающихся (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.), развитию навыка выражения своих чувств и мыслей через письмо. Написание сказок делает изучение или повторение материала более творческим. Позволяет лучше представить сложные термины, выделить их главные признаки. Чтобы написать сказку на заданную тему обучающимся необходимо найти информацию, выделить в ней главное, выстроить сюжетную линию, осознать цель своей творческой работы.
Предлагаю вашему вниманию сказки по технологии, созданные моими обучающимися.

Сказка об упрямом утюге
Однажды вернулись вещи из отпуска и сразу стали развешиваться на вешалки в шкафу. Они так долго лежали в тесной дорожной сумке, как селёдки в бочке: не повернуться, не пошевелиться. Когда вещи вышли из сумки, то обнаружили, что неприлично помялись. Особенно вещи из натуральных шёлковых, хлопчатобумажных и льняных волокон.
Толкая друг друга, одежда бросилась за помощью к Утюгу. Выстроилась огромная очередь, а впереди всех оказалось очень красивое платье в стиле «принцесса». Оно капризно приказало Утюгу выгладить свои складочки и буфы.
Но Утюг сделал очень важный вид и сказал:
- Я, мадам, не менее важная персона, чем вы. Нужно знать, как со мной обращаться!
Другие вещи наперебой начали давать советы Платью:
- Нельзя включать и выключать его мокрыми руками!
- Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга!
- Не берись за шнур, только за вилку!
- Ставь его в перерывах работы на специальную термоизоляционную подставку!
- Удаляя вилку из розетки, придерживай её руками!
- Горячая подошва Утюга не должна касаться электрического шнура!
- Не давай ему перегреваться и не оставляй без присмотра!
Пришлось красивому Платью считаться с важностью Утюга, попросить вежливо его помощи. Только тогда упрямый Утюг согласился выгладить вещи, вернувшиеся из отпуска.

Как итальянская гостья себя хвалила
Напекла хозяйка большую стопку золотистых блинов. А как без них – Масленица ведь пришла! Лежат они на тарелке, гостей ждут. Позвонили в дверь. Блины обрадовались: гости пришли! Но пришли они не с пустыми руками, принесли какую-то лепёшку с начинкой. Долго Блины разглядывали лепёшку: странная такая, салат – не салат, пирог – не пирог. Какая-то тарелка с овощами! Наконец спросили прямо:
- Ты кто такая?
Гостья подбоченилась:
- Я – знаменитая итальянка. Моё имя – Пицца!
- Очень приятно. А мы – русские блины.
Пицца ответила:
- Честно говоря, я и не знаю, где моя Родина. Одни предполагают, что ею может быть Греция. Греки первыми стали запекать тесто вместе с приправой, используя в качестве начинки любые съестные продукты. Знаменитый Платон в своём трактате «Республика» описывал праздничную народную трапезу с лепёшками с сыром, луком, зеленью и маслом. Может, эти лепёшки и были моими предками.
Другие утверждают (и их большинство), что моя родина – это Италия, город Неаполь. Сначала мои предки были пищей только крестьян и моряков, но со временем стали изысканным национальным блюдом.
Выслушали Блины гостью и говорят:
- А у нас очень много братьев. Это оладьи, гречневые, пшённые блины, кружевные, скороспелые, с припёком и др.
Пицца парировала:
- А уж нас с сёстрами и того больше! Самые известные – «Наполетана» с помидорами, чесноком, оливковым маслом, перцем и солью, «Маринара» - с томатным соусом, сыром моцарелла из буйволиного молока, майораном и моллюсками, «Маргарита» - с помидорами, сыром моцарелла и базиликом.
Всех не перечесть!
Я стала первым интернациональным яством. Меня любят во всём мире! В Индии меня обожают с маринованным имбирём, фаршем из баранины и соевым творогом, в Японии – с угрями и кальмарами, в Пакистане – с острым карри, в Коста-Рике – с зелёным горошком. Вот у меня какая богатая биография. Обожают меня и в Америке, а теперь я и Россию завоюю.
- Ну, уж нет! Мы в России самые любимые. Мы вкусные и готовить нас очень легко, - возмущались Блины.
На что Пицца им отвечала:
- А моё главное достоинство – универсальность. При моём приготовлении в ход идут любые продукты: вчерашнее жаркое, остатки от праздничного стола, колбаса, которой мало для семьи на ужин, остатки любого сыра и даже завядшая зелень.
Так спорили русские Блины и итальянская Пицца. А чем закончится спор, поживём – увидим!

