Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по литературному чтению 2 класс

Урок чтения 2 класс «Большая береза» Н.М. Артюхова
Тема «Нет друга лучше, чем родная матушка» (Урок обобщения и систематизации знаний)
Автор: Юдина Елена Павловна
Место работы: МАОУ СОШ №72 г.Ульяновск
Цель: развитие речи, развитие умений анализировать в прозе способы изображения героев, развитие коммуникативных качеств личности; воспитание предусмотрительности при совершении каких-либо действий, воспитание трепетных чувств по отношению к маме.
Ход урока
1.Организация класса.
Вы тихонько поднимитесь,
И руками потянитесь.
Усаживайтесь правильно теперь
И другу улыбнись ты поскорей!
- Расскажите, кому вы улыбнулись и почему. (Ответы)
- Так кто же такой друг?
(Подготовленный ученик читает толкование слова из словаря.)
Сегодня на уроке главное слово будет ДРУГ.
2.Речевая разминка
- Рассмотрите рисунки (оса, колесо, кот). Может ли оса быть другом? А колесо? А кот? Почему?
- Вставьте рисунки в чистоговорку и прочитайте ее три раза, увеличивая темп.
а) Чистоговорка:
Са-са-са – за окном жужжит ________.
Со-со-со – у тележки _________.
Си-сы – си-сы – у _______ Василия усы замечательной красы.
-Для чего мы каждый день читаем чистоговорки? А что еще нам помогает учиться чисто и красиво говорить? (Скороговорка)
б) Скороговорка:
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
- Прочитайте вслух, хором, четко выговаривая звуки.
- Троекратное чтение.
3.Открытие темы и цели урока.
- Какое слово из скороговорки обозначает «резко переместиться вниз»? (свалился)
- Подберите синоним для него: упал, сорвался, выполз (был в каком-либо замкнутом пространстве и переместился из него).
- Подберите антоним для данных слов: удержался, задержался (остался дольше).
- Вспомни скороговорку, которую мы читали недавно.
Прочитайте выделенную в ней пару: сосна-свалился.
Подбери подходящую пару по аналогии из вчерашнего произведения: (береза-удержался)
- Подскажите мне название этого произведения! (Большая береза)
- А кто сможет вспомнить автора? (Нина Михайловна Артюхова)
- Сегодня на уроке мы вместе с Ниной Михайловной Артюховой поразмышляем над ее рассказом «Большая береза». Обратим внимание на состояние героев. Попробуем побывать в роли авторов. Кто не забыл главное слово на уроке? (друг) Мы попробуем оценить поступок мамы и доказать, что мама – настоящий друг.
Итак, кто нам определит тему сегодняшнего урока? (На доске запись: «Тема: [пословица]») Можете ли сразу сказать ее? (Тема урока откроется ближе к концу урока, когда поработаем с текстом и пословицами)
Ярче представить события произведения нам помогут разные виды работ.
4.Составление плана урока
Выберите на ваш взгляд нужные виды работ на сегодняшний урок. Они помогут нам потренировать свою память, ярче представить события и понять важные жизненные вещи.
Предлагаемые рисунки-схемы плана:
работа в группе
самостоятельная работа
творческая работа
выборочное чтение
ответы на вопросы
интеллектуальная игра
разминка
физкультминутка
игра в автора
чтение по ролям
рефлексия
(Выбрав виды деятельности на уроке, соответственно расставляются на порядковые места по ходу работы.)
5.Проверка домашнего задания.
Тест
1)Как звали маму Алеши?
а) Зоя Андреевна б) Зинаида Николаевна в) Зинаида Львовна
2)Что выскользнуло из маминых рук, когда она узнала об Алеше?
а) блюдце б) чашка в) тарелка
3)О чем не могла предположить мама вначале?
а) что Алеша на развилке ствола б) что Алеша на самом верху березы
Проверка.
- Трудный тест? А почему тест интересный? (Потому что текст читали, а чтобы проверить свою внимательность, нашли правильные ответы)
Как вы думаете можно ли маму назвать для Алеши другом? Почему?

6.Работа над выразительностью речи.
а) - На сколько частей мы делили этот рассказ? А зачем мы текст разделили на части? (Работая с каждой частью, мы сможем лучше понять тему текста)
- О чем говорится в первой части? Сказать одним предложением. (Мама узнала что произошло)
-О чем говорится во второй части? (Мама помогла сыну слезть с березы)
- О чем говорится в третьей части? (Алеша многое понял)
(План текста вывешивается на доске)
б) Работа в группах.
1 группа(1часть текста)
Задание
Ответить на вопросы, используя информацию из данного художественного произведения.
- Когда мама узнала о случившемся, какое чувство ее охватило? (чувство радости, чувство злости, чувство страха)
- Какие отрывки говорят о таком состоянии мамы? Подчеркните их и зачитайте при ответе на этот вопрос.
2 группа(2часть текста)
Задание
-Чему удивился Алеша, когда увидел маму? Зачитайте предложение, подтверждающее это.
- Выберите схему лица для данного состояния. Объясните свой выбор.
3 группа(2часть текста)
Задание
- Что означает слово вежливая?
- Можно ли маму Алеши назвать вежливой? Зачитайте слова, подтверждающее это.
4 группа (2часть текста)
Задание
- Рассмотри схематическое изображение движения Алеши:
Алеша – высокий пень – развилка – вершина – Алеша в опасной ситуации
- Какой путь совершил Алеша, чтобы выйти из опасной ситуации?
- Какое математическое правило нам подсказало, как вернуться к начальной точке?
5 группа (3часть текста)
Задание
- Какое обещание дал маме Алеша?
- Как вы думаете, поверит ли мама Алеше?
в) Выразительное чтение 1 части.
г)Творческое задание. Пересказать 1 часть от имени мамы.
д) Выборочное чтение
Прочитать самый острый момент во 2 части. Почему здесь мы особенно волновались?
е) Ответ на вопрос
Что понял Алеша? В ответе используй слова и выражения из 3 части.
Как вы думаете можно ли маму назвать для Алеши другом? Почему?
Работа в парах:
- Значит, выберите на ваш взгляд самое точное высказывание для мамы:
«самый лучший друг»
«нет лучше друга»
7.Итог.
Игра «Отгадай пословицу!»
(На доске карточки с началом пословиц, карточки с концом пословиц - у каждой группы детей. Они ищут пару и соединяют пословицы в целое.)
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
При солнышке светло, а при матушке добро.
Птица радуется весне, а младенец матери.
На что и клад, коли в семье лад.
-Какая пословица лучше всех отражает в себе тему рассказа «Белая береза»? Объясни.
8.Оценивание.
Дом. задание.
На выбор: 1.Чтение по ролям 1 части
2.Пересказ от имени Алеши 2 части
3.Творческое задание «Мое отношение к случившемуся»

Рекомендуем посмотреть:

Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри» Конспект урока литературного чтения для 2 класса

Похожие статьи:

Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения в начальной школе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

Конспект урока окружающий мир 3 класс с презентацией. Как хлеб на стол пришел? | Классный час по экологии, 1 класс
Опубликовано: 526 дней назад (1 июля 2015)
Просмотров: 1825
+2
Голосов: 2
Тамара Васильевна Енина # 2 июля 2015 в 17:32 +2
Здравствуйте, Елена Павловна! Хотя я работаю в старших классах, но с интересом прочитала Ваш конспект урока в соответствие с ФГОС, есть чему поучиться. Замечательно продумано занятие, есть возможность детям проявить свои знания, прекрасная иллюстрация русского дерева- березы. Тестовая работа и групповая - все успели, получили, наверное, неплохие оценки и довольные пошли на следующий урок Ваши детки. Спасибо Вам за разработку, порекомендую ее своим коллегам в школе.Успехов Вам.Голос.
Валерий Григорьевич Вершинин # 12 июля 2015 в 03:02 +1
Здравствуйте, Елена Павловна! С интересом прочитал ваш конспект. Голосую +1 Но вот что меня зацепило, и не могу дать точный ответ: Почему автор назвала рассказ « Большая берёза»? Не «мама - мой друг», а именно так? Если подумать, что собрал рассказ, какие Большие вопросы поставил, то получается хороший кластер. Например, «Большая берёза»- это большая любовь мамы, её большое самообладание и выдержка, б. высота, б. опасность, б. ответственность Глеба и Володи за подстрекательство (на эту тему можно поговорить с детьми, т.к. сколько трагедий случается на этой почве!), б. смелость Алёши, б. путь вверх и вниз привели его к пониманию своей вины, б. переживания мамы. Сколько мыслей вызвал этот рассказ! С уважением, Валерий Григорьевич.
Елена Павловна Юдина # 12 июля 2015 в 10:16 +2
Здравствуйте Валерий Григорьевич! Спасибо за комментарий. Я согласна, что произведение имеет глубокий смысл и открытия можно продолжать совершать. Главное, чтобы все на пользу подрастающего поколения. С уважением Елена Павловна.