Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока окружающий мир 3 класс с презентацией. Как хлеб на стол пришел?

Окружающий мир 3 класс Раздел: "Земли восточных славян"
Конспект урока "Как хлеб на стол пришел?"
Автор: Юдина Елена Павловна, учитель начальных классов
Место работы: МАОУ СОШ №72 г.Ульяновск

Цель и ожидаемый результат:
Расширить образовательное пространство изучаемой темы, используя возможности Ульяновского областного краеведческого музея: через удивление, яркие эмоции создать атмосферу деятельностного обучения.
Задачи урока:
1.Актуализировать знания обучающихся о хлебе, о его значении для человека.
2.Содействовать развитию познавательного интереса к жизни родного поселения, его прошлому, настоящему.
3.Организовать работу в парах, в группах.
4.Показать зависимость отношения к хлебу от экологической культуры человека.
5.Охарактеризовать особенности труда землепашца в Древней Руси на основе изучения экспонатов краеведческого музея, информации специалиста музея и в наше время на основе собственных наблюдений и фотоматериалов.
6.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование
Учебник «Окружающий мир» 3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс (автор Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), физическая карта России, экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков - коллекция из фондов Ульяновского областного краеведческого музея», презентация «Тайны хлебного царства», сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, сигнальные кружки красного цвета и зеленого цвета, листы для самооценивания, дидактический материал.
Структура урока
Вводная часть – учебный кабинет в школе
1. Мобилизующее начало
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Основная часть – выставочный зал Ульяновского областного краеведческого музея
3. Операционно-исполнительный этап
4. Рефлексивно – оценочный этап
Ход урока
Актуализация знаний обучающихся
Вспомнить изученный ранее материал о труде древнего человека. Что означает запись:
«Для Любознаек»?
-Какой раздел о жизни наших далеких предков мы изучаем?
-Какой деятельностью занимались первобытные народы?
(Детям раздаются тексты с пропусками):
Задание. Заполни пропуски, используя слова для справок, чтобы получился текст.
Как и все первобытные __________, предки славян были сначала _________ и _________ , В _______ они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в ______ ловили рыбу. Собирательство и охота – первые _________ человека. Даже сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это ________, а тогда это была ________, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую семью.
Слова для справок: занятия, народы, леса, собиратели, реки, охотники, отдых, работа.
Ответ:
Как и все первобытные народы, предки славян были сначала собирателями и охотниками, В лесах они собирали мед, ходили по ягоды, грибы и орехи, охотились на кабанов, лосей и медведей, в реках ловили рыбу. Собирательство и охота – первые занятия человека. Даже сейчас мы ходим в лес за грибами и ягодами, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а тогда это была работа, и нелегкая. Ведь нужно было прокормить большую семью.

-Итак, предки славян были сначала собирателями и охотниками.
Рассмотрите предметы, которые вам приготовили (мука, вода, дрожжи).
-Для какого предмета это главные ингредиенты?
Кто главный для этих предметов: собиратель или охотник?
-Предложите такую деятельность человека, которая относится напрямую к хлебу.
-Чтобы появился хлебушек, кто сначала должен потрудиться землепашец или хлебопек?
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами
Хлебное царство- государство.

(Учитель открывает салфетку, а там - большой каравай, испеченный заранее. Он отправляется в путь вместе с детьми.)
Мы себя называем Любознайками, потому что нам интересно открывать новые знания.
- Мы изучаем жизнь наших далеких предков в разделе «Земли восточных славян».
Работа в парах. Заполнить пропуски в тексте на листке. Сравнить свой вариант с эталоном: текстом учебника.
Обсуждение вариантов ответов.
-«Для хлеба».
Выяснили, что эти предметы не относятся к предложенным понятиям.
-«Хлеб – это продукт земледелия».
Рассуждения и объяснения.
-«Землепашец, а потом хлебопек»
Детям дается возможность ощутить вкусный запах каравая и принять душистый хлебушек для совместного путешествия.
2.Целеполагание
Создание проблемной ситуации. Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий. Игра «Всему свое место!»
– Продолжаем наше путешествие по Хлебному царству- государству.

