Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока по литературе и географии, 7 класс

Тема урока: «Разумное, доброе, вечное в Стране вишневых цветов».
Автор урока: Монетова Елена Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Средняя школа № 6 » города Зарайска Московской области.
Тип урока: интегрированный урок по литературе и географии
Эпиграф к уроку:
«Учиться» - значит проникать в сердцевину вещи, отрывать её душу… Мацуа Басё
Цели урока:
Образовательная.
познакомить учащихся с культурой и традициями Страны Восходящего солнца, с особенностями восприятия мира и человека в этом мире, с необычной жизнеутверждающей философией;
раскрыть своеобразие японской классической поэзии, помочь учащимся понять необычность и глубину поэтической мысли в хокку (хайку);
научить вдумчивому и медленному постижению смысла произведений, умению в самом обыкновенном и привычной увидеть красоту и многомерность жизни;
Развивающая.
формировать умение обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;
формировать коммуникативную, ценностно-смысловую культуру школьника; обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка;
развивать читательскую культуру, расширять и пробуждать творческие способности учащихся.
Воспитательная.
воспитывать духовно-нравственную культуру школьника, способность вырабатывать определенный взгляд на нравственные понятия, вырабатывать эмоциональное отношение к ним;
воспитывать уважительное отношение к людям, любовь к окружающей природе, доброе отношение к традициям и культуре японского народа, интерес к японской поэзии
Оборудование
Интерактивная доска, проектор;
Дидактический материал – словари (толковый), энциклопедия «Страны мира»;
Мультимедийный материал;
Индивидуальные карточки – задания;
Репродукции картин японских художников;
Андро Хиросигэ, Охара Косон и других;
Полотна, тушь, кисточки;
Предметы для чайной церемонии;
Выставка оригами;
Географические карты;
Дидактический материал для дифференцированной работы
Ход урока
Вступление - Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, гости!
Учитель литературы
Слайды «Красота японской природы», Культурные центры Японии и памятные места» на фоне классической японской музыки.
- Ребята, эта удивительная музыка навевает мечты о самой загадочной и необычной стране, которая, по легенде, образовалась из вереницы капель, скатившихся с богатырского копья бога Изанеги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов, действительно, напоминает застывшие капли.
Учитель географии
- Вы догадались о какой стране идет речь?
- Как рассказать об этой волшебной, манящей своей тайной стране интересно и познавательно?

Учитель литературы
- Как вы думаете, на уроке географии можно раскрыть её секреты?

Учитель географии
- Да, безусловно, знакомство с национальными традициями, суровой, но
удивительной природой, помогут понять, насколько необычно восприятие
мира и человека в этом мире в понимании этого народа, взглянуть на мир
глазами японского народа, привыкшего видеть великое в самом обыденном.
- А какие секреты раскрываете вы на уроках литературы?

Учитель литературы
- На уроках литературы мы знакомимся с яркой жизнеутверждающей
поэзией – хокку. Само слово «хокку» легкое, воздушное, как дуновение ветра, растворившего в душе капельки добра, красоты и гармонии.

Учитель географии - Давайте, объединим уроки географии и литературы, ведь только в этом
случае мы раскроем все загадки страны восходящего солнца.

Учитель литературы
- И назовем наш урок «Разумное, доброе, вечное в Стране волшебных цветов».
Учитель географии
Слайды «Географическое положение страны», Острова Японии».
- Приглашаю познакомиться с нашим восточным соседом
Япония – страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие, живущие на планете, могли бы позавидовать. В чем же секрет? Может быть в том, что каждый житель этой страны очень любит её, любит всех, кто живет с ним рядом? А может, это любовь ко всему красивому, что дала природа – мать?
А может, близость опасности, почти ежедневные сейсмические толчки, которые дали второе название Японии - страна огнедышащих гор, породили идеал японского характера – невозмутимость, умение спрятать глубоко обиду и страх, гнев и раздражение.

Сообщение ученика
Работа по географической карте. Слайды «Мир Японии».
Япония – государство в Восточной Азии, Столица государства – город Токио.
Страна расположена на 4 крупных островах: Кюсю, Хонсю, Сикоку и Хоккайдо и более тысячи мелких. Она слывет одной из самых экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение. И наш визит в эту страну не рассеет этот миф. «Я побывал в волшебной стране», - говорят люди, посетившие Японию.
Беспрекословное повиновение и подчинение в крови у этой нации. Не пугайтесь, когда встретившая вас на пороге своего дома Японка падает на колени и прижимается к ним лбом – так она высказывает свое почтение гостю. Кстати, не вздумайте пожимать хозяину руку в знак приветствия: у них это не принято. В представлении европейца давно сложился образ. Страны восходящего солнца. При слове «Япония» в воображении живо всплывают красота японских девушек, приемы каратэ, Фудзияма, цветущая сакура, икебана, нэцкэ.

