Конкурсы для педагогов и детей

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду

Проект «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ. АЭС»
Автор: Аверьянова Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №2 «Счастливое детство» города Советска Калининградской области.

Материал предназначен для воспитателей, педагогов, родителей для ознакомления детей с видами электростанций, принципами их работы.

Многие детские игры –
подражание серьезной
деятельности взрослых.
Корчак Я.


С появлением первого атомного объекта на территории Калининградской области – Балтийской атомной станции – возникает необходимость проведения работы по развитию элементов «ядерного образования» в дошкольных учреждениях. И подобная работа началась в МАДОУ д/с № 2 «Счастливое детство» города Советска Калининградской области.
Целью этой работы является формирование у детей позитивного отношения и доверия к атомной энергетике, развитие интеллектуального и творческого потенциала.
Задачи, которые ставит перед собой педагог, заключаются в следующем:
• популяризация идей атомной энергетики.
• развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
• повышение творческой активности дошкольников.
Ребёнок с помощью взрослого познает мир, многообразие его предметов и явлений делая на этом пути удивительные открытия.
Считается, что такая сложная тема как «Атомная энергетика», - привилегия школьников. Однако, например, во Франции уже в детском саду начинается знакомство малышей с методами получения электричества. Детям на доступном уровне объясняют, что такое ядерная энергетика и почему ее необходимо развивать.
Знакомство с понятием «энергия» в нашей группе началось во время беседы о тепле, свете и электричестве.

Когда мы говорили о видах энергии, Кирилл спросил: «Зачем нам еще какая-то энергия? Нам солнышко дает и свет, и тепло».

Мы с ребятами стали искать ответы на вопросы: «А что это за энергия?», «Где ее берут?», «И как используют?».
В результате исследовательской работы появился проект «Первые шаги в науку»
Подготовить материал по данной теме было не просто: надо было продумать образные и доступные описания для сложных терминов. Подбиралась литература, с помощью которой происходила ознакомительная работа. Чтобы иметь элементарное представление об атомной энергии были использованы информационно-коммуникативные технологии – слайды, просмотр мультфильма « Здравствуй, Атом!»
В ходе работы дети узнали о строительстве нашей Балтийской АЭС и мы решили построить свою электростанцию.
Образовалась инициативная группа. Дети долго рассматривали фотографии, чертежи, выделяя главные части. Для этого был использован метод сравнения и яркий иллюстрационный материал.

После разработки проекта началось строительство. Общение детей между собой происходило в форме эвристической беседы, с использованием методов аналитического диалога и дебатов.

Детям было очень интересно, так как постоянно происходила смена обстановки. При строительстве было задействовано практически все пространство группы.

Когда работа подошла к сборке «внутреннего устройства» потребовалась помощь взрослых. Вместе решали, из чего будет сделан главный объект станции. И тут в дело пошло все: и бумага, и нитки, и проволока, и трубочки для коктейлей…Объект рождался в творческом диалоге.

И вот отдельные детали были собраны. Началось комплектование станции, во время которого происходило бурное обсуждение, где будут располагаться основные элементы.

В процессе сборки макета дети постоянно обращались к наглядным материалам, чтобы всё соответствовало плану проекта.

Полученные знания во время работы над проектом дети с удовольствием отображали в своих рисунках.
Воодушевленные результатом своей работы дети решили провести экскурсии для воспитанников старшей и подготовительной групп и наглядно показать детям, как выглядит макет атомной станции.

В рамках работы педагогической мастерской «Навстречу друг другу» для заведующих, заместителей заведующих по УВР, старших воспитателей города и области был представлен наш проект «Первые шаги в науку. АЭС» Присутствующие проявили живой интерес к этой теме.

Дети были довольны работой и с удовольствием рассказывали о своём проекте во всех подробностях.
Мы решили не останавливаться на достигнутых результатах и приняли участие в Первом Всероссийском конкурсе творческих проектов «Мой атом», который проводился в рамках Года охраны окружающей среды и Всероссийского фестиваля науки. Наш проект был представлен в номинации «Макет», где среди участников мы были единственными из дошкольного учреждения.
27 марта 2013 года в конгресс - холле Музея Мирового океана подводились итоги конкурса. Работа детей не осталась без внимания, им были вручены дипломы и ценные подарки.

Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о том, что тема изучения специфики ядерной энергетики детьми-дошкольниками есть интересное, педагогически целесообразное звено воспитательной деятельности в современном ДОУ.

Прогресс идёт и годы летят – пусть работает атом у наших ребят!

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Конспект образовательной ситуации в средней группе | Международный день энергосбережения в старшей группе детского сада
Опубликовано: 871 день назад (19 июля 2014)
Просмотров: 4811
+3
Голосов: 3
Наталья Николаевна Матафонова # 19 июля 2014 в 12:10 +1
Елена Николаевна, замечательный отчет по работе с проектом «Первые шаги в науку. АЭС». Действительно, тема сложная, но очень здорово, что Вы уже с дошкольного возраста ребятишек начинаете разбираться в ней. Работа над проектом проделана большая, главное, что она способствует развитию творческого потенциала детей, учит самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, формирует умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи. С удовольствием голосую!
Елена Николаевна Аверьянова # 19 июля 2014 в 23:33 +2
Наталья Николаевна, большое Вам спасибо за такой теплый отзыв.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 21 июля 2014 в 00:59 0
Елена Николаевна какую необычную тему Вы взяли для проекта "АЭС". Тема очень не простая, даже школьникам усвоить ее не так просто. Видно, что была проведена грандиозная работа по освоению этой темы, дети даже смогли сделать свою атомную электростанцию (конечно с помощью взрослых), да еще и рассказать о ней и ее назначении, это уже прогресс. А проведение экскурсии и выступление перед педагогами, детьми, развивает коммуникативные качества, речевую активность, умение преодолевать стеснение , быть раскованным при общении с не знакомыми людьми. Организуя и внедряя такой проект Вы развиваете у детей познавательный интерес, расширяете их кругозор, обогащаете знания об окружающем мире и словарный запас детей, умение мыслить и выдвигать гипотезы, делать выводы. Замечательно, что Вы представили фотографии, на которых видно, как заинтересованы дети, в изучении данной темы и в изготовление макета "АЭС". Вы просто МОЛОДЕЦ!!! Творческих Вам успехов. Голосую +1.
Светлана Николаевна Ефименко # 21 июля 2014 в 02:57 +3
Здравствуйте, Елена Николаевна. Вами предложена такая интересная и необычная разработка, что не обратить на неё внимания я не смогла. Действительно, в практике детских учреждений мы как-то вот так "глобально" не знакомим детей с ядерной энергетикой. Ваш проект, его результативность, показывает, что тема изучения специфики ядерной энергетики детьми дошкольного возраста есть интересное, педагогически целесообразное звено воспитательной деятельности в современном дошкольном учреждении. Вами умело теоретические знания переплетены с практическими заданиями. Макет атомной электростанции- просто супер!
То, что детям нравиться, они увлечены- "говорят" фотографии.
Примите мой голос!
Елена Николаевна Аверьянова # 21 июля 2014 в 09:16 +1
Спасибо всем Вам, дорогие коллеги, за ваши оценки и комментарии. Приятно узнать, что тема заинтересовала.