Конкурсы для педагогов и детей

Экологическое воспитание дошкольников

Формирование экологических представлений у детей
о необходимости бережного и сознательного отношения
к природе через проектную деятельность.
Материал предназначен для воспитателей, педагогов образовательных учреждений.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!


ЦЕЛЬ:
Развитие познавательного интереса детей, формирование у них начал экологической культуры через проектную деятельность.

В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края.
Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны.
Работа по экологическому воспитанию в нашей группе ведется систематически. Она отражается в планах воспитательно-образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, иногда экскурсии, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, труд в природе. Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью, с магнитом, камнями. Нами используются все методы ознакомления детей с природой: наглядные, словесные, практические.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды, которая способствует:
- познавательному и эколого-эстетическому развитию ребенка;
- формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Преследуя цель, формирование у детей экологической культуры, нами была проведена следующая работа.

1.Беседы и занятия экологической тематики
-«Мы спасатели природы», «Что такое заповедник»,
-«Вода, кругом вода» - занятие с элементами исследовательской деятельности,
-«Необыкновенный мир магнитов», «Волшебные стеклышки».
-из цикла «Удивительные камни»:
«Янтарь – солнечный камень»,
«Камни, которое подарило море»,
«Камень, рождённый деревом».

2.Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.

3. Демонстрация фильмов о жизни животных:
- «Мама львица», «Медвежата»;

4.Просмотр презентаций:
-«Чудо природы – янтарь!», «Янтарь – камень здоровья, счастья и солнца»;
- «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;
- «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют звери?»;
-Экологическая сказка «Жила-была речка…»

5. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе;
Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадками в «огороде на подоконнике», ведение дневников наблюдений, календаря погоды.

6. Создавались:
- картотеки дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;
- картотека наблюдений на прогулке;
-картотека загадок с заданиями-раскрасками;
-при помощи родителей оформили мини-альбомы «Правила поведения в природе», «Календарь времени», «Погодные явления», «Экологические цепочки», дневники наблюдений за «посадками на подоконнике» (Домашнее задание)

7. Были проведены «Уроки доброты», «Экологические акции»:
- «Как заботиться о комнатных растениях?»
-«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
-«Когда я был добрым к природе?»
-«Строим замки для птиц» (Домашнее задание)
-«Покормите птиц зимой!»

8. Экспериментальная деятельность была заключена в следующем:
- опыты с магнитом, янтарём, песком;
- эксперименты с водой и воздухом, льдом и снегом, силой тяготения;
- работа с лупой и термометром;
- проращивание семян.
Все проведенные опыты оформлены в альбоме «Экспериментальная деятельность нашей группы»

7.Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность.
(Лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).

8.Основным итогом работы стал исследовательский проект «Камень, рожденный деревом», где было подтверждена гипотеза, что янтарь имеет растительное происхождение, и это застывшая смола хвойных деревьев древнего леса. Заключительным этапом проекта стала изобразительная деятельность. Дети выполнили декоративную аппликацию «Олимпийский факел» из природного материала – янтаря.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:
- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.
Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Экологический проект во 2 младшей группе

Похожие статьи:

