Конкурсы для педагогов и детей

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Рекомендации для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»
I. Приемы саморегуляции.
Этими приемами саморегуляции можно пользоваться для избегания стресса. Но самое главное – это научиться прислушиваться к собственному организму, к тем сигналам усталости, которые он посылаем. Лучше немного отдохнуть до того, как вы будете «валиться с ног».
Упражнение «Кольцо огня». Инструкция: «Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает все негативное, что может быть на вас направлено. Вам внутри тепло и спокойно».

Упражнение «Мысленное созерцание». Инструкция: «Не прерываясь и не отвлекаясь на что-нибудь, созерцайте любой предмет в течение 3-4 мин., затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сравните «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз.

II. Работа с негативными чувствами
Ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в вас различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и др. Самое главное – выговорится. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства на бумаге (написать, нарисовать что-то) .

Упражнение «Кратер вулкана». Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю кратера вулкана. Выбросите в кратер все то, что вам мешает в жизни (это могут быть обиды, страхи и др.) ».

Упражнение «Выбрасываем злость». Инструкция: «Представьте свою злость (обида, страх). Какого она цвета? Размера? Веса? Какой она формы? Может, она похожа на что-то? Нужно ли вам столько злости? Выбросите лишнюю злость в мусорное ведро или надуйте мяч из злости и киньте его подальше».

Упражнение «Пресс». Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности. Упражнение лучше делать перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Инструкция: «Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет».

III. Упражнение на целеполагание.
Упражнение поможет осознать, сформулировать свои личные и профессиональные цели.

Упражнение «Цветок. Инструкция: «Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что является важной частью Вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в вашей жизни эти лепестки неодинаковые – чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы уделяете внимания этой частице вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель и листья. Все ли вас устраивает? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить каждую часть к лучшему. Вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите».

IV. Снятие напряжения.
Для того, чтобы преодолевать внутреннее напряжение, важно уметь расслабляться, то есть владеть приемами релаксации, которые основаны на расслаблении мышц.
Как этого достичь:
1) отложите на время решение проблемы, которая вас беспокоит;
2) в течение 2-3 мин. Займитесь расслаблением, используя один из приемов, представленных ниже;
3) освободившись от напряжения, вы можете вернуться к решению первоначальной проблемы.

«Релаксация»
Инструкция: 1. Лягте (в крайнем случае, присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.
2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох – как прилив и отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните 20 секунд.
3. Волевым усилием сокращайте мышцы тела или их группы. Сокращение удерживайте 10 секунд, потом расслабьтесь, отрешитесь от всего, ни о чем ни думайте.
4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете, что расслабленны ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30.
6. Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота – насладится состоянием расслабленности.
7. Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым. При этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее.

Упражнение «Вопросы самому себе».
Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущение покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления) .
Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы:
- Это действительно так важно?
- Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
- Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц?
- Может ли что-то быть еще хуже?
- Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
Таким образом, выбрав для себя наиболее эффективные способы расслабления, вы сможете более чем успешно справится со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для вас и вашего окружения.

Уделять внимание чувствам — занятие непривычное в повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание (с самого детства родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на открытое выражение чувств и эмоций ребенком) и обучение в школе, где больше времени уделяется мышлению. Вот почему впоследствии нам легче говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе не принято открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах, от которых вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В случае, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, они управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.

Рекомендуем посмотреть:

Классификация нетрадиционных уроков Оформление детских рисунков своими руками Как писать методическое пособие Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ

Похожие статьи:

Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения

Эссе педагога - психолога ДОУ
Опубликовано: 362 дня назад (8 декабря 2015)
Просмотров: 988
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 7
Татьяна Викторовна Кузмицкая # 8 декабря 2015 в 22:10 +1
Огромное спасибо за ценнейший материал.В условиях ФГОС к педагогу предъявляются новые требования- мобильность, умение быстро и правильно реагировать на слова, поведение, самочувствие каждого ребёнка. Если педагог раздражён, устал- результат взаимодействия не может быть положительным. А если педагог не прислушивается к себе, не может понять своё состояние, то как он сможет понять другого человека?! Будем делать мир эмоциональнее!
Любовь Зайцева # 8 декабря 2015 в 22:34 0
Добрый вечер,Елена Сергеевна!
Психологические проблемы личности, профилактика синдрома эмоционального выгорания -хорошая тема для публикации на сайте Ваш материал интересен многим педагогам.
Так его и надо адресовать.
Разрешите немного замечаний по форме публикации. Нет необходимости такое количество текста выделять жирным. Достаточно выделить начало каждого абзаца. Надо изучить Правила публикации на сайте, и выполнять их.
Спасибо. С уважением, Л.Г.
Елена Сергеевна Ищенко # 9 декабря 2015 в 20:21 +1
Добрый вечер. Правила я изучила. Выделила только начало абзаца как по инструкции, но почему-то выделился весь текст. Нажимала редактировать, пробовала исправить, но не получилось, не знаю в чём проблема.
Елена Николаевна Василькова # 8 декабря 2015 в 22:40 +1
Добрый вечер, Елена Сергеевна! Ваш материал интересен и полезен для практической работы. Упражнения простые, не требуют оборудования, много времени. Главное-захотеть и использовать их регулярно. Хорошо бы все наши школьные планёрки заканчивать упражнениями на профилактику!
Елена Сергеевна Ищенко # 9 декабря 2015 в 20:23 +1
У нас каждую неделю проходят педсоветы и мы их начинаем и заканчиваем такими упражнениями.
Елена Андреевна Волгина # 9 декабря 2015 в 09:48 +1
Елена Сергеевна, спасибо за интересные методы психологической работы с педагогами. Необходимо провести такой практический семинар с педагогами моего учреждения. +1. Беру на заметку.
Маргарита Александровна Буракова # 9 декабря 2015 в 15:42 +1
Елена Сергеевна, спасибо за представленный материал. Педагоги в нашей стране и раньше, и в настоящее время находятся в непростых жизненных условиях. А работа с детьми требует больших энергетических затрат. В каждого ребенка хочется вложить душу, научить, помочь, поддержать. И, конечно же, педагог должен уметь восстанавливать свои внутренние силы. Ваш материал очень полезен и важен, с удовольствие воспользуюсь некоторыми приемами.л
Ирина Анатольевна Яранова # 9 декабря 2015 в 19:18 +1
В нынешнее время,действительно,необходимо такие психологические разгрузки. После работы приходишь домой такой усталой, что на семью не хватает сил. А воспользуясь таким приемами,чувствуешь себя бодрой.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 10 декабря 2015 в 08:23 0
Здравствуйте, Елена Сергеевна. Для каждого педагога со стажем рано или поздно встаёт проблема энергетического истощения... Представленный Вами материал актуален, востребован. Поздравляю с удачным дебютом на сайте, желаю дальнейших творческих успехов, Вам голос № 4.
Елена Александровна Соловьева # 10 декабря 2015 в 20:34 0
Очень близка мне данная тема, т.к. сама являюсь педагогом-психологом и тоже использую некоторые методы в своей работе. Очень люблю упражнения на снятия напряжения, релаксацию, аутогенную тренировку.