Поход иголок на экскурсию
Пришли на экскурсию в археологический музей современные иголки. Все они были с одного игольного завода в Подмосковье, но имели разные профессии. Были в группе медицинские, граммофонные, гравировальные, швейные, скорняжные, мешочные, парусные, ковровые и др.
- Ой, смотрите, это наши прапрапрапра-…. Они жили в каменном веке. С помощью заострённого кремня в рыбной или другой кости делали ушко и сшивали шкуры нитками из жил, - указала на стенд одна Игла.
Другая Игла поспешила к другому стенду:
- Ух, ты! Здесь и бронзовые, и железные, и даже серебряные иглы. Оказывается, стальные иглы в Европу привезли в 14 веке арабы.
Третья Игла воскликнула:
- Нас, оказывается, долгое время изготавливали вручную. А в Россию мы попали только в 17 веке из Германии.
Долго ещё бродили иглы по музею, изучали свою историю, чтобы не прослыть невеждами.

Сказ о бестолковом языке
Жил-был Язычок. Был он бестолковым: болтал без умолка и никакого вкуса не чувствовал. Ел что попало!
Ничего он не ощущал: ни солёного, ни горького. Бывало, налопается горчицы. Ему то всё ничего, а у хозяина живот болит. Мучался–мучался хозяин с бестолковым языком, а потом попросил у Природы:
- Будь человеком, дай моему языку вкусовые ощущения, а то накормит меня какой-нибудь отравой!
Согласилась Природа. С тех пор язычок перестал есть что попало. Ведь у него появились четыре рецептора вкуса:
• на кончике языка, ощущающий сладкое,
• на боковых сторонах, ощущающие солёное,
• на краях задней стенки языка, ощущающие кислое,
• у основания языка, ощущающие горечь.

Как ткань ножницы искала
Надоело огромному рулону очень дорогой ткани пылиться на полке магазина.
Вот Ткань и говорит:
- Хочу людям служить! Хочу, чтобы из меня одежду сшили. Нужно найти того, кто быстро и точно меня такую дорогую раскроит.
И отправилась Ткань искать подходящие ножницы. Зашла по дороге к скорняку, а там ножницы большие и крепкие, подходящие для раскроя кожи. Завернула Ткань в парикмахерскую. Там ножницы острые, но уж очень у них тонкие и длинные лезвия – не годятся для раскроя ткани.
В магазине Ткань нашла специальные портновские. Вот эти подойдут! Но только рулон слишком большой, слишком много времени уйдёт на раскрой. Познакомилась Ткань с ножницами и для стрижки кустарников, и маникюрными, и для разделки птицы, и для прорезания петель, но всё не то.
Куда же пойти? Долго Ткань думала и решила сходить на швейное производство. Вот тут она, наконец, и нашла свои ножницы!
На производстве электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит выкройку любого фасона. По команде электронной вычислительной машины лазерные «ножницы» автоматически разрезают ткань по этим выкройкам. Скорость раскроя – 1 метр в секунду! Да и края ткани не осыпаются, так как оплавляются при раскрое.
Такие ножницы и нужны были нашему большому рулону дорогой ткани.
А одежда из него получилась отличная и долго радовала собой людей.

Творческие способности обучающихся имеют различный уровень развития, поэтому некоторые сказки не требовали доработки, а другие дорабатывались совместно с учителем. Но важно, что в процессе написания такой творческой работы, у школьников развиваются общеучебные умения и навыки, необходимые им не только на уроке технологии, развивается умение мыслить, раскрываются способности каждого учащегося.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии Предметно - развивающая среда в швейной мастерской Мастер - класс. Пошив платья Описание опыта работы (инновационного опыта) учителя технологии
Художественное слово - основа изобразительной деятельности | Развитие восприятия произведения искусства на уроках ИЗО
Опубликовано: 750 дней назад (16 ноября 2014)
Просмотров: 1503
+3
Голосов: 3
Марина Ивановна Акулова # 16 ноября 2014 в 15:32 0
Как мне понравился Ваш материал!!! Я просто в восхищении!!! Так доступно, интересно подать материал!Точно могу сказать, что дети запомнят урок на всю жизнь. Такие интересные сказки полностью раскрывают учебные элементы на занятиях- замечательная подача техники безопасности по работе с утюгом, поучительная сказка о происхождении пиццы и "независимости и значимости" наших русских блинов и другие сказки. Я обязательно возьму Ваш материал в копилочку и расскажу Ваши сказки на занятиях. Большое спасибо за Ваш опыт и за то, что Вы поделились своими наработками. Ваша статья на 5+.
Елена Ивановна Самохина # 10 сентября 2016 в 21:29 0
Здравствуйте, Елена Николаевна. Меня очень заинтересовала ваша статья. Приём написания сказок для развития критического мышления универсален при обучении детей. Примеры сказок наглядно демонстрируют, что ваши ученики умеют добывать информацию, осмысливать её, отбирать самое важное, делать выводы. И конечно же, всему этому предшествовал ваш кропотливый труд. Технология - сказочно интересный предмет! Голос вашей статье.