Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе с презентацией. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»
Описание работы: урок русского языка адресован учителям, работающим в выпускном 9 классе. Основной проблемой здесь является то, что учитель вынужден и объяснять новый материал, и попутно готовить к выпускному экзамену. А это очень сложно сделать за 2 часа в неделю. Думаю, этот материал будет полезен в плане того, как это можно совместить на одном уроке. Возможно, этот материал пригодится и при повторении данной темы в 11 классе.
Цели:
• совершенствовать знания учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений;
Задачи:
1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на изучение нового материала и подготовку к ГИА;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий; развивать творческие способности.
4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник, компьютерные презентации, карточки с заданиями.

Ход урока.
I. Оргмомент (метафора на формирование чувства уверенности в себе)
- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни большой экзамен - ГИА. Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."
-Ребята, все в ваших руках!
II - Проверим, готовы ли мы к работе. Работа по карточкам (фронтальный опрос по теории)
III. Работа с текстом о книгах
- А теперь поработаем с текстом, который лежит перед вами.
(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
(3) Встретиться с ними не так уж трудно.
(4) Я могу вам дать их точный адрес.
(5) Он очень короткий: библиотека.
(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
-Докажите, что это текст.(Текст — это группа предложений, объединенных одной темой с помощью языковых средств. Текст всегда состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом не является. Любой текст — это высказывание на определенную тему (она бывает названа в заголовке), в нем есть начало и конец, часто он разделён на смысловые части (абзацы). Предложения в тексте всегда взаимосвязаны, каждое последующее предложение строится на основе предыдущего. Для связи предложений в тексте применяются различные лексические и синтаксические средства языка. Текст всегда оформляется в каком-либо стиле (разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом или художественном)
- Тема (о книгах)
- Проблема(Роль книги в жизни человека.)
- Идея (авторская позиция) (Книга поможет не только приобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)
- Стиль и тип речи (Публицистический, рассуждение)
- Как вы это определили? (Публицистический текст не только описывает факты, но и отражает мнение, настроения автора, содержит его комментарии и размышления. Публицист стремится писать о том, что интересно для большинства людей, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его читателей. В публицистических текстах всегда подымаются актуальные проблемы, речь автора страстная и образная, текст острый и яркий. Автор, сообщая факты, формирует общественное мнение, активно воздействует на разум и чувства человека. Публицист не только рассказывает о положении дел в обществе, но и убеждает читателя в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Он стремится доказать правильность своей позиции. Среди средств выразительности часто применяются слова с положительной или отрицательной окраской, риторические вопросы, восклицания)
• Найдите в тексте:
• а) односоставное безличное предложение (3);
• б) СПП с придаточным определительным (7,9), местоименно-определительным (6);
• в) СПП с придаточным изъяснительным (10).
• Способы связи предложений в тексте: личное местоимение (книга - она), лексический повтор (книга, книгой)
• Объясните постановку тире в предложении (11). (если приложение стоит последним словом в предложении, то перед ним ставится тире)

- Мы продолжим работу с этим текстом на следующих уроках. Нам предстоит найти лексические и синтаксические средства выразительности и определить их роль в тексте, а затем написать сочинение-рассуждение по данной проблеме.
IV. Объяснение новой темы.
1) Работа над «слепой» схемой «Виды предложений»
2) Виды сложноподчиненных предложений.
Объявление темы - «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени»
3) Чтение правила в учебнике и упражнения для наблюдений - стр. 80
4) Теория со слайдов
5) Анализ предложений. Синтаксический разбор. Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.
-Верно ли, что предложение простое? Чем оно осложнено?
- Обстоятельство времени преобразуйте в придаточное времени. Как только мы вышли из лесу, сразу увидели дорогу.
- Подберите синонимы к союзу КАК ТОЛЬКО (когда, едва)
6) Работа с учебником - самостоятельно упр. 124 по вариантам (предложение 1-4 - 1 вариант, предложение 5-7 - 2 вариант)
V. Закрепление.
- Как мы ориентируемся при определении вида придаточного предложения? (по союзу/ союзному слову и по вопросам).
- Можно ли только по союзу/ союзному слову определить вид придаточного?
Анализ предложений.
A) Мы не знали, где остановимся на ночлег. ( изъяснительное)
Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок, (определителительное)
B) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть. ( обстоятельственное места)
Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений.
VI. Графический диктант
1) В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
2) Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет.
3) На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
4) Как измерить то, что страна пережила.
5) Нет истины там, где нет любви.
6) Когда вы продумываете поведение героев произведения, оцените их поступки.
VII. Работа над заданиями ОГЭ. Определить тип орфограммы, распределить слова по видам орфограмм, добавить свои примеры.
Прижавшись, собираемся, правленные, наклонимся, прихрамывая, бездонном, реликвии, приходили, завидовали, кружок, отчаянные, выбирайте, пригорюнившись, пустынном, обессиленно, пребывания, изумлённо, решаемые, варенные вкрутую, взбирались, прикасаясь
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Что понравилось на уроке? Что показалось сложным? (возвращение к метафоре о бабочке)
IX. Домашнее задание (по выбору):
1.с помощью сложноподчиненных предложений описать местоположение нашего города Почепа;
2. Упр. 125, правило
3.Найти лексические и синтаксические средства выразительности в тексте о книгах и определить их роль в тексте; подготовиться к сочинению-рассуждению сочинение-рассуждение по данной проблеме, сформулировать задания ОГЭ типа 15.2 и 15.3
Презентация на тему: Сложноподчиненные предложения времени и места (9 класс)

