Конкурсы для педагогов и детей

Методический проект "Славянская писанка" для дошкольников 5-7 лет

Методический проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры на основе Славянской писанки
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Методический проект предполагает разные формы получения, закрепления и уточнения знаний детей, и направлено на познавательно-творческое развитие, приобщение детей дошкольного возраста к духовной культуре славянского народа. Реализация познавательного материала происходит с помощью поразительно простого, но пластичного куриного яичка, расписанного воском и окрашенного в яркие краски.
Рекомендовано педагогам, родителям, студентам педагогического колледжа для совместной деятельности с детьми 5-7 лет.

«Жили себе дед да баба, у них была курочка Ряба, снесла под полом яичко – пестро, востро, костяно, мудрено!» Кто из нас не знает этой сказки? Она входит в нашу жизнь с раннего детства так естественно и помнится так долго, что не задумываешься о содержании. К.Д.Ушинский писал: «Многие русские сказки идут, конечно, из глубины языческой древности, когда они вовсе не были сказками, а сердечными верованиями народа». Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Например, в светлый праздник Пасхи принято дарить крашеное яичко. Но мало кто знает, что это отголоски древнего обряда. Пасхальное яичко – это крашенка, ритуальная еда. Совсем другое дело – писанка.
Писанка – птичье яйцо, расписанное специальными магическими знаками и символами при помощи растопленного воска и красок. Правильно расписанная писанка в старину считалась мощным универсальным талисманом, который оберегает людей от огня, грома, неурожая, болезней и других несчастий.
Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия…
Пусть маленьким чудом для детей станет писанка – простое куриное яичко, расписанное воском и окрашенное в яркие краски.

Цель данного проекта – приобщение детей к русской национальной культуре на основе традиций славянской писанки.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
• Воспитание интереса и любви к русской культуре, истории, обычаям, традициям своего народа.
• Расширение кругозора детей, любознательности, эмоциональной отзывчивости.
• Формирование у детей нравственных качеств: любви к Родине, народу, восхищение его магическим творчеством, вера в добро, любовь и справедливость.
• Ознакомление детей с символикой орнамента писанки.
• Обучение детей простейшим приёмам росписи куриного яйца воском.
• Формирование знаний о технике безопасности при работе со свечой и растопленным воском.
• Знакомство детей с фольклором о яйце как источником историко-культурных знаний о жизни наших предков.

Предполагается работа в течение 8-10 часов (1 – 2 занятия в неделю) с детьми одной возрастной группы в качестве факультатива или во время НОД по народной культуре (познавательная и изобразительная деятельность). Желательно приурочить окончание проекта к празднику Пасхи, чтобы связать древний обычай писанки с традициями, сохранившимися да наших дней.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Чудо – писанка. Введение. Знакомство с историей создания славянской писанки. Легенда о Марии Магдалине (о первом крашеном яйце). Старинные народные игры с яйцом.
Тайна яйца – зародыша жизни всего живого на Земле, так же, как тайна дерева или цветка, на протяжении долгих тысячелетий была большим чудом, вызывая у людей самые яркие эмоции и ассоциации. Расписные яйца или писанки – одна из наиболее ярких страниц славянского декоративного искусства. История их происхождения уходит в далёкое прошлое и связана с языческим ритуалом «воспевания» весеннего пробуждения, извечного возрождения жизни на Земле.
2. Яйцо – символ жизни. Расписные художества. Многообразие способов изготовления и украшения яиц. Представления древних о яйце. Тепло «живого» яйца. Форма. Украшение.
В искусствоведческой беседе обратить внимание детей на эмоциональное содержание произведений искусства и художественные средства, с помощью которых художник (мастер) передаёт своё отношение к тому, что он создаёт. Дети могут заметить сходство миниатюрной декоративной росписи с росписью по ткани и керамике, кружевоплетением и ткачеством, резьбой по дереву и кости. Так, например, листок, трилистник, ветка, цветок, букет с удивительным постоянством очертаний и колористических решений повторяются в разных видах декоративно-прикладного искусства. Для полноценного восприятия писанок, важно обратить внимание детей на возможность рассматривания их со всех сторон. Это помогает увидеть их как объёмные изделия, занимающие определённое место в трёхмерном пространстве.
Задание: лепка овоидной формы (пластилин, глина, гипс, солёное тесто). Украшение его по всей форме по желанию детей (барельеф, процарапывание, орнамент из бисера, зерна и т.п.).
3. Язык писанки. Скрытый смысл сказки «О курочке Рябе». Рассматривание подлинных образцов писанок. Символика. Цвет. Их значение.
Произведения декоративно-прикладного искусства всегда говорят со зрителями, но на особом – декоративном - языке. Понять их язык не так уж сложно. Для этого нужно научиться внимательно всматриваться в орнамент изделия: отдельные элементы узора, их сочетание и колорит. Ещё 4,5 тысячи лет назад на скорлупу яиц люди наносили символические узоры (магические формулы) - обращения к Богам. В течение многих лет эти знаки передавались из года в год, из поколения в поколение. Их значение сменялось со сменой эпох. Самые распространённые символы на писанках - это космогонические солярные (солнечные) знаки. В их основе лежит символическое изображение Солнца как источника тепла, а значит, и жизни для всего сущего на Земле.
Задание: изображение символов на бумажном силуэте яйца восковыми мелками, заливка цветом (акварель).
4. Орнамент. Орнаментальные сетки. Композиционные схемы. Построение. Ритм. Повтор.
По технике исполнения орнамента всё множество писанок разделяется на несколько видов. Поверхность писанок в воображении или системой линий можно разбить на определённое количество фрагментов регулярной формы. Все декоративные элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий и создают орнаментальные мотивы. Если элементы располагаются симметрично, образуется статичный, уравновешенный орнамент. Если же возникает асимметрия, орнамент приобретает динамичный характер. На основе ограниченного количества композиционных схем народные мастера создавали неограниченное количество художественных композиций. Орнамент имеет такое строение, что со всех сторон мы видим ритмично повторяющийся узор.
Задание: построение орнамента в полосе, круге, овале (с готовой орнаментальной сеткой) различными графическими материалами по выбору педагога и желанию детей.

5. Яйцо – символ солнца и добра
. Общение с «живым» яйцом. Пословицы и приметы, связанные с яйцом. История возникновения обряда приготовления и дарения славянской писанки. Знакомство со способом изготовления одноцветной и многоцветной крапанки. Техника безопасности при работе со свечой.
По народным поверьям, в яйцо проникала нечистая сила и замыкалась в нём. Следовательно, первородное яйцо, из которого мир создавался заново, требовало защиты, освещения, и потому приготовление писанок считалось обязанностью каждой хозяйки дома. Защищая знаками-оберегами яйцо, она тем самым защищала свой дом, своих детей, обеспечивала воскресение природы… Мысли и чувства мастерицы проникали в яйцо, она запечатывала их воском. В старину рядом с бабушками усаживались за роспись даже малыши. Самые маленькие просто ставили точки и пятнышки.
Задание: изготовление крапанки (яйцо, на которое нанесены капли растопленного воска со свечи, а затем окрашенное в пищевом красителе).
6. Писанка ты моя. Значение яйца у различных народов. Оберег. Загадки, пословицы, приметы, связанные с яйцом. Освоение воскового способа росписи яйца. Знакомство с инструментом – кисткой. Техника безопасности при работе с растопленным воском и открытым огнём.
Правильно написанная писанка в старину считалась мощным оберегом, талисманом, который оберегает человека от огня, грома, неурожая, бездетности. Традиция не позволяет применять безвольные, нетрадиционные элементы, так как в этом случае писанка утрачивает силу оберега.
Восковой способ представляет собой последовательное нанесение растопленного воска на яйцо с помощью специальной конусообразной палочки – кистки и окрашивание яйца в жидкой краске. Потом яйцо слегка прогревают около свечи, чтобы сошёл воск, - и расписное чудо готово! Можно рассмотреть со всех сторон и полюбоваться! А потом положить на полку до праздника, чтобы подарить или обменяться.
Задание: изготовление писанки.

