Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку «Многозначные слова», 2 класс

Конспект урока по русскому языку «Многозначные слова» 2 класс.
Тема урока: «Многозначные слова»
Цель: знакомство с понятием «Многозначные слова».
Задачи: познакомить с понятием «Многозначные слова», учить пользоваться толковым словарём, развивать внимание, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать, воспитывать интерес к родному языку, обогащать словарный запас.
Ход урока:
1.Приветствие. Мотивация.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Русский язык очень сложный язык, интересный и удивительный. Ребята, а вы любите преодолевать сложности? Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями на нашем уроке.
Очень хорошо! Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Итак, начинаем наш урок!
2.Минутка чистописания.
Учитель: Возьмите ручку, и все вместе в воздухе напишем слово ручка. Повторяйте за мной.
Учитель: Скажите пожалуйста ребята, что значит слово «ручка»?
Ученики: Ручка –дверная, ручка- пишем, ручка- часть мебели.
Учитель: Как вы думаете, почему слово одно, а значений столько много?
Как могут называться такие слова?
Ученики: Такие слова называются многозначные.
Учитель: Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая будет тема урока, может быть вы догадались?
Ученики: Сегодня тема урока: «Многозначные слова».
Учитель вывешивает тему урока на доску.
3.Работа с текстом стихотворения.
Учитель: Прочитайте про себя стихо
творение которое написано у вас на листочке.
- Не жалейте пятачка,-
Говорит корова.
-Вы купите молочка-
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
-Нам по целой кружке! -
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
(А.Шибаев)
Учитель: Что интересного вы заметили в этом стихотворении?
Ученики: Слово «пяточки» повторяется несколько раз.
Учитель: Что значит слово «пятачки» в этом стихотворении?
Ученики: «Пяточок» -монета и «пяточок» -нос поросенка.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, где мы можем проверить, верно ли мы понимаем значение слова?
Ученики: Мы можем проверить в словаре.
Учитель: Верно. Толковый словарь русского языка включает толкования и значения большинства русских слов, примеры их употребления в речи, различные грамматические сведения.
Словарь толкования слов позволит не только найти точное определение необходимого слова, но и узнать его дополнительные и переносные значения, ознакомиться с толкованием новых неизвестных слов, и, таким образом, улучшить свою письменную и устную речь, расширить словарный запас и кругозор.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. – один из самых популярных и полных словарей на сегодняшний день. Он был составлен в 1949 году известным лингвистом и лексикографом С.И. Ожеговым. Затем словарь неоднократно переиздавался и впоследствии был пополнен филологом и академиком РАН Н.Ю. Шведовой. Сегодня словарь включает более 70000 слов и представляет собой самый большой современный толковый русский словарь.
Мы с вами сегодня учимся находить многозначные слова, но в словаре встречаются и такие случаи, когда одно и тоже слово написано несколько раз и к каждому даётся толкование. Это будут уже не многозначные слова, но этот секрет русского языка вы узнаете немного позже…
4.Работа с толковым словарём в группах.
Учитель: Итак, предлагаю проверить себя правильно ли мы с вами определили значение слова «пятачок». Сейчас я вам раздам толковые словари, и вы поработаете вместе в группе.
В словаре очень много слов и искать нужное нам слово придётся долго, поэтому я вам сегодня немного помогла и положила закладку, где нужно открыть словарь. Найдите это слово, прочитайте его значение и приготовьтесь ответить на вопрос, что ещё можно сказать о слове пяточок?
Ученики: Пяточок
-чка, м. 1. Монета или сумма в 5 копеек. 2. Круглый кончик рыла у свиньи, кабана, медведя и нек-рых других животных- 3. перен. Маленькая круглая площадка, а также вообще тесное, ограниченное пространство (разг.). Вертолёт сел на бетонный п. Ютиться на пятачке. II прил. пятачковый, -ая, -ое (к 1 знач.).
Учитель: Молодцы! Итак, ребята, давайте подведём небольшой итог нашей работы. С какой интересной книгой мы сейчас работали?
Ученики: Мы сегодня работали с толковым словарем.
Учитель: Сколько значений у слова пятачок?
Ученики: У слова «пяточок» три значения.
Учитель: Какие слова называются многозначными?
Ученики: Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения.
Учитель: Молодцы!
Физ.минутка:
Учитель: Встаньте, пожалуйста, немножко отдохнём.
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно выпрямляем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
5. Закрепление.
Учитель: Ребята, сегодня на урок к нам пришёл очень умный ёжик.
Он приготовил вам задание на карточках. Найдите, соедините и подпишите пары многозначных слов.
Найди многозначные слова, соедини их линией и подпиши эти пары.
_______
_______
_______
_______
_______
_______
_______
_______
_______
_______
Взаимопроверка.
5. Рефлексия.
Учитель: Итак, ребята, подведём итог нашего занятия.
Как называлась тема нашего урока?
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какие слова называются многозначными?
Какое настроение было у вас сегодня на уроке?
Что больше всего понравилось? А что не понравилось?
Домашнее задание найти в толковом словаре 5 многозначных слов и записать в тетрадь.
Урок окончен. Спасибо за работу!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс Анализ заданий учебников русского языка 2 класса Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Похожие статьи:

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова

Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса

Участник №61 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Внеклассное занятие про насекомых, 1 класс
Опубликовано: 278 дней назад (1 марта 2016)
Просмотров: 2023
+2
Голосов: 4
ОЛЬГА ИВАНОВНА КОМОЛЬЦЕВА # 1 марта 2016 в 08:37 0
Урок хорош тем, что проходит в игровой форме. Однако, тему урока сообщает учитель, да и испльзование толкового словаря во 2 классе рановато!!! Нужно было толкование интерпритировать в соответствии с возрастом. В общем некоторые материалы из этого урока можно взять. Спасибо
Елена Валерьевна Черных # 1 марта 2016 в 13:58 0
Спасибо за отзыв! Тему урока сообщают ученики! smile
Оксана Михайловна Жидикина # 1 марта 2016 в 12:47 0
Добрый день, Елена Валерьевна.
Заