Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока познания мира для 4 класса. Тема: Семья

Конспект урока познания мира для 4 класса.
Тема: Семья – маленькое общество.

Автор: Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Описание материала: Урок познания мира по теме «Семья – маленькое общество» разработан для учащихся 4 класса. Учащиеся на уроке подбирают ассоциации к слову семья, говорят о родственных отношениях в семье, рассматривают семейный бюджет. Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У казахского народа особое отношение к знанию родословной. «Кто не знает предков до седьмого колена, тот невежда» - говорят в народе. Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан. В России тоже считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Для каждого человека его предки дороги и почитаемы. На данном уроке учащиеся читают свои сообщения по теме «Генеалогическое древо. Моя родословная».
Цель: Формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья», «общество»; раскрыть сущность родственных отношений;
2. Развивать речь учащихся; развивать умение аргументировать свои ответы; развивать умение слушать и слышать;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье.
Оборудование: учебник «Познания мира», тетрадь, цветные карандаш маркеры, ватман, кирпичики для постройки дома, презентация, проекты учащихся «Моя родословная. Генеалогическое древо», карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Круг радости.
– Ребята мы начнём наш урок с «Круга радости» Встаньте в круг, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу. И с хорошим настроением начнём наш урок. (учащиеся садятся на свои места)
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
1. На экране появился ребус
- Ребята, какое слово спряталось в этом ребусе? (семья) Вы конечно догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, мы поговорим о семье.
Мы ответим на такие вопросы: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Что такое семейный бюджет? Что такое родословная?
2. Откройте тетради и запишите тему урока «Семья – маленькое общество»
III. Работа по теме урока.
1. Ассоциации к слову «Семья» (составление кластера)

- Ребята, давайте подумаем, какие ассоциации можно подобрать к слову «Семья» (СЕМЬЯ – дом, мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, любовь, доброта, помощь, доверие и т.д.) (работу вывесить на доску, работа спикера)
2. Работа со словарём.
– Давайте обратимся к словарю. Прочитаем значение слова «семья» в словаре Ожегова С.И.:
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Семья - объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3. Семья – это родные люди, которые живут в одном доме или в разных домах, но эти люди заботятся друг о друге. А давайте построим дом, в котором должна жить семья. На столе у нас лежат кирпичики, на которых написаны слова. Ваша задача выбрать правильные слова, которые бы характеризовали семью и на доске выстроить дом. Дети строят дом. (на кирпичиках написаны слова: доброта, счастье, нежность, уют, уважение, злоба, понимание, ненависть, забота, согласие, любовь, доверие)
- Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей)
- Если в доме будет всё то, что написано на наших кирпичиках, то семья в этом доме будет счастлива и все члены семьи тоже будут счастливы. Ребята, мы изучаем казахский язык, давайте все эти слова переведём на казахский язык: доброта - мейеремделек, счастье - бакыт, уют - жайлылык, уважение - сайластык, понимание - тусерестек, забота - камкорлык, любовь - махаббат, доверие - сенем, дружба – достык, терпение – шыдамдылык, помощь – комек, уважение - курмет . Молодцы!
- Родной дом – это начало всех начал. У каждого он свой. Каждая семья — это очаг — тёплый и уютный, и для каждого семья — это, прежде всего родительский дом.
Семья - это маленькое общество.
4. Роль семьи в обществе.
А что такое общество?
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями и интересами. Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по её благосостоянию судят о процветании общества. Семья — обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ей главные обязанности — Семейный кодекс. «Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства».
5. Семейный бюджет .
Семья-это маленькое общество или коллектив. А какие бывают коллективы? (классный, рабочий, трудовой, спортивный) А чем семья отличается от других коллективов?
- живём в одном доме;
- родители воспитывают и растят детей;
- свободное время проводят вместе;
- ведут совместное хозяйство;
- имеют общий бюджет.
Мы говорим о благосостоянии общества, а значит и о благосостоянии семьи. У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Если в семье есть доходы, значит и есть расходы. Из чего складываются доходы и расходы? Давайте посмотрим таблицу.
Доходы – зарплата, пенсия, стипендия, пособия, реализация продукции сельского хозяйства.
Расходы – оплата коммунальных услуг (тепло, свет, вода, телефон, налоги), питание, одежда, образование, медицинское обслуживание, отдых, путешествие.
В создании семейного бюджета принимают участие все члены семьи. Вы тоже вносите свой вклад в создание семейного бюджета, потому что, помогая по дому, мы даём возможность нашим родителям работать. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по ее благосостоянию судят о процветании общества. В богатом обществе семьи живут, не зная нужды, потому что получают достойное вознаграждение за свой труд.
6. Чтение притчи.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? (семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники)
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
7. Игра « Кто кому кто?»
– Вика, ты кто для мамы? (Дочь)
– Мади, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Мади, а кто ты для бабушки? (Внук)
– Карина, у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Мади, у мамы есть сестра? Кто она тебе? (Тетя)
– Вика, у папиных сестёр есть дети: сыновья и дочери. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
- Карина, у твоей мамы есть брат. Кто он тебе? (дядя)
- Мади, у твоего папы есть папа, кто он тебе? (дедушка)
Мади, кто ты для своих родителей? (сын)
Молодцы! У нас очень много родственников.
IV. Защита проектов
- Правильно это наши родственники. В этом году ребята захотели узнать, кто является их родственниками, нам стало очень интересно узнать имя прадеда, а может прапрадеда. Человек говорят должен знать свою родословную в семи поколениях. Ребята собирали материал, им помогали родители. И у нас получились следующие родословные. (защита проектов «Моя родословная. Генеалогическое древо», ребята читают свои сообщения, показывают свои работы)
Рассказ о своей родословной Раимбекова Мади:

Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У казахов особенное отношение к знанию родословности «Кто не знает своих предков до седьмого поколения, тот невежа», - говорят в народе.Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан.
Казах вел свою родословность по мужской линии. Он считал своим немере – внуком только того, кто рождался от сына. Тот,кто рождался от дочери,не мог считаться внуком, и поэтому назывался «жиеном»-дословно племянником, а его чадо нарекали «жиеншаром».
Предков до седьмого колена называют «әулет»-династия, потомки.
Я,Раимбеков Мади Жандосович ученик 4 «б» класса СШ №21.Я родился в Молодежном районе,Карагандинской области,село Сарыозек,в 2005 году. Я толенгут. Мою маму зовут Раимбекова Наталья Владимировна.Мама работает в СШ №21 библиотекарем.Мои бабушка и дедушка со стороны мамы (нагашы)-Исеев Владимир Ибрагимович и Исеева Людмила Федоровна.
Мой папа – Раимбеков Жандос Жанатович 1980года рождения,работает в КазТрансОил .Мои бабушка и дедушка со стороны папы Раимбеков Жанат Темирович и Титакова Каргаш Мухтаровна.
Если например взять отсчет от меня,то первый это я Мади,второй мой сын, третий (немере)-внук, четвертый (шөбере)-правнук, пятый (немене)-праправнук, шестой (журежат)-прапраправнук, седьмой (таужат)-прапрапраправнук.
Если взять отсчет до меня, то седьмой мой прапрапрапрадед – Байтас,сын Сакы.
Шестой прапрапрадед Жумабай, сын Байтаса.
Пятый прапрадед Раимбек, сын Жумабая.
Четвертый прадед Темир, сынРаимбека.
Третий мой дедушка Жанат, сын Темира.
Второй мой отец Жандос, сын Жаната.
Первый это я Мади.
Каждый из них в отдельности, представляет из себя «урпак» или поколение. В каждом из поколений есть свое значение. Свою родословность я постараюсь сохранить и передать своим детям.