Сейчас каждая группа получит по 4 карточки с изображением сельскохозяйственных машин, орудий труда и предметов хлебопечения нашего времени и прошлого.
(Приложение №2)
На доске 2 квадрата: наше время - 1) поле, 2) кухня в квартире. Это условно места и время деятельности человека (об этом говорят надписи). Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением предметов на той части доски, к какой деятельности и к какому времени они относятся.
– Посмотрите, что у нас получилось.
– Все ли предметы вы распределили? Какие остались? Почему?
–. Вы, конечно, догадались какие орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем сегодня исследовать на уроке?
-Какова цель нашего урока?
- Теперь наметим план наших действий по достижению цели урока.
Наше путешествие по хлебному царству мы продолжим в Ульяновском областном краеведческом музее и посетим выставку «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».
В добрый путь! Дети подходят к доске и распределяют карточки с орудиями труда на свои места.
1)поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка, передвижная поливальная машина, комбайн.
2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка.
3) оставшиеся карточки: деревянная соха, серп, сито, цеп.

-Мы будем исследовать орудия земледелия и предметы хлебопечения наших далеких предков.
-Узнать особенности труда землепашцев в Древней Руси и сравнить их с нашим временем.
1) Орудия земледелия и предметы хлебопечения мы будем исследовать по плану:
1.Рассмотреть;
2.Выслушать специалиста;
3.Попробовать предмет в действии;
4.Ответить на вопросы.
2)Сделать вывод.
3)Оценить свою работу на уроке.

3.Открытие новых знаний
1)Определить зависимость видов земледелия от природных условий.
2)Узнать особенности орудий труда и предметов хлебопечения наших предков.
3)Выяснить особенности труда и быта людей.
Рассказывает специалист музея.
- Главным занятием славян было земледелие. В лесной зоне земледелие было подсечно - огневым, т.е. деревья подрубали (подсекали), они засыхали на корню и их сжигали. После этого пни выкорчевывали, землю удобряли золой, рыхлили без пахоты бороной - суковаткой, т.е. бревном с необрубленными сучьями. Поля удобренные таким примитивным способом оставались плодородными недолго (10 - 15 лет). Необходимость осваивать новый участок, заставляла переносить славянский поселок с места на место.
В лесостепной практиковалось переложное земледелие. Мы с вами живем в лесостепной зоне. Поэтому наши далекие предки траву выжигали, а полученной золой удобряли землю, рыхлили и использовали до истощения. К IX веку на юге в лесостепи славяне использовали плуг, который переворачивал пласт плодородной земли. На севере пахотным орудием была соха, которой было удобно пахать в лесистой местности. Запрягали в соху лошадь, а тяжелый плуг волокли волы.
Славяне выращивали просо (одна из важнейших сельскохозяйственных культур), а также пшеницу, рожь, ячмень, горох, бобы. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля - из них изготавливали ткани.
Для земледельческих работ нужны были разнообразные орудия, прежде всего железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы и т.п. Поэтому необходимой отраслью хозяйства славян было производство железа. Уже в VII-IX в. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузнечное дело считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец, как и пахарь был любимым героем славянского фольклора.
История нашего края начала отмечаться в древних документах в 8 веке и прошла до сегодняшнего дня огромный путь. Начав разговор про земледелие, мы уже поняли, что современные предметы и машины очень отличаются от орудий труда наших предков. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в историю, рассмотрев экспонаты выставки «Старинные орудия труда земледельцев и хлебопёков».
Каждый экспонат детям предлагается внимательно рассмотреть, по возможности подержать, подумать и высказать свое мнение о назначении данного предмета, выслушать мнение специалиста, показать прием его использования в хозяйстве.

Предлагаю поработать в группах. Одни будут составлять кластеры, другие отвечать на вопросы.

А теперь обобщим полученные знания в блиц-опросе:
-Как вы думаете, на сколько труд землепашца и хлебопека трудный, какие отличия предметов прошлого и настоящего времени существуют?
-Как можно прокомментировать пословицы о хлебе:
«Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори!» Дети слушают рассказ специалиста и рассматривают на выставочных картинах и макетах образы услышанного.

Дети во время рассказа об экспонате музея трогают его, рассматривают, играют с ним.
(Примерные ответы детей)
– Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой или оралом, а затем сеяли семена.
В наше время людям помогают на полях железные помощники: трактора, комбайны. Ими управляет человек, а они и пашут, и сеют.
– Основным зерновым растением у древних славян было просо; пшеница, ячмень и рожь встречались меньше.
Перед наступлением осени созревший хлеб вначале жали серпами, а затем сушили и молотили.
В наше время основными продовольственными культурами считают пшеницу и рожь.
Работа в группах, используя имеющиеся источники информации.
Командиры групп получают карточки с заданиями. Приложение №3
1гр.: – составили схему (кластер) «Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, используя картинки-карточки с орудиями труда и сельскохозяйственными машинами.
2гр.: – составили схему (кластер) «Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени, используя картинки-карточки с орудиями труда.
3гр.: – подобрали и объяснили смысл пословиц о хлебе.
4гр.: – отгадали загадки, распределили картинки-отгадки и подошли с отгадкой к нужному экспонату музея.

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Учиться узнавать экспонаты музея по данной теме
на основе самоконтроля Учитель предлагает принять участие в викторине, демонстрируя задания на слайдах. Приложение №3

После успешного выполнения заданий викторины, учитель предлагает принять участие в экологической акции «Сделай свой выбор!»

Учащиеся выполняют задания викторины, используя сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3 и проверяют ответы на слайде.
Ответы:
Слайд 2
Вопрос:
В далекие времена человек освобождал от леса многие тысячи гектаров пахотной земли, которая становилась его кормилицей.  С тех пор на Руси из года в год осенью и весной на полях начиналась пахота. Что тянула за собой лошадка, а пахарь управлял этим предметом, чтобы борозда выходила ровная?
(карточка №1)
Ответ:
Лошадка тянула, а пахарь управлял деревянной сохой, чтобы борозда выходила ровная.
Слайд 5
(карточка №2)
Вопрос:
Сев - ответственное дело, к которому крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. В день сева надевал белую рубаху и выходил в поле. Из какого предмета сеятель забирал пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо?
Ответ:
Из лукошка сеятель забирал пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывал его веером налево и направо.
Слайд 8
(карточка №2)
Вопрос:
Если Бог миловал крестьянина ото всяческой напасти и хлеб уродился добрый, наступала пора жатвы. На жатву выходили все, кто мог работать: и мужики, и бабы, и стар, и млад. Целый день от зари до заката работал крестьянин, не покладая рук и не разгибая спины. Каким предметом срезали колосья?
Ответ:
Жали колосья серпом.
Слайд 11
(карточка №3)
Вопрос:
Подсушенные колосья обмолачивали на току – утрамбованной земляной площадке под открытым небом. Снопы раскладывали в два ряда колосьями вовнутрь и били. Какой предмет предназначался для этого?
Ответ:
Цеп – нехитрое орудие с длинной деревянной рукоятью, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев.

Участники акции используют сигнальные кружки: положительный выбор - зеленый кружок, если выбор отрицательный - красный кружок.
Слайд 18
«Хлеба к обеду в меру бери,
хлеб – драгоценность, им не сори!»
Согласен? (да, нет)

Слайд 19
За обедом булку взял!
Надкусил ее,
оставил в уголке лежать под партой.
Ты бы поступил так? (да, нет)

Слайд 20
В коридоре детвора.
У нас шумная игра!
Мы футбольная команда,
Вышибаем из угла кусочек хлеба!
Гол! Ура!
Ты бы поступил так?
(да, нет)

Слайд 21
Вместе с мамой я пеку пирожки.
В муке все на столе и все горшки.
Я булочку свою посыплю маком.
Из печки буду ждать ее румяной!
С тобой так бывает?
(да, нет)

Подводим итог
Я узнал… Меня удивило… Я прочитаю о…

5.Рефлексия
Учиться оценивать свою работу на уроке. -Все ли учебные задачи решены на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
- Можно ли урок, который мы начали в классе и завершили в музее считать увлекательным и познавательным.
– Закончилось наше исследование орудий земледелия и предметов хлебопечения.
– Что бы вам хотелось сказать в завершении нашего путешествия?

Оцените себя по критериям:
-я знаю особенности земледелия наших предков;
- я знаю особенности орудий земледелия и предметов хлебопечения
и могу объяснить причины их совершенствования;
-я знаю орудия земледелия и предметы хлебопечения, могу показать их и рассказать о них другому.

Учитель благодарит всех участников путешествия за активность и хорошую сплоченность в работе и предлагает дома рассказать обо всем услышанном, а также выполнить на выбор творческое задание:
1.Нарисуй пары: орудия труда, предметы хлебобечения древние и нашего времени, подпиши их названия.
2.Придумай рассказ «Современная технология земледелия: от зерна до буханки» от имени нашего предка, который попал в наше время. Ответы детей.

Слайд 23
Мы юные искатели, экологи – открыватели!
Нам понятны слова – «Хлеб всему голова!»
Будем дальше решать, удивлять, призывать:
«Только вперед, только вместе!
Замес превосходный на Любознайкином тесте!»

Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки.
Презентация на тему: Как хлеб на стол пришел?
Приложения к уроку
Приложение №2
Задание для групп
Распределить предметные карточки на части: 1) поле – наше время; 2) кухня в квартире; 3) не удалось определить место.
Примерный набор карточек
карточка №1 комбайн,карточка №2 современный плуг, карточка №3борона, карточка №4 сеялка, карточка №5 передвижная поливальная машина, карточка №6 кастрюля, карточка №7 сковорода, карточка №8 кухонный набор, карточка №9 тарелка, карточка №10 деревянная соха, карточка №11 серп, карточка №10 сито, карточка №11 цеп.
Ответ
1) поле – наше время: современные плуг, борона, сеялка, передвижная поливальная машина, комбайн; 2) кухня в квартире: эмалированная кастрюля, сковорода, лопаточка, тарелка; 3) деревянная соха, серп, сито, цеп.
Приложение №3
Задание для групп
1 группа: – составить схему (кластер) «Технология земледелия: от зерна до буханки» для нашего времени, заполнив пропуски названиями орудий труда и сельскохозяйственных машин.
2 группа: – составить схему (кластер) «Технология изготовления хлеба: от зерна до буханки» для прошлого времени, заполнив пропуски названиями орудий труда.
3 группа: – соберите начало и конец пословиц о хлебе и объяснили их смысл:
Будет хлеб – ни во что и труды наши.
Без хлеба да без каши а добрых людей слушай.
Где хлебно и тепло, будет и обед.
Хлеб-соль кушай, там и жить добро.
Хлеба ни куска – не в тягость.
Хлеб в пути всему голова.
Хлеб хлеб драгоценность, им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери, и в горнице тоска.
Ответ:
• Будет хлеб – будет и обед.
• Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.
• Где хлебно и тепло, там и жить добро.
• Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
• Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
• Хлеб в пути не в тягость.
• Хлеб всему голова.
• Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори!
4 группа:
Орудия крестьянского труда немногочисленны: соха, борона, серп, коса, вилы, грабли, цеп. Нехитрый свой рабочий инвентарь крестьянин мастерил в основном из дерева и передавал по наследству. Много пословиц, поговорок, загадок сложил народ об орудиях земледельческого труда.
Попробуйте отгадать и найти эти предметы на выставке:
1. « Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна» № ____.
2. «Худая рогожа все поле покрыла» № _____.
3. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку» № _____.
4. «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» № _____.
Ответ:
1. « Баба Яга вилами нога: весь мир кормит, сама голодна» (Соха).
2. «Худая рогожа все поле покрыла» (Борона).
3. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крючку» (Коса).
4 «Летят гуськи, дубовые носки, говорят: то-то-ты, то-то-ты» (Цеп).

Рекомендуем посмотреть:

Разработку интегрированного урока внеклассного чтения – окружающего мира для 3-4 класса Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Школа России». Экологическая безопасность Рабочая программа для 3 класса коррекционных школ. Окружающий мир Конспект урока - игры по окружающему миру в 3 классе

Похожие статьи:

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Классный час в 3 классе по теме: Цветы-лекари

Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению 2 класс
Опубликовано: 526 дней назад (30 июня 2015)
Просмотров: 2618
+6
Голосов: 6
Надежда Павловна Панфилова # 1 июля 2015 в 10:35 0
Здравствуйте, Елена Павловна! Поздравляю с первой публикацией на Педкопилочке! С большим интересом познакомилась с Вашим очень познавательным материалом. Соблюдены все заявленные этапы занятия, поставлены очень значимые цели и задачи, которые Вы с честью выполнили. А сколько интереснейшей краеведческой информации мы узнали! Урок дал большое воспитательное значение для детей: развитие кругозора, знание своих исторических корней, уважение к труду хлебороба, хлебу. Как хорошо, что у Вас есть такой музей. Примите мой голос. С уважением Н.П.
Елена Павловна Юдина # 1 июля 2015 в 11:09 0
Спасибо за ваши теплые слова. Это мой дебют на сайте. Вам желаю всего самого хорошего и доброго.
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Жанна Геннадьевна Балашова # 2 июля 2015 в 18:54 0
Елена Павловна, у вас очень интересный, насыщенный и содержательный урок! Видно, что проведена большая предварительная работа. По профессии я воспитатель. Из вашего урока узнала много новых понятий - этапов урока. Преемственность в работе детского сада и школы очень важна и нужна. Ваш конспект, как мне кажется, может служить помощником в налаживании этой преемственности. Очень интересно вы организовали самостоятельную познавательно-поисковую деятельность детей на уроке. Элементы вашего урока можно попробовать использовать и в работе с детьми подготовительной к школе группы.Спасибо большое!!!
Елена Павловна Юдина # 2 июля 2015 в 19:20 0
Согласна, что преемственность - важная задача образования, которая направлена на установление взаимосвязи между школой и детским садом. И мне очень приятно, что у нас есть возможность общаться с вами здесь. С уважением Елена Павловна!
Наталья Юрьевна Носкова # 2 июля 2015 в 19:13 0
Елена Павловна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Замечательная работа. Интересный и насыщенный материал, который помог раскрыть тему урока. Спасибо.
Ирина Владимировна Зуева # 2 июля 2015 в 19:39 +1
Здравствуйте Елена Павловна! Чувствуется, что вы-мастер своего дела! Столько интересного материала, предварительной организационной работы! Посещение выставочного зала краеведческого музея-это большой плюс для детского восприятия. Очень понравилась презентация. Голосую!
Елена Павловна Юдина # 2 июля 2015 в 19:50 0
Взаимодействие с краеведческим музеем оказывает мне большую помощь в активизации детского восприятия учебного материала. Сейчас существуют новые формы взаимодействия: "Музей в чемодане". Мои дети знают, что побывав на отдыхе у бабушки, можно обнаружить у нее забытую в сундуке вещь, которой уже не пользуются. Тогда любознательный внук или внучка начинают расспрашивать у бабушки об этой вещи и если она не представляет никакой ценности для нее, просят в наш "Музей в чемодане". Таким образом некоторые небольшие старинные вещи приобрели новое назначение - они стали школьными музейными экспонатами. Спасибо коллеги за комментарии. С уважением Елена Павловна.