Конкурсы для педагогов и детей

Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языка
Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка.
Актуальность обучения письму и письменной речи в последние годы несомненно возрастает, это обусловлено тем, что роль письма в обучении английскому языку, как любому иностранному, повышается. Практическая значимость письменного речевого общения в сфере современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет, в частности письменное общение при его помощи, велика. Наша задача, как учителей английского языка, создать максимально подходящие условия для овладения навыками письменной речи. Задачи, которые мы должны решить в процессе обучения письменной речи, включают в себя формирование у учащихся:
- графических навыков,
- речемыслительных навыков,
- умение формулировать мысль в соответствии с заданием, также письменным стилем,
- знаний о культуре письменного произведения, о его роли,
- интеллектуальной готовности создавать содержание письменного произведения,
- аутентичных представлений о содержании письменного произведения.
Немаловажно указать среди задач обучения письменной речи расширение знаний учащихся и их кругозора.
Письмо и чтение тесно связаны друг с другом, поэтому и обучение должно происходить совместно, одновременно, дополняя и опережая друг друга. В основе письма, так же как и в чтении, лежит единая графическая система и устанавливаются одни и те же графо – фонемные соответствия, различие лишь в их направленности – при чтении мы используем направленность от букв к звукам, а при письме – от звуков к буквам.
Письменная речь позволяет сохранить лингвистические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письмо и письменная речь в методике обучения английскому языку выступают как средство обучения, а также как цель обучения языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, который выражается в кодировании определённого содержания графическими знаками.
Изучив данные психологов по усвоению материала различными способами, которые приведены ниже, можно еще раз убедиться в важной роли обучения навыкам письма и письменной речи.
Итак, психологи выяснили, что услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении товарища на 90%.
Лингвистическим компонентом содержания обучения письму и письменной речи являются языковые знания, графическая и орфографическая система языка. Психологическим компонентом содержания обучения письменной речи является умение использовать полученные знания и умения на практике, т.е. графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий. Методологический компонент предполагает овладение учащимися приемами и способами выполнения письменных заданий, способствующих более легкому и плодотворному усвоению графики, орфографии, т.д.
Трудности обучения письменной речи:
- процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим образом выражения мысли
- письменное высказывание должно быть конкретным и полным, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию
- нет возможности выразительно интонировать свою речь
- письменное произведение требует особого грамматического и синтаксического оформления

Кроме того учащиеся сталкиваются со следующими трудностями:
- ограниченный словарный запас
- боязнь орфографических и грамматических ошибок
- интерференция родного языка на уровне слова, фразы, предложения и текста
- ограниченные навыки самоорганизации, планирования
- отсутствие идей или способов их выражения
- недостаточная мотивация или отсутствие ее
Согласно требованиям ФГОС, в области письма и письменной речи у обучающихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- делать выписки из текста
- составлять и записывать план, прочитанного или услышанного
- написать короткое поздравление, выразить пожелание
- написать личное письмо
- написать эссе, сочинение
- заполнять анкеты и формуляры
- описывать различные факты, явления, события и впечатления
- выразить свое мнение по интересующему вопросу
- делать учебные записи, тезисы, конспекты
- составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов)
Выделяют следующие принципы обучения письму и письменной речи:
1. Принцип устного опережения (произносить сначала).
2. Принцип учета правил орфографии изучаемого языка.
3. Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.
4. Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
5. Принцип поэтапности формирования навыков письма.
1. развитие техники письма.
2. использование письма для овладения языковым материалом.
3. применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи.
Говоря об этапах обучения письму и письменной речи, следует выделить следующие:
1. Обучение графики;
2. Обучение орфографии;
3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);
4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.)
Приведем классификацию упражнений по развитию навыков письма и письменной речи:
К упражнениям, направленным на формирование графических навыков, следует отнести:
- упражнения на написание отдельных букв, полностью или частично совпадающих в английском и русском языках (например: Aa, Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr и др.)
- упражнения на списывание, копирование отдельных слов, фраз, предложений текста
- упражнения на звуко - буквенный анализ отдельных буквосочетаний
- составление тематических словарей
К специальным упражнениям, развивающим навыки орфогра¬фии, относятся:
- копирование слова, текста, т. е. списывание с целью усвоения основ¬ных правил орфографии и пунктуации
- списывание, осложненное дополнительными заданиями. На¬пример: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, за¬полнением пропусков недостающими буквами или словами с труд¬ным написанием и др.
- группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; про¬изводных слов с указанным суффиксом и т.д.)
- орфографические игры (кроссворды, чайнворды, загадки, лото и т.д.)
- диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, само¬диктант
- упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-монографы).
К лексическим письменным упражнениям относятся грамматически и лексически направленные условно-речевые упражнения:
- по картинкам: составить письменно несколько вопросов по картинке, описать с опорой/без опоры, сравнить картинки
- по тексту: ответить / задать вопросы к тексту, составить план рассказа, изложить письменно краткое содержание текста, написать верные/неверные суждения
Важнейшее место письменная речь занимает в формировании монологических умений, которые закрепляются упражнениями следующих видов:
-письменное описание картинки (или серии картинок) по теме или по мотивам темы
- письменное изложение основного содержания текста (на среднем и старшем этапе)
- написание сочинения по теме после ее основательного изучения
- написание собственного мнения, выражение собственной точки зрения, аргументирование
- составление плана и тезисов для сообщения (доклада) на определенную тему
- написание письма зарубежному сверстнику
- написание эссе
Важно отметить, что для более продуктивного обучения письму и письменной речи, как и для обучения любым другим аспектам языка, требуется мотивация, которую требуется постоянно развивать. Учащиеся очень часто пишут с большой неохотой, это связано с трудностями, с которыми они сталкиваются, а также с отсутствием мотивации. Необходимо заинтересовать учащихся, подчеркнуть важность овладения письменной речью. Это тяжелый и кропотливый труд, который при правильной организации дает стабильно положительные результаты. На уроках необходимо «провоцировать» детей на письмо, используя игровые технологии, современные технические средства, информационно – коммуникативные средства, это сделает урок интереснее и поможет мотивировать учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Тайное письмо Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка" Работа со словарем Схема структурного анализа урока иностранного языка

Похожие статьи:

Пословицы и поговорки о книге, о письме

Обучение грамматике английского языка | Итоговая аттестация по английскому языку в 4 классе
Опубликовано: 124 дня назад (6 августа 2016)
Просмотров: 780
+1
Голосов: 1
Татьяна Вячеславовна Ситникова # 7 августа 2016 в 06:41 0
Данная тема очень важна и актуальна для учителей иностранных языков. Мне, как учителю английского языка по образованию (работаю воспитателем детского сада) данный материал интересен и понятен. Но! Специфическая направленность темы, объем работы и отсутствие иллюстраций лишает Вас голосов блогеров. Может, следует оформить тему презентацией? Спасибо.
Елена Николаевна Финогенова # 7 августа 2016 в 09:41 0
Благодарю за отзыв!Учту Ваши пожелания!
Ирина Владимировна Шерина # 8 августа 2016 в 10:08 0
Данная тема очень актуальна для учителей английского языка.В статье очень четко прописаны трудности обучения, которые помогают формированию письменной речи на уроках английского языка.
Елена Николаевна Финогенова # 8 августа 2016 в 11:21 0
Спасибо за отзыв!Ваше мнение важно для меня!