Конкурсы для педагогов и детей

Урок гражданственности в начальной школе. Литературный Донбасс

Урок гражданственности для младших школьников
Автор: Семенова Елена Сергеевна, учитель начальных классов , специалист ІІ категории, Красноармейская ОШ І-ІІІ ступеней села Красноармейского, Новоазовского района.
Тема: Литературный Донбасс. Известные люди нашего края. «Живые цвета и звуки».
Цель: формировать знания об известных людях нашего Донецкого края.
Задачи:
-образовательные: познакомить учащихся с известной поэтесой нашего края А.А. Бузниковой – Пельц; дать представление о ее жизни и раскрыть причины, которые привели её к творчеству именно про растения; научить правильно и выразительно читать произведения поэта; активизировать познавательную деятельность; раскрыть типичные черты таких произведений.
-воспитательные: воспитывать чувства любви к Родине; гордость за свой край; формирование экологической культуры; воспитывать любовь к растениям; эстетическое воспитание.
-развивающие: продолжать развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с литературой.
Краткое описание урока: урок предназначен для детей начальной школы, он дает представление об известных людях Донбасса , которые прославились своими литературными работами; на протяжении урока учитель с детьми отправляются в мир жизни поэта и знакомятся с фактами из его жизни и его произведениями.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока
І. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все в порядке на столе,
Все в порядке в голове.
ІІ.Постановка цели.
-мы живем в чудесном крае, который называется Донбасс. В нем живет много известных людей: писатели, художники, поэты, известные деятели культуры и политики. Мы знаем о них очень много. Но никогда не задумываемся о том, что между нами, возле нас живут люди, которые не менее талантливы.
-наша маленькая Родина – это Донбасс. И сегодня я хочу рассказать вам об одном известном человеке. Она видит красоту природы, каждого растения, каждого цветка, умеет с ними разговаривать. И живет она не где–то далеко от нас, а рядом.Это поэтесса, которая пишет про природу и цветы.А зовут её Анна Афанасьевна Бузникова-Пельц. Живет она в селе Веденское, Новоазовского района.

ІІІ.Актуализация знаний.
-2009 год. Поэтессе 77 лет. Из них 44 года непрерывного стажа,20 лет в Украине и 24 года в Казахстане.
Долгая ,интересная жизнь в селе и в городе уже позади. Позади и три её желания.
44 года она жила в физической и общественной жизни: работа, вечером учеба, семья, общественные нагрузки, заседание в комитетах, районные и областные конференции. У неё не было времени любоваться золотом солнца, красотой высокого неба, общаться с природой – с её истинной красотой.
Всю её трудовую жизнь можно охарактеризовать всего несколькими рядками из песни, и это будет справедливо:
Была бы наша Родина
Богатой и счастливою,
А выше счастья Родины
Нет в мире ничего.
И как говорит сама поэтесса: «Даже, если кому-то и открывалось окно для исполнения мечты, заглянуть в это окно мы не имели возможности-работа, работа, работа…»
Поэтесса имела три желания, которые пообещала исполнить.
Первое желание этого человека: собрать все фотографии тех, кто не вернулся с войны. К этой мечте она шла очень долго. В 1941 году закончила первый класс и началась война. Во второй класс пошла уже в 12 лет. Время было тяжелое: не было одежды, обуви, тетрадей, ручек, учебников. Очень часто ученикам приходилось приносить в своё село грустные известия о тех, кто погиб на войне. После школы девочка пошла работать на завод. Зарабатывала очень мало и поэтому не сразу могла исполнить свое желание. Нужно было помогать своим маленьким сёстрам.
Но, благодаря своей настойчивости и желанию исполнить задуманное, она исполнила свое первое желание.
После тяжелых поисков она все-таки собрала все фото, переделала их на цветные и сделала стенд, который повесила в своей родной школе.
А со вторым желанием было тяжелее. Как говорит поэтесса: «а второе моё желание жило во мне 44 года. Жило и погасло. Оно было мне не под силу. Поняла я это со временем.»
Эта женщина работала в больших коллективах, узнавала людей, хотела разобраться-кто есть кто? Посему люди, изучая в школе и высших учебных заведениях одинаковые предметы, потом становятся совсем разными? Одни из них деликатные, искренние, открытые, интеллигентные. А другие- грубые, жестокие…Одни общество радуют, а другие как-будто все перечеркивают. Поэтесса пыталась что-то изменить в своем коллективе: выступала на собраниях, призывала к новой жизни без курения и плохого слова. Она чувствовала в себе много энергии, чувствовала любовь к жизни на Земле.
С 1950 по 1962 год-работала на большом заводе им. Иллича города Мариуполя в листопрокатном цеху № 6 . А потом перешла Северно-Восточную котельню предприятия тепловых сетей Алма-Ата Энерго, где работала с 1969 по 1987 год.
Третьим желанием женщины было желание выйти на пенсию и начать новую жизнь.
В этом ей помогла Мария Константиновна Давыдова. Именно она привела её к дверям, где проводились занятия о растениях.
Поэтесса ходила на занятия вечерами раз в неделю. Их проводили при Алма-Атинском местном отделении Казахстанского общества охраны природы. Каждое занятие было для неё окном в большой мир Природы.
Там она получила знания о богатой и разнообразной флоре растений Казахстана. Научилась оформлять гербарий, ездила в горы. В 1985 году закончила факультет лекарственных трав.
В 1987 году вышла на пенсию. Ей пришлось взять к себе на воспитание внучку Анну, чтобы дочь не брала академический отпуск в университете.
Но не смотря на то, что ей приходилось исполнять все обязанности мамы, она все-таки открыла в себе неудержимое желание открывать в себе невиданную энергию растений.