Рассказ о своей родословной Ваниной Виктории:

Семья-это огромное дерево. Каждое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Я думаю, что человеку важно знать свои корни. Давайте будем помнить о наших корнях. Я хочу рассказать о своей семье.
Меня зовут Ванина Виктория, я учусь в 4 «Б» классе СШ №21 села Сарыозек. Я в семье не одна, у меня есть старший брат Саша. Он учится в 11 «Б» классе. И еще у меня есть младшая сестренка Даша. Моего папу зовут Ванин Иван Викторович год рождения 1969 год. Работает водителем. Мой папа родился в с/з Кенчокинский. У папы есть три брата и четыре сестры.
Моя мама – Любарец (сейчас Ванина) Ольга Васильевна 1979 г.р. Родилась в г. Караганда. У мамы есть два брата и две сестры.
Родители папы мои дедушка и бабушка.
Дедушка – Дряхлов Виктор Степанович г.р. 1930 г.
Бабушка – Ванина (Дряхлова) Татьяна Трофимовна г.р. 1937 г.
Родителей дедушки Дряхлова Виктора Степановича (мои прабабушка и прадедушка) звали.
Прадедушка - Дряхлов Степан
Прабабушка – Дряхлова Татьяна
Родителей бабушки Ваниной Татьяны Трофимовны звали.
Прадедушка – Ванин Трофим Михайлович
Прабабушка – Ванина (Илларионова) Пелагея Федоровна
Родители мамы мои дедушка и бабушка.
Дедушка – Любарец Василий Иванович г.р. 1958 г.
Бабушка – Жуковская (Любарец) Татьяна Анатольевна г.р. 1960 г.
Родители дедушки Любарец Василия Ивановича (мои прабабушка и прадедушка) звали
Прадедушка – Любарец Иван Филиппович
Прабабушка – Любарец Лидия Тимофеевна
Родители бабушки Жуковской (Любарец) Татьяны Анатольевны звали
Прадедушка – Жуковский Анатолий Трофимович
Прабабушка – Королькова (Жуковская) Тамара Георгиевна
Моих прапрабабушку и прапрадедушку (по маминой ветви со стороны бабушки) звали: Корольков Георгий и Королькова (Каминецкая) Анастасия Ивановна.
Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям.

Учитель: Посмотрите на родословные ребят, все они разные, но все они о родственниках, о наших родных людях. Сохраните свои родословные для своих детей и может быть для внуков.
V. Рефлексия.
- Родословную своей семьи Вика изобразила в виде дерева. А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви». Перед вами лежат сердечки красного и синего цветов. Я вам предлагаю оценить наш урок, если вам понравился урок, если вам было интересно и познавательно на нашем уроке, то вы должны взять красное сердечко и прикрепить к нашему дереву, а если урок был не интересный, вам было скучно, то возьмите синее сердечко. (ребята делают оценку урока) Вот такое «Дерево счастья и любви» у нас с вами получилось.

Семья — это самое дорогое, что у нас есть. Я желаю вашим семьям: мира, добра, верности, любви, терпения, уважения, взаимопонимания, достатка. Всего того, что написано на нашем доме. И в конце нашего урока мы бы хотели спеть песню

Моя семья (Муз. и сл. Александра Ермолова)
Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным-давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем-совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…
Припев:
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю Вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит:
Я счастливей всех на этом свете!

VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание : стр 120 – 121 чит, пер. , карточка.
Заполнить пропуски:
Сестра отца - ________________ Брат мамы - _________________
Наследник рода - _____________ Отец мамы - _________________
Мама папы - _________________ Сын брата - __________________
Дитя родителей, но не сын - ___________ Тётя – это ____________
Хранительница семейного очага - __________________
Дочь моей мамы - _____________ Дядя – это _____________________

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Методическая разработка урока литературы в 4 классе Урок психологии в 4 классе. Я в мире людей Конспект урока развития речи в 4 классе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Знакомство со словосочетанием»