Проведение блиц – турнира
Ученик – консультант

- Объявляется блиц – турнир для знатоков Японии. Надеюсь, он позволит расширить кругозор интересными вопросами и порадовать правильными ответами.
Вопросы:
Столица Японии
Южный остров из 4 крупных островов.
Пролив, отделяющий Хоккайдо от острова Сахалин.
Пролив, отделяющий Хоккайдо от Курильских островов.
Самая крупная гора Японии.
Северный остров из четырех крупных островов Японии.
На каком острове расположен город Токио.
Японская система верования.
Денежная единица.
Что означает Токио.
Религия, проникшая в Японию из Индии.
Название циновок, покрывающих пол?
Японская «собака – рыба».
Красивое письмо кисточкой и тушью?
Название палочек, которыми едят рис.
Сословие, признавшее (1192-1333гг) «военную доблесть» основой общества.
Выращивание карликовых деревьев.

Учитель географии. Слайды «Иероглифы их толкование»
Спасибо, за ответы. Было интересно. Продолжаем наше увлекательное путешествие.
Красивое письмо кисточкой и тушью называют каллиграфией. Особенностью японской письменности является то, что это письмо иероглифами (в переводе это слово означает священные письмена.) Называется оно «кандзи – как – мадзири». Каждый иероглиф несет определенный духовный смысл, как некая заповедь человеку о главных жизненных ценностях. Попробуйте и вы выразить свои добрые пожелания японскими иероглифами.
(Группа учеников тушью, кисточками пишут иероглифы, ученик – консультант пишет на полотне у доски).

Учитель географии
Культ природы в Японии выражен во всем. Природа учит гармонии в душе, чистоте помыслов, помогает постичь сложные законы жизни.
Окунемся в мир цветов и узнаем законы добра и благородства.
Сообщение ученика
Национальными цветущими деревьями Японии считаются вишня и слива, рано зацветающие и любимые по всей стране. В апреле в Японии цветут – азалии, в мае – пионы, в августе – лотосы, а в ноябре острова украшены цветущими хризантемами – национальным цветком. В этом месяце проводятся многочисленные фестивали цветов. Распространены гладиолусы , несколько видов лилий, колокольчики. Самое распространенное дерево Японии – Японский кедр, достигающий высот до 40 метров. Произрастают и субтропические растения : бамбук, камфорный лавр, баньян. Японцы весьма искусно выращивают карликовые деревья. Сосна, слива или вишня не превышают высот – 30 см.

Учитель литературы
- Прослушав это интересное выступление, мне захотелось тоже рассказать вам о красивой традиции, раскрывающей отношение каждого жителя Японии к природе.
В Японии уже с детства посреди ежедневной суеты, забот учат любить каждое мгновение . А весной, в особый день, в 4 часа утра, приходят всей семьей в сад к дереву сакуры , дикой вишни, чтобы увидеть, как медленно, вслед за солнечным лучом раскроются белые, нежно-розовые , махровые цветы, как белоснежное кружевное облако, и окрасят это утро теплым цветом. И каждый японец стоит под этим огромным и великим небом, наблюдая изумительное цветение сакуры, и думает: ‘‘Как прекрасна земля! Какое это счастье, что я живу на этом свете! Но как быстро всё проходит… Облетят лепестки вишни… И наступит осень…’’ . Прекрасная природа вдохновляла японских поэтов. В эту минуту и рождались особые стихотворения, которые носят название хокку (хайку).
- Расскажите, об этом жанре японской поэзии.

Сообщение ученика
Слайд «Определение хокку и характерные черты этого жанра японской поэзии».
Хокку (хайку) – известный жанр японской поэзии. Эти стихотворения стали популярными в Японии в XVI – XVII веках. Каждое стихотворение – маленькая сказка, повесть, рассказ. Оно организовано по определенным законам: в так называемое «послечувствование», то есть домысел. Автор посылает нам импульс к мысли, чувству, фантазии.
каждом – только три строчки. Длина строк строго определена. Первый и третий по 5 слогов, второй – 7.
В этих стихотворениях нет рифмы. Хокку нельзя пробегать глазами. Они требуют вдумчивого чтения, так как предполагают
Учитель литературы
Да, ребята, самая маленькая восточная страна привыкла ко всему маленькому. Стихотворения хокку коротенькое, но не размером определяется значимость, ведь все большое складывается из малого.
Заслуга превращения хокку в серьезный жанр японской поэзии принадлежит Мацуа Басё.
- Расскажите об этом человеке, которого называли Первым Великим мастером хокку.

Сообщение ученика
Слайд «Портрет Мацуа Басё».
Заслуга превращения хокку в самый популярный и любимый жанр японской поэзии принадлежит Мацуа Басё (1644-1694). Басё – это литературный псевдоним, что значит «банановое дерево». Это дерево Басё посадил возле своей хижины, которую так и стали называть «Басё – ан» («обитель банановых листьев»). Настоящее имя поэта Мацуа Мунэфуса). Он родился в семье самурая. Знал философию, медицину, изучал китайскую и отечественную литературу, много учился, всю жизнь. Басё много странствовал. Его можно назвать послом самой поэзии, зажигающим в сердцах людей любовь к ней. Басё говорил: «Учиться – значит проникать в сердцевину вещи, открыть её душу, пережить, тогда и родится стих.
Внимательно вглядись –
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем.
Учитель литературы.
Слайды «Бабочки на цветах» и «Шмель и ромашки».
Как рассказать о японской поэзии? Её нужно слушать и читать, читать и слушать. А ещё – чувствовать, ведь хокку – это сама жизнь. В коротких стихах можно поведать обо всем: о песне морской волны, о капле росы, о грустных думах под ивой. Японские мастера слова рассказывают о том, что существует от века: о печальных криках гусей, покидающих родные края, тишине заснеженного горного перевала, об аромате весенних цветов сливы и сакуры. Но в любом трехстишии все – таки главный герой – человек, со своими
потерями, встречами, разлуками. Когда будете читать хокку, помните старинную мудрость:
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное
Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое
Итак, попробуем к японским трехстишиям отнестись как к загадкам, которые нужно разгадывать.
Помните главное жизненное правило: чтобы увидеть и понять суть, все происходящее, нужно всматриваться.

Анализ стихотворений японского поэта Мацуа Басё.
Ученик читает наизусть.
Слайд «Хокку Басё и репродукция картины японского художника Охара Кокон «Бабочка на цветке».

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу.
- Прозвучало необычное для вас стихотворение. Чем оно необычно, объясните?
Стихотворение состоит из одной детали, одной мысли, образа, но таит в себе много неожиданного. За этими тремя строками каждый человек видит свою картину.
- Какую картину вы мысленно себе рисуете, читая эти строки?
Нежная бабочка пьет прозрачную росинку с пушистой хризантемы. Когда представляешь эту картину, становишься добрее, учишься наблюдать удивительное, прекрасное в природе.
- Представьте, что это картина художника. Он выбирает более яркие краски, чтобы подчеркнуть особенную красоту. Силой кисти, особых линий мазка, редких оттенков передать важные мысли.
А в этом хокку выделите слова, которые раскрывают сокровенный смысл сказанного автором.
«Осенью», «жить», «бабочка», «торопливо», «росу», «с хризантемы».

- Дайте свой комментарий хокку, расскажите о чём нам, людям, рассказывает эта картина природы?
Примерные ответы учащихся

. Поэт описал трогательную картину из жизни природы. Бабочка – нежное, хрупкое, но очень яркое, как солнечное пятнышко, насекомое. Думаю, бабочка
символизирует красоту человеческой жизни, которая, как жизнь этого прекрасного существа, коротка, но должна быть яркой, содержательной.
Когда видишь бабочку, поднимается радостное настроение, становишься добрее, терпимее. Она «пьет» прозрачную росинку с пушистой хризантемы.
Хризантема – цветок мудрости. Думаю, символизирует мудрое отношение ко всему, что нас окружает.
Росинка – капелька жизни, добра. Человек учится у природы постигать законы милосердия и душевной теплоты. Мы, молодое поколение, каждый день, час, минуту должны «пить торопливо», то есть «всматриваться» в картины природы и воспитывать в себе мудрое отношение ко всему живому. А я объясняю это по – другому. Осень – пора буйства красок, цветения, но в преддверии зимы время печали, одиночества, так как наступает новая фаза в жизни природы: она умирает, засыпает, чтобы весной радовать нас силой, красотой.
Поэт считает, что каждое время в жизни природы по – своему интересно и значимо, и нам, людям, нужно научиться видеть внутренним зрением прекрасное каждую минуту, каждый миг. Осень в жизни человека – пора мудрости. Человек должен, как прекрасная бабочка, учить молодых ребят сложным законам жизни, формуле счастья.
Я думаю, это хокку о красоте и гармонии окружающей нас природы. Одухотворение природы, наделение её сердцем и делает стихотворение неповторимым, как полет бабочки, неуловимо прекрасным, как аромат цветов, изящным, как их лепестки. А Человек – частичка природы, он должен ощущать радостное чувство от своей причастности к этому миру.
Это стихотворение о гармонии с собой и окружающем миром. Открой свое сердце, полюби всё, что тебя окружает.

Работа по репродукции картины японского художника Охара Косон
- Как вы думаете, может ли эта репродукция японского художника Охара Косон «Бабочка на цветке» служить иллюстрацией к этому стихотворению? Почему?
- Зачем художник оставляет незаполненное пространство на картине?
- Почему художник изобразил бабочку черной, а в стихотворении в своем воображении рисуешь яркую бабочку? Как это объяснить?
- Какие цвета выбрал художник, что они символизируют?
- Почему цветок изображен на переднем плане? Что хотел этим подчеркнуть художник?
- А теперь познакомимся с другим хокку автора Басё.
Чтение наизусть хокку и анализ
.
На голой ветке Ворон сидит одиноко
Осенний вечер
- Какая картина вам видится?
- О чем хотел сказать автор в своем трехстишии?
- Можно ли предположить, что это не просто ворон? Что символизирует этот персонаж?

Примерные комментарии хокку учащимися.
Слайд Хокку Басё и репродукция картины японского художника Охара Косон «Ворон на заснеженной ветке».
Картина, описанная Басё, похожа на рисунок тушью: ничего нет лишнего, все предельно просто. Я представляю картину поздней осени, чувствуется отсутствие ветра. В прозрачном сумраке вижу четкий силуэт дерева, на ветке, которой застыл старый ворон. Осенняя природа, преобладание черных, темно – серых красок навевают грусть, тоску, одиночество.
Автор пишет о себе. Ворон – мудрая птица и символизирует одиночество поэта, мудреца среди людей. Он опечален, что не может объяснить нам, людям, что значит жить в гармонии с собой, как воспитывать в себе добрые желания и благородные мысли. Мы, к сожалению, внутренне глухи к этой правде жизни . Часто совершаем ошибки, обитаем близких, суетимся, распыляемся на чем – то незначительном, пустом, упуская важное, значимое. Но мудрый ворон, (это может быть и природа) не теряет надежды достучаться до наших сердец, помочь нам научиться не смотреть, а видеть, душой, сердцем постигать уроки мудрости и добра.
А я думаю, что ворон – солнечная птица. Это символ доброго отношения ко всему живому. При помощи нескольких умело положенных мазков (голая ветка, холодный ветер, одинокий ворон) автор рисует тревожную, неприятную картину. Ворон попадает в обстановку, не привычную, гнетущую для себя. Он молчит, а закричать может лишь тогда, когда мы научимся видеть прекрасное вокруг себя, беречь драгоценные мгновения жизни, а не суетится по пустякам.

Работа по репродукции картины японского художника Охара Косон
«Ворон на заснеженной ветке».
- Рассмотрим репродукцию картины художника Охара Косон «Ворон на заснеженной ветке». Можно ли связать общей темой стихотворение и репродукцию художника?
- Почему художник изображает ворона таким крупным? Что это обозначает?
- Какие краски передают настроение художника, помогают нам разгадать важные мысли о человеке, его жизни?
Учитель литературы.
- Послушайте другое хокку поэта Басё, Оно отличается иным настроением и внутренним состоянием автора.

Ученик читает наизусть хокку.
Слайд «Хокку Басё и репродукция картины художника Андро Хиросигэ «Новая Фудзи в Мэгуро 1857».
На высокой насыпи – сосны,
А меж ними вишни сквозят и дворец.
В глубине цветущих деревьев.
- Какие предметы поэт называет в этом хокку?
- Можно ли за простыми, незаметными повседневными предметами, описанными в стихотворении, постичь поэтический смысл хокку?
- Это хокку как смотровая щель. Прильнув к ней глазом, вы увидите свою картину. Поэт стремиться увидеть живое в неживом, одушевить то, что для нас неодушевленно: «высокая насыпь», «дворец». Что он хотел этим сказать своим читателям?