ІV.Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний.
Учитель: Эта женщина искала ответ на вопрос: Как найти душевный контакт с травами? Дети, а как вы думаете?
(ответы детей)
Учитель: Первое общение поэтессы с уважаемым, голубоглазым Цикорием произошло в горах, возле речки. Он первый «заговорил» с женщиной. Легко и просто: « Встаю раньше всех, еще до рассвета, чтобы первым встретить зарю, первым дотронуться к её радужной красоте. Собираю цветные искринки, которые дарит мне солнце». И цветок закрылся.
Всмотритесь в солнышко утром,
Когда оно только выходит.
В нем красок с оттенками-уйма,
Заря на них очень походит.
Она их разводит умело,
Восход зажигает, рисует…
Художница мира всецело
Вечному делу ликует.
Минутка рефлексии:
Учитель: Дети, а давайте сейчас закроем глаза и попробуем представить , что мы разговариваем с цветком. Для этого вам нужно определить с каким цветком вы хотите общаться, представить его себе в своем воображении и «начать разговор». (ответы детей)

Учитель: проходили дни… Спокойно ей не жилось, природа не давала ей прохода. Женщина разговаривала с цветами, выслушивала о их радостях и горе.
Однажды женщина нашла чудесной красоты растение с большими колокольчиками. Это был Кодонопсис: длинное, сочное растение с тёмно-зелеными листьями.
Колокольчик, как заря,
Даже ярче.
Не видали мы тебя
Нигде раньше.
Несмотря на своё увлечение , она не забывала о своей внучке. Учила её рисовать, писать, читать. День был для внучки, а ночь для себя. Когда она садилась за стол, то сразу приходило вдохновение.
Несколько своих этюдов поэтесса отправила в районную газету «Родное Приазовье».

V. Подведение итогов обучения.
- Чем важны цветы на Земле?
Среди них нет хитрости, зависти, жадности, недовольства. Рядом с ними ты молодеешь, на душе становится легче.
Ноготки, ноготки, ноготки-
Запах детства зеленой поры-
По душе мне кусочек земли,
Где мы в бедности жили, росли.
Цвета солнца, мои ноготки,
Вы цветете с весны до зимы,
Вы-лекарство, вы-свежесть зари
И с прохладцею вечной кусты.
Как вы думаете, у нас есть с цветами что-то общее?
-размышление детей.
И поэтесса считает, что есть. Как и у них, так и у нас есть нежность, скромность, неповторимая красота, желание выжить, выстоять, любовь к Земле, к Солнцу.
Учитель: эта женщина живет на Донбассе уже 11 лет. Но она всегда будет помнить снежный запах гор Алма-Аты, её красоту. До глубины души она любит этот край.
И цвет, и запах, и звуки
На связь с Землей меня зовут.
Я ощущаю ее руки,
Они в себе меня несут.
VІ. Определение домашнего задания.
Выучить стихотворение А.А.Бузниковой-Пельц «Подснежник».
Стебелечек с крупненькой головкой
С позолотой ранней-божество,
Невесомо, женственно и ловко
На Восьмое Марта расцвело.
Тоненькие, строгие листочки
Потянулись к солнечным лучам
И цветок поднялся на носочки:
Посмотреть в глаза белым снегам.
Дышится подснежнику свободно
На весенней пригоршне земли:
Как бы нам хотелось, чтоб повторно
С нами наши мамы расцвели.
Солнышко сильнее пригревает,
Набирает свой разбег ручей,
А подснежник нежно заверяет:
С мамой бы весна была звончей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость Экскурсия в стихах для школьников "Предметы старинного быта" Праздник День именинника. Сценарий для 2 класса Сценарий летней спортивно-игровой программы для младших школьников

Похожие статьи:

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Учёт психологических особенностей младших школьников в организации учебной и игровой деятельности

Классный час, 3 класс. Книга - лучший друг
Опубликовано: 258 дней назад (20 марта 2016)
Просмотров: 1246
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!