Конкурсы для педагогов и детей

Учебно-воспитательная работа по формированию мотива успешной учебной деятельности в начальной школе

Система организации учебно-воспитательной работы по формированию мотива успешной учебной деятельности
1. Вступление
Каждый учитель хочет, чтобы его воспитанники хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас учителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у подростка не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к обучению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому передо мной стала задача исследовать проблему успешной учебной деятельности моих учащихся, посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных теоретико-методических и психолого-педагогических подходов и технологий по формированию и развитию положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить.
2. Основная часть
Следуя потребностям современного общества, нашим детям необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях и др. На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов.
Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:
I. Мотивационно-целевой.
Цель моей деятельности (в рамках методической системы педагога): включение в тьюторский процесс (сопровождение) современных технологий, формирующих у обучающихся универсальные учебные действия. Это создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предметам. Повышает позитивное отношение к учёбе.
II. Содержательный компонент системы.
Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование прочных теоретических и практических знаний. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения (базовый или углубленный), возрастные и индивидуально-личностные особенности.
III. Инструментально-технологический.
Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения цели повышения мотивации к учебной деятельности использую современные педагогические технологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Технологию проблемного обучения называют ещё проблемно-диалогической технологией, которая даёт ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
На этапе выполнения домашней работы по предмету должны быть выдержаны:
- постановка проблемы – это этап формулирования основной темы или вопроса для исследования;
- поиск решения – этап закрепления нового знания.
Постановку проблемы и поиск решения ребята осуществляют в ходе специально выстроенного диалога с педагогом, родителем или одноклассниками.
Технология проектирования - в её основе лежит развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Цели введения проектной технологии:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
-развитие умения работать самостоятельно;
- получение дополнительных знаний по теме.
Формы продуктов проектной деятельности:
анализ данных социалогического опроса;
сравнительно-сопоставительный анализ;
выставка;
газета, журнал, справочник;
модель, коллекция;
постановка, мини-театр.
Со своими воспитанниками я работала над проектами по темам:
•«Родной город»;
• «Профессии»;
•«Города России»;
•«Страны мира».

Технология коллективного взаимообучения - это работа в парах.
Существует 3 вида пар: статическая, динамическуая, вариационная.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут работать два слабых ученика, два сильных, слабый и сильный. Самое главное в паре – взаимная психологическая совместимость учеников.
Динамическая пара. Выбирается 4 обучающихся. Им предлагается задание, состоящее из четырёх частей; после подготовки своей части задания и самоконтроля ученик обсуждает задание трижды, т. е. с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., т. е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырёх членов группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного материала.
Технология разноуровневого обучения (дифференцированного)
Цель его – организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных способностей личности, т. е. на уровне его возможностей и способностей.
Обучающиеся делятся на уровни (группы).
При дифференцированном процессе обучения возможен переход обучающихся из одной группы в другую. Это связано с изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся в интересе к получению знаний.
При разноуровневом обучении:
обучающиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям, и пытаются выполнять задания 1-го 2-го уровней;
обучающиеся ощущают себя успешными и уверенными, возрастает степень их психологического комфорта на уроках;
педагог организует учебный процесс на основе учёта индивидуальных способностей личности.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированное обучение – это:
признание педагогом приоритета личности перед коллективом;
создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребёнок осознаёт себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;
переход педагога с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о…;
Это предусматривает:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрением и другими положительно направленными коммуникативными воздействиями;использование материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;оценка деятельности при выполннении образовательной задачи не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
Я в своей педагогической деятельности использую информационно-коммуникативные технологии по двум направлениям:
• создание тематических презентаций;
• работа с ресурсами Интернет.
Остановлюсь конкретнее на этапах формирования мотивации при подготовке к урокам и выполнении домашнего задания.
* Этап вызывания исходной мотивации.
На начальном этапе педагог (тьютер, куратор, воспитатель) может учитывать несколько видов побуждений воспитанников: актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
* Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
Здесь педагог ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения обучающих задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
* Этап завершения.
Важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с положительным личным опытом, и чтобы в конце возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой педагога. Бывает важным показать подросткам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
Каждый этап учебной деятельности педагогу следует наполнять психологическим содержанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. - Минск: Вышейша школа, 1984. - 280 с.
2. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения// Народное образование. - 2002. - № 1. - С.111-121.
3. Милованова Н. Г, Суртаева Н. Н. Предупреждение школьной дезадаптации: психолого-педагогическая диагностика. - Тюмень: Вектор-Бук, 2001. - 120 с.
4. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов: Феникс, 1997. - 340 с.
5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

Рекомендуем посмотреть:

Беседа с детьми по теме: Зимушка-забавушка Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча) Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Опубликовано: 61 день назад (10 октября 2016)
Просмотров: 117
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!