Примерные ответы учащихся.
Я представляю такую картину: высокая песчаная насыпь, с мелкими камушками, на которую трудно подняться. Нужны силы. Низкорослые корявые сосны с раскинувшимися вширь ветвями еще больше затрудняют этот путь. А дальше белые, розовые махровые цветы сакуры и великолепный дворец в восточном стиле: многоярусный, нарядный.
Это стихотворение о прекрасной мечте, о счастье, которое приходит как награда за этот подъем на вершину.
Я думаю, хокку о радости возвращения туда, где тебя ждут, где тебе все дорого. Это родной дом и родные люди.
Можно по-другому понять это хокку. Цветение сакуры кратковременно, стоит подуть сильному ветру или пойти дождю – нежные лепестки опадут. Этот образ я связываю с красотой природы или с радостью, счастьем в жизни. Все это не вечно, поэтому нужно научиться дорожить минутами счастья.

Работа по репродукции картины художника Андро Хиросигэ
«Новая Фудзи в Мэгуро. 1857».
- Рассмотрим репродукцию картины художника Андро Хиросигэ«Новая Фудзи в Мэгуро. 1857».
- Можно ли объединить эти работы общей мыслью или художник Андро Хиросигэ хотел нам рассказать о чем – то другом?

- Почему у художника изображены люди? Одни сидят под насыпью и не торопятся, а другие спешат взобраться на высокий бугор насыпи?
- Как вы объясните жизненную позицию одних и других?
- Почему у художника кусты сакуры возвышаются почти до неба? Может ли это трактоваться так: природа – вечна, и постигать её законы нам нужно всю жизнь?
- А теперь послушайте еще одно хокку. Попытайтесь понять это стихотворение, раскрыть важные мысли о человеке, его жизни?

Чтение наизусть стихотворения
Цветы сурепки вокруг
На западе гаснет солнце
Луна на востоке встает
- Каково настроение этой картины? Что вы видите внутренним взором?
- Почему «гаснет солнце» и «луна встает»?
Объясни такую необычную картину.
- Обратите внимание, что лексика хокку подчеркнуто проста. Поэт избегает стилистически окрашенных слов, вычурных выражений. Почему? (Истинно прекрасное заключено в малом, на первый взгляд, незаметном)
- Поэт предлагает вам по-новому взглянуть на картину природы, чтобы сделать важные выводы. Расскажите об этом.
Бабочки, стрекоза, пушистые планы – все просто, естественно. Художник подобно скульптору, отсекает все лишнее, чтобы подчеркнуть красоту.
Поэт пишет о том, как важно научиться видеть прекрасное в окружающем нас мире. Огненный шар заходящего солнца и нежные цветы сурепки символизируют добро, душевное тепло, любовь к ближним, к самой жизни, но, к сожалению, есть и луна – символ печали, одиночества, холодного сердца.
В жизни соседствует добро и зло, любовь и ненависть. Автор учит ценить главное – любовь, добрые отношения, семью, а не предаваться унынию, тоске, злобе и ненависти.
Я представил широкое поле, сплошь покрытое желтыми цветами сурепки. Они кажутся огненными в лучах заката. Эту удивительную картину природы украшает таинственная романтичная бледная луна, как волшебный остров в золотом море солнца и цветов радости. Автор призывает нас самим рассмотреть и познать законы красоты и гармонии. Её не может не заметить человек лишенный вкуса или душевного покоя.

Работа по репродукции картины Китагава Утамаро «Бабочки цветы».
- Рассмотрим репродукцию художника Китагава Утамаро «Бабочки и цветы».
- Может ли репродукция картины быть иллюстрацией к трехстишию?
- Как объяснить цветовое решение художника?
Учитель литературы

- Ребята, каждый из вас, читая хокку, находит в нем всё, что созвучно сердцу и настроению.
Каждый может ощутить полноту переживаний, что пережил сам поэт, или оценить утонченность и изысканность описаний природы дня или ночи. утра или вечера. Хокку – это калейдоскоп, многогранник, который каждый раз поворачивается новой, неповторимой гранью. Мы убедились, что каждый человек видит свою и только свою картину внутренним зрением, чувствует сердцем и постигает уроки жизни.
- Теперь вы дайте определение хокку.
- Почему эта поэзия заключается не столько в рифме. сколько в особенном поэтическом видении мира, которое позволяет в самом обычном и привычном увидеть красоту.

Беседа с учащимися.
Но знакомиться с японской поэзией нужно отталкиваясь от родного языка, родной поэзии, тогда взгляд на стихотворения японских поэтов будет ярче, содержательнее.
- Чем отличаются стихотворения русских поэтов от японского хокку?
Русские поэты заставляют нас видеть по – своему, ведут за собой – японский поэт только обращает наше внимание на что – то, а думать и вглядываться в картину мы должны сами. Никто не навязывает своего мнения. А видеть и думать можно по – разному. Автор как бы посылает нам импульс к мысли, чувству, фантазии. Мы включаемся в некое сотворчество с поэтом.
- Ребята, на дом вам было задано не простое задание: на основе известных стихотворений, русских поэтов М.Ю.Лермонтова «Листок», «Парус», «Утес», А.С.Пушкина «Узник», С.А. Есенина «Отговорила роща золотая» создать хокку, то есть о том же, что сказали русские поэты, сказать «по-японски».