7. Праздник «Возвращение красоты». Итоговое занятие. Закрепление материала (значение символов, технология росписи, способы окрашивания яйца, соблюдение безопасности). Воспитание в детях отрицательного отношения к злу, желание делать добро. Легенда о злом духе Пекун-щез-бы.
8. Праздник Пасхи (совместно с родителями). Перенос древнеславянской традиции в наши дни. Игры с яйцом, загадки, пословицы, приметы, связанные с яйцом. Дарение писанок родителям с пожеланиями добра, любви, благополучия.

Знаки и символы
(приложение)
Традиция славянской писанки – роспись воском по скорлупе яйца, представляющей собой композицию из символов, знаков, сочетания цветов – передавалась «из рук в руки» четыре тысячи лет. Сейчас люди воссоздают эту традицию, пытаясь понять, какое значение об устройстве мира, его законах передали нам предки через знаки и символы славянской писанки. Составляя узоры, мастерица тем самым пишет целые фразы – заклинания, которые имеют магическую силу. Детей необходимо познакомить с элементами, которые чаще всего встречаются на писанках в огромном многообразии вариантов. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а образами – символами. Декоративные мотивы писанок символизируют бесконечность жизни и вечное возрождение природы. Об этом они чаще всего и «рассказывают» своим особым узорным языком, который можно расшифровать.

Женская фигура с поднятыми руками – мать-земля, символизирует передачу человеку природных сил от земли.
Дерево – древо жизни, в нём живёт «дух богини деторождения».
Волнообразные линии, зигзаг – условные изображения воды.
Квадраты, треугольники, ромбы – знаки земли, символизируют распаханные и засеянные поля, заливные луга.
Сетка «сорок сороков» («сорокаклинцы», «сорок мучеников») - космический ритм и порядок, от незыблемости которого зависит выживание человеческого рода.
Треугольник – изображает какую-либо триаду:
• Воздух – огонь – вода
• Три этапа человеческой жизни
• Небеса – земля – подводный мир
Сетка, заполняющая ромб, треугольник, полосу – охранительный атрибут, охраняет человека от дурного глаза и порчи, связана с моментом чадорождения, брака, с защитой от нечистой силы.
Роза – рожа – рождение – дарится на благополучные роды или как оберег новорождённой.
Поясок вокруг всего яйца – символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор.
Сосна – долголетие и здоровье.
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.
Восьмиконечная звезда, восьмилепестковая розетка – солнце, тепло, добро, богатство.
Бесконечник (напоминает меандр, коловорот или четыре спиральных завитка с центром на экваторе яйца) – символ безостановочного хода жизни, продолжение рода.
Орнамент нужно не столько знать, сколько чувствовать. Как молитву…
В моём блоге, в рубрике "Славянская писанка" можно также познакомиться с народными поверьями, играми с яйцом, народным фольклором (http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-lebedeva/sbornik-narodnogo-folklora-igr-primet-svjazanyh-s-jaicom.html) и со сценарием развлечения "Возвращение красоты" (http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-lebedeva/scenarii-razvlechenija-vozvraschenie-krasoty.html).

Рекомендуем посмотреть:

Образовательный проект в детском саду Летний проект по экологии для средней группы детского сада Проект. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы План проекта в детском саду. Старшая группа

Похожие статьи:

Сценарии на Пасху для детского сада

Рисование березы зимой поэтапно в детском саду | Сборник народного фольклора, игр, примет, связанных с яйцом
Опубликовано: 672 дня назад (2 февраля 2015)
Просмотров: 2119
+4
Голосов: 4
Мария Пучкова # 2 февраля 2015 в 17:20 0
Елена Николаевна, спасибо за богатый, грамотно составленный материал! Мой голос - вам!
Елена Владимировна Трифонова # 2 февраля 2015 в 18:38 0
Спасибо за разнообразные формы получения, закрепления и уточнения знаний детей, которые направлены на познавательно-творческое развитие, приобщение детей дошкольного возраста к духовной культуре славянского народа. Методически грамотно составленный проект. Творческих успехов.
Елена Юрьевна Первухина # 3 февраля 2015 в 18:30 +1
Замечательный методический материал!
Очень актульной данная разработка может быть для педагогов работающих по направлению духовно-нравственное воспитание.
Очень много полезной культурологической информации!
Беру себе в закладки!!! Спасибо за вашу работу!