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Участник №119 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Повторительно - обобщающий урок по русскому языку в 5 классе с презентацией. Лексика | Конспект урока развития речи в 6 классе с презентацией. Описание зимней природы
Опубликовано: 561 день назад (24 мая 2015)
Просмотров: 4864
+8
Голосов: 8
Наталья Владимировна Клюева # 26 мая 2015 в 22:01 0
Спасибо за приглашение! Хорошая работа, заслуживающая внимания и высокой оценки коллег. Примите мой голос.
Елена Николаевна Кусакина # 27 мая 2015 в 18:50 0
Спасибо!
Екатерина Юрьевна Ларкина # 29 мая 2015 в 23:32 0
Елена Николаевна, Вам удалось преподнести обширный материал «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места» в доступной и понятной для детей форме, обязательно буду использовать вашу разработку в ходе индивидуальных занятий по закреплению школьной программы со своими старшими воспитанниками. Спасибо!
Елена Николаевна Кусакина # 30 мая 2015 в 16:11 0
Спасибо Вам, Екатерина Юрьевна!
Елена Николаевна Кусакина # 30 мая 2015 в 16:08 0
Цифры в скобках - это текст (так даются тексты в формате ЕГЭ и ОГЭ: с нумерацией предложений). Прилагаю текст Маршака еще раз (он есть в конспекте урока).
(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным, Л.Н.Толстым, М.Горьким?
(3) Встретиться с ними не так уж трудно.
(4) Я могу вам дать их точный адрес.
(5) Он очень короткий: библиотека.
(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вам замечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки и уши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, а может быть, и на всю жизнь.
(10) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки и техники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(12) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Извините, такое оформление текста - специфика нашего предмета при подготовке к итоговой аттестации.
Презентацию не прилагала, так как она не занимает значительного времени урока и достаточно проста, чтобы сделать её самому. Весь основной материал урока идет в печатном виде.
Елена Николаевна Кусакина # 30 мая 2015 в 22:39 0
Данный урок разработан как урок объяснения нового материала с дополнительной попутной подготовкой к экзамену. Для педагогов, работающих в выпускном 9 классе не секрет, что очень сложно и объяснить новый материал, и подготовить к сдаче экзамена одновременно. Надеюсь, что мой материал пригодится учителям, преподающим русский язык в выпускных классах.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 10 июня 2015 в 19:41 0
Елена Николаевна, здравствуйте. Мне понравилось, голосую.
Елена Николаевна Кусакина # 11 июня 2015 в 18:28 0
Спасибо, Татьяна Алексеевна, за внимание к моей работе!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 26 июня 2015 в 10:30 0
Уважаемая Елена Николаевна! Спасибо за приглашение на урок! Заинтриговали притчей о мудреце с первых минут. Предоставили подробнейшую информацию работы с книгой, текстом, с цифрами и пр. Правда ли, что "Сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском больше нет?" Если это так, то по ходу урока снабдили детей энциклопедическими сведениями. Желаю удачи вам и вашим детям!
Мария Юрьевна Жиличкина # 26 июня 2015 в 22:25 0
Здравствуйте, Елена Николаевна! У Вас получился очень насыщенный урок, на котором Вы за короткое время сумели объяснить новый материал о сложноподчиненных предложениях времени и места, попутно повторили много тем, готовили детей к экзамену. Очень своевременна для детей притча в начале урока, которая дает веру, что многое зависит в жизни от самого человека. Она помогает снять психологическое напряжение перед экзаменом и начать готовиться к нему. Презентация хорошо оформлена и поддерживает интерес учеников на протяжении всего урока. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Ирина Николаевна Ступченко # 28 июня 2015 в 17:48 0
Всё замечательно. Конспект подробный. Соблюдены нормы и стандарты. Голос!
Оксана Анатольевна Токмакова # 9 января 2016 в 19:47 0
В данном конспекте привлекает темп работы, за один урок успеваем все: изучить и закрепить новую тему, и также не остается без вниманию и подготовка к экзамену. Все этапы урока связаны между собой, детям не приходится скучать.