Исследовательские работы учащихся
Выступление учеников

Чтение стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая».
Ученица

- С.А.Есенин тоскует об ушедшей молодости. Свою жизнь и творчество он сравнивает с картиной прекрасной рощи, где слова – листья, яркие, живые, а времена года – этапы его жизни. Он понимает, что юность не вернется никогда, ведь весна в жизни человека бывает однажды, но уверен, его поэзия еще долго будет согревать сердца людей. Мое хокку заканчивается на оптимистической ноте. В нем чувствуется вера в человека, в его внутренние силы. Каждый этап в жизни человека по – своему важен, и нужно быть благодарными за прекрасные жизненные мгновения. за приобретенный опыт, мудрость. Нужно любить свой возраст и наслаждаться самыми радостными мгновениями.

Чтение хокку собственного сочинения
Как радовала меня золотая осень
И я был молод
Тишина в роще, а на сердце?

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес», комментарий хокку собственного сочинения.
Ученик
В стихотворении М.Ю.Лермонтова рассказывается о том, что прекрасная, легкая, беззаботная тучка не может подружиться с угрюмым, мощным, суровым, непреступным, но очень несчастным от тоски и одиночества утесом, потому что они так непохожи. Это две противоположные стихии. Трагедия в том, что страдал от одиночества, они не могут понять, как мало нужно для счастья – открыть свое сердце, согреть чужую душу.
Я написала хокку
Огромный утес,
Дал приют облакам
Им нравится здесь
- В моем хокку нет грустной обреченности, поэтому я соединила одинокие сердца. Каждый человек должен найти в своем сердце тепло для близких людей.
Мое стихотворение учит добрым отношением, основанным на дружбе, любви, ведь только эти чувства делают нас счастливыми
Ученица.
Комментарий и сравнительный анализ.
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
- В стихотворении рассказывается о судьбе человека – изгнанника, гонимого властью и людьми. Автор задает вопросы: что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? Они мучили странника, он искал для себя ответы, но не находил. Всю свою жизнь боролся за право иметь свою позицию, оставался верным себе. Но парус – символ человека – борца, к сожалению, одинок и не понят в этой борьбе. Он «просит бури», он желает обрести покой в душе, найти приют своим желаниям и страстям.
Я написала хокку на основе этого стихотворения.
О, с каким мужеством
Парус боролся с волной
Торопится домой!
- Чем отличаются стихотворения? В моем хокку в сердце героя нет сомнения и нерешительности. Он жаждет битвы, перемен. Он не задает себе вопросы, а уверен в правильности и справедливости своего желания.

Ученик.
Комментарии стихотворения и хокку собственного сочинения.
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».

В стихотворении рассказывается о судьбе гонимого «жестокой бурей», то есть судьбой листке и о благополучной чинаре, которая не может понять
таинственную русскую душу. Дубовый листок «оторвался от ветки родимой», его против воли разлучили с родиной. Он молит чинару о приюте, но она отвергает его мольбу. Автор с горечью пишет об одиночестве человека, потерявшего родные корни, которые дают живительную духовную пищу. Он переживает, что соотечественники не поняли его, не разделили взгляды. Человек, отвергнутый Родиной, близкими, погибает.
Так и листок «увял от холода, зноя и горя». В придуманном хокку нет такой обреченности.
Листок сорвали с ветки
Ветер погнал прочь
Куда ему лететь?
- Человек, покидая свой отчий дом, Родину, должен быть внутренне сильным, волевым человеком. Я заканчиваю хокку риторическими вопросами, чтобы каждый из нас задумался и нашел для себя ответы.
Мы должны быть внутренне свободными, иметь свою жизненную позицию, бороться за право быть самим собой, не терять надежду, мужество, волю.