Экологическое воспитание детей дошкольников

Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Экологическая операция "Первоцветы" в детском саду | Исследовательский проект в детском саду. Старшая группа
Опубликовано: 866 дней назад (21 июля 2014)
Просмотров: 5340
Рубрика: Отчёты
+4
Голосов: 4
Марина Викторовна Мамедова # 21 июля 2014 в 19:12 +3
Мне понравилось, надо применить на практике.Беру на заметку.
Гуля Рашитовна Балдовская # 21 июля 2014 в 20:53 +3
Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен, так как ребёнок учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения,одним словом, развивает познавательные способности.Хороший проект, обязательно воспользуюсь. Но немного хочу уточнить : в вашем проекте учавствовали все группы, для какого возраста данный проект? Я к тому что опыты наверняка проводились с учётом возраста детей, и по продолжительности , наверное, долгосрочный.
Елена Николаевна Аверьянова # 22 июля 2014 в 08:33 +3
Здравствуйте, Гуля Рашитовна! Большое спасибо за такой содержательный комментарий, всегда очень важно узнать мнение коллег. Да, действительно, проект долгосрочный, в нашем детском саду он проходил с ноября по февраль включительно. Педагоги каждой группы разрабатывали для себя план мероприятий с учётом возраста деток. Свою работу я проводила с воспитанниками старшей группы.
Светлана Николаевна Матвеева # 22 июля 2014 в 16:01 +1
Уважаемая Елена Николаевна! Ваша работа ещё раз доказывает то, что проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников. Хорошо прослеживается взаимосвязь "триединства": педагог - дети - родители. В настоящее время проектная деятельность очень актуальна. С удовольствием использую её в своей работе. Желаю Вам творческих удач и достижений в выбранном направлении! +1!!!
Ольга Михайловна Гневанова # 22 июля 2014 в 20:42 +1
Елена Николаевна, спасибо за методический материал по экологической культуре дошкольников.Беру в копилку.
Татьяна Попова # 23 июля 2014 в 20:22 +1
Спасибо Вам за предоставленный материал. Проектная деятельность одна и интересных и современных педагогических и развивающих технологий в образовании. проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.Спасибо за ваш труд.
Елена Николаевна Аверьянова # 23 июля 2014 в 23:14 0
Доброго вечера, дорогие коллеги! Хочу поблагодарить Вас за ваши отзывы и комментарии. Благодаря вашей поддержке, понимаешь, что работаешь в правильном направлении!
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 29 июля 2014 в 19:39 +2
Елена Николаевна спасибо за приглашение. Читая Вашу исследовательскую деятельность полностью с Вами согласна, что детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Вы в своем материале показали какую большую работу в данной области делаете. Материал хороший Цель поставленная выполнена в полном объеме. Творческого успеха. Мой голос.
Светлана Николаевна Ефименко # 29 июля 2014 в 22:11 +2
Здравствуйте, Елена Николаевна. Внимательно ознакомилась с предложенным Вами перечнем мероприятий для проектной деятельности по формированию экологических представлений у детей, о необходимости бережного и сознательного отношения к природе. Вами проработана очень важная тема, представлен целостный и содержательный план мероприятий. Многие дошкольные учреждения сейчас разрабатывают и реализовывают разнообразные экологические проекты. С Вашего позволения возьму Ваш материал себе в закладки.

А теперь, Елена Николаевна, позвольте дать Вам небольшой совет в оформлении материала в блоге. Эту свою работу, Вы немного не доделали. Вот я цитирую Вашу предыдущую публикацию (которая так меня поразила своей новизной и масштабностью) : "Проект «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ. АЭС». Автор: Аверьянова Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №2 «Счастливое детство» города Советска Калининградской области".

Примите мой голос. Новых Вам творческих проектов!
Елена Николаевна Аверьянова # 30 июля 2014 в 22:32 +1
Здравствуйте, дорогая Светлана Николаевна! Спасибо, что нашли время посетить мой блог и оставить свои комментарии, мне очень важно мнение компетентного работника! Я обязательно учту Ваши советы и приму их во внимание. Хотя каждый раз я стараюсь выполнять требования администрации сайта, но волнение видно ещё выдают меня при публикации своего материала. Спасибо за поддержку!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 29 июля 2014 в 22:48 0
Елена Николаевна спасибо за приглашение. Такой интересный и познавательный материал Вы представили. Метод проектов в современном образовании очень актуален,в него входят исследовательские, поисковые, проблемные методы,а также приемы и действия педагога направленные на достижение поставленной задачи. Проблемный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проведение проектной деятельности помогает детям приобретать знания самостоятельно, практическим путем или через решение какой либо проблемы. Решение поставленной задачи развивает у детей любознательность, волевые качества, навыки партнерского отношения, расширяет кругозор. Вы правы, что работа в данном виде деятельности должна вестись систематически, тогда знания детей бывают наиболее прочными и качественными. Вами очень подробно описан план работы в данной области, проведение которых дали положительную динамику в развитие у детей познавательного интереса. Творческих Вам успехов. Голосую +1.
Валентина Евгеньевна Вишнякова # 9 октября 2016 в 15:18 0
Уважаемая Елена Николаевна! Большое Вам спасибо за работу по экологическому воспитанию дошкольников. Это очень актуальная тема и работу по развитию у детей любви к природе, к окружающей среде необходимо начинать как можно раньше. Дальнейших Вам успехов!