Конспект урока математики 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Участник №14 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Сценарий праздника выпускного в начальных классах | Конспект урока по русской грамоте в 1 классе. Буквы Ээ
Опубликовано: 3292 дня назад (25 марта 2015)
Просмотров: 14517
+9
Голосов: 9
Ива Иванова # 25 марта 2015 в 16:59 +2
Елена Николаевна, очень нужная тема. Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков, любить их и почитать. Вы преподнесли тему урока в интересной форме: строительство дома из кирпичиков, презентация, проекты учащихся «Моя родословная. Генеалогическое древо». По фотографиям видно, что дети с энтузиазмом защищают свой проект. С удовольствием голосую. Удачи вам!
Елена Николаевна Нечаева # 25 марта 2015 в 20:56 0
Спасибо за комментарий!
Валерий Григорьевич Вершинин # 26 марта 2015 в 22:51 +2
Елена Николаевна! Мне понравился ваш урок. Вы хорошо его продумали и выстроили. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями малышей, темой и задачами урока.Дети активно участвуют в "строительстве дома", в составлении родословной. Вы взяли очень интересную и важную тему не только для учащихся, но и для взрослых. Примите мой голос и пожелание дальнейших успехов.
Елена Николаевна Нечаева # 27 марта 2015 в 20:39 0
Спасибо за отзыв.
Ольга Юрьевна Травнева # 27 марта 2015 в 15:12 +2
Елена Николаевна, Вы представили интересный урок. Все этапы урока последовательны и логически связаны. Урок сопровождается показом мультимедийной презентации. Идёт подготовительная работа к уроку, т. е. ребята готовят проекты, разучивают песню. Ваш материал будет полезен и востребован на портале. Примите голос.
Елена Николаевна Нечаева # 27 марта 2015 в 20:40 +1
Спасибо, Ольга Юрьевна за комментарий! Удачи!
Ирина Анатольевна Болтачева # 29 марта 2015 в 10:53 +1
Елена Николаевна, спасибо за приглашение. Ваш урок - просто замечательный, содержит разнообразные формы работы: составление кластера, работа со словарем, домашнее задание - проекты, рассуждения и притча. Не сомневаюсь, что дети ушли с урока с полным багажом знаний по данной теме и гордостью за свои семьи. Желаю творческих идей.!!!
Елена Николаевна Нечаева # 31 марта 2015 в 21:13 0
Спасибо!
Мария Юрьевна Жиличкина # 29 марта 2015 в 14:14 +1
Здравствуйте, Елена Николаевна! Мне очень понравилось, что свой необычный урок вы начали с настроя детей на позитив и объединения их для совместной работы. За один урок Вы рассмотрели понятие "Семья" с разных сторон, уделили много внимания расширению словаря детей по этой теме. И домашнее задание по составлению генеалогического древа очень полезно и интересно для детей. Столько разных заданий Вы сумели объединить и логически выстроить! С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Елена Николаевна Нечаева # 31 марта 2015 в 21:14 0
Спасибо за комментарий и голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 31 марта 2015 в 13:49 +1
Елена Николаевна, ознакомилась с конспектом Вашего урока по познанию мира на тему «Семья». Урок интересный, используются разнообразные методы и приемы работы. На уроке применяется много наглядного материала. Дети, это видно по фото, с интересом и удовольствием работали. Каждый из детей, несомненно, был горд за своих родных и близких, представляя свое генеалогическое древо. Цели и задачи урока достигнуты. Примите голос!
Елена Николаевна Нечаева # 31 марта 2015 в 21:15 0
Спасибо за отзыв и голос!
Ольга Анатольевна Калинина # 5 апреля 2015 в 22:49 +1
Елена Николаевнa, мне очень понравился конспект мероприятия. На сколько грамотно все продумано .Вы сеяте детям разумное,что самое главное -это семья .Примите голос!
Елена Николаевна Нечаева # 21 апреля 2015 в 16:51 0
Ольга Анатольевна, благодарна за ваш отзыв.
Мария Анатольевна Гановичева # 9 июля 2015 в 10:54 +1
Здравствуйте, Елена Николаевна.
Вы подготовили хорошую разработку урока по такой важной нравственной теме, как семейные ценности и отношения.
Грамотно сформулированы цель и задачи; продумана структура урока. Дается опережающее творческое задание.
Мне понравилось разнообразие заданий, которые дети выполняют на уроке: составление кластера, работа со словарем, «строительство» дома, чтение, слушание, пение и т.д. Фото замечательно иллюстрируют всю разработку. При таком количестве заданий не все дети смогут успеть защитить свои проекты. Как вы решаете эту проблему и что оцениваете в конце урока?
При проведении рефлексии можно было обобщить и проверить знания, а не только высказать свое отношение к уроку. Рефлексивное деревце получилось очень красивое.
Ваша разработка несомненно будет очень полезна для классных руководителей и учителей начальных классов, голосую +1!