Ученица.
Сопоставленный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Узник» и хокку собственного сочинения.
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Узник».
В стихотворении рассказывается о трагедии человека, который чувствует свою несвободу в мыслях, поступках, желаниях. Называя орла «грустным товарищем», лирический герой говорит о своем желании быть свободным, обрести духовную свободу. Быть гордым, иметь свое мнение, возможность
самому решать, как поступить – смысл жизни героя. В своем хокку хотелось передать внутреннюю трагедию человека, который подобно птице в клетке обречен жить в духовной неволе
О, с мучительной болью
Орел из клетки смотрит
На полет бабочки!
В хокку говорится о том, как прекрасна свободная жизнь, о человеке, не терпящим насилие над собой, приказы, ведь «птица» не может быть счастливой даже в «золотой» клетке, так как для нее жизнь и свобода – одно и тоже слово. В моем хокку в сердце героя нет сомнения и нерешительности. Он не задает вопросы, а уверен в правильности и справедливости своего желания. В стихотворении «Узник» лирический герой не смирился с судьбой. Он вынашивает в голове и в сердце план освобождения из плена, но обрести духовную свободу трудно, а в хокку я пишу о том, как важно быть свободным, о значимости этого внутреннего состояния.
Релаксация.
Танец японки.
Выступление ученицы.
- А сейчас вы отдохнёте. Под чарующие звуки японской музыки насладитесь умиротворяющим, изящным танцем японского народа.

Учитель географии
Беседа с учениками

У каждой страны, наверное, есть свои культурные традиции и символы.
Расскажем о культурных традициях и символах Японии.
Почему японцы во всем умеют находить красоту? Почему довольствуются малым? Почему внутреннее благородство, доброта стали неотъемлемой частью характера японского народа. Наверное, это обусловлено вековыми национальными традициями, которые бережно передаются от поколения к поколению. Удивительно, что с древних времен церемония чаепития, состязания по составлению цветочных композиций, искусство оригами – бумажных скульптур – считаются ритуалами воспитания внутренней гармонии, терпимости, душевного равновесия.
Наша встреча с Японией продолжается.
Вспомним главные символы Японии.
Японский флаг – называется Хиномару. Япония – страна восходящего солнца. поэтому на флаге изображено солнце.
Государственный гимн Кимагае, был положен на музыку примерно 100 лет назад, его словам уже порядка 1000 лет.
Герб Японии – хризантема – главный цветок назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.
Император – Акихито.
125-ый правящий император Японии (вступил на престол в 1989 г.)
Согласно Конституции Японии император является символом государства и единства нации. Он не имеет полномочий влиять на решение правительства.

Учитель географии.
- Чтобы понять загадочный характер японского народа, почувствовать «культ очарования всего сущего», проведем интересную работу в группах. Каждая группа должна подготовить выразительный рассказ о древних японских традициях и продемонстрировать его.

Работа в творческих группах.
Искусство оригами. Выступление 1 группы.

Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги. Японское слово «оригами» так и переводится «сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.
Возникают клубы и кружки любителей складывания из бумаги, издается множество литературы по искусству оригами.
Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Японское слово «ками» значит «бумага», и «Бог». Во II пол. 19 в. Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы познакомились с основными фигурками оригами: лягушкой, рыбой, цветком ириса. Чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки надо:
- выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
- овладеть основными приёмами складывания;
- знать базовые формы и уметь их складывать на память.
Цветная бумага, ножницы, клей.

Оригами расширяет кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.
«Что нарушает красоту?» - своеобразный девиз ещё одной культурной традиции японцев – Икебана. Икебана являет собой сконцентрированный по своим законам мир. Икебана существует не независимо, не сама по себе. Каждая её часть непосредственно связана с другой. Назначение икебаны и состоит в попытке проникнуть в тайный ритм её жизнедеятельности.(Ученики составляют Икебану).
Выступление 2 группы ребят
Учитель географии
- И конечно же, наш рассказ о традициях японского народа будет не полным, если мы не попадем на чайную церемонию.

Сообщение ученика.
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что обозначает в переводе «чайная церемония».

Группа ребят демонстрируют ритуал чайной церемонии.
Слайды «Искусство чайной церемонии в Японии».

Участвуют в обряде не более пяти человек. Вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходил в полном молчании.
С чайной церемонией японцев познакомил японский монах Эйсай, основатель монастыря в самурайской резиденции в Киото при поддержке самого императора. В XVI веке в самурайских кругах вошла в моду игра – «чайное соревнование». Выпивая чашку чая, участники должны были определить его родину. Чайный ритуал породил такие искусства, как икэбана, стиль керамики в духе ваби, оказал влияние на форфор, живопись.
Японцы говорят, что всякий, кто хорошо знаком с чайной церемонией, должен уметь регулировать свое поведение во всех случаях жизни с легкостью, изяществом, достоинством.
О начале церемонии возвещает гонг - пять и семь ударов. Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью, затем кладет 3 ложки порошкообразный зеленый чай в чашу, заливает горячей водой и взбивает мешалочкой, пока чай не загустеет.
Главный гость кланяется, ставит чашку на ладонь левой руки, поддерживая правой. Чаша подносится ко рту. Сделав небольшой глоток, оценивает вкус чая, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который после нескольких глотков отправляет её дальше, пока, пройдя по кругу, чаша не вернется к хозяину.
Существует четыре основных правила чайной философии по Рикю, прославленного мастера чайной церемонии XVI века: Гармония, Почтительность, Чистота и Спокойствие.
Гармония
Сама атмосфера чайной церемонии. Вся обстановка: заросший водоем, мшисты камни, старинная мебель – призвана отвлечь вас от повседневности, привести дух в состояние умиротворенности.
Почтительность
Предполагает чистосердечные, добрые отношения между людьми. Чайный дом – обитель Справедливости: все чувствуют себя равными.
Чистота
должна быть во всем: в чувствах, в мыслях.
Спокойствие
предполагает полный покой, внешний и внутренний, уравновешенность, безмятежность.

Учитель литературы
-Думаю, что именно во время чайной церемонии проводились знаменитые поэтические турниры УТААВАСЭ. Объявляю поэтический турнир.
-Японцы полагали, что поэзия важнее прозы, что искусство поэзии придумано Богом, и каждый человек обязан знать классические стихи и, более того, уметь сочинять их. Тема нашего турнира «Времена года».
- Понаблюдайте за окружающим миром, попытайтесь написать хокку, выразив в нем собственное настроение, душевное состояние, свои мысли. Может быть, вы просто передадите красоту момента. Вы-творцы, последнее слово за вами.

Звучит классическая японская музыка.
Ученики пишут свое хокку.
Чтение хокку и комментарии учащихся.

Лист осенний летит-
Последняя слеза голой березы
Спать теперь до весны.
Тананаева Мария

Камень, врытый в песке,
Шлифуют без жалости волны:
Ждут идеал.
Ивановская Дарья

Зимние дни
Нежные снежинки летят во мгле-
Ищут приюта
Якушова Александра
Такая тишина,
Слышу шелест нежных лепестков
Это покой…
Рыбаков Никита

С веток березы
А может быть, с дуба
Звезды сверкали…
Шевченко Софья.
Заключение
Обобщение
Выводы по уроку
Учителя географии и литературы.
- Очень интересный разговор сегодня состоялся о культуре, традициях, классической поэзии.
Страны восходящего солнца. Мы затронули сложные, философские проблемы и невольно возникает вопрос: Почему эта загадочная страна, далекая и неведомая, так манит нас? Что в ней такого особенного? Этот вопрос прозвучал в начале нашего урока. Может быть, теперь мы найдем достойный ответ. Ответ прост. Этот народ любит и почитает природу, а природа – вечна. Они пишут и делают всё от всего сердца, а значит, и сердце каждого из нас не может быть равнодушным. Замечательно об этом сказал японский поэт Яманоуэ Окура:
Для чего нам серебро?
Золото, каменья эти?
Все ничтожно
Всех сокровищ
Драгоценней
сердцу-
Дети!
Этот урок мы закончим замечательной песней Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Звучит песня
Слайды «Природа Японии» «Удивительный мир природы»

Домашнее задание
Написать хокку на тему: «Мир вокруг меня».
Подготовить сообщения на тему: «Мои впечатления от путешествия по Японии».

Использованная литература
Алые листья клена. – Харьков: Clim-Пресс,1999 Бабочки полет: Японские трехстишия/Пер. В.М.Марковой. М.:Летопись,2000
Басё. Лирика/Пер. с японского В.М.Марковой.-М.:Художественная литература,1964.
Соловей Т.Г. «Как прекрасен этот мир…». VIII класс// Уроки литературы.-2003-№ 2 – с.4-10
Овчинников Вс. Сакура и дуб//Роман –газета.-1987- № 3 Цветущая вишня: Японские пятистишия/Перевод с японского В.М. Марковой. Ростов-на-Дону: Фникс,2001.
Цветы Ямабуки: Шедевры поэзии хайку Серебряного века/ Пер. А.А.Долина.-СПб: Гиперион,2000
Шолпо И.Л. «Не смолкает сверчок…»: Художественный образ и знания учащихся. Уроки литературы.-2003-№ 2 – с.11-15
Энциклопедия для детей/Гл.ред. М.А.Аксенова – М.: Аванта+,2001-Т.15: Всемирная литература. ч.1.
Японская любовная лирика/Сост. А.Садакова.-М.: Эксмо-Пресс,2001

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по ОБЖ, географии, 7 класс
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: Осень | Обучение написанию сжатого изложения
Опубликовано: 2707 дней назад (30 октября 2016)
Просмотров: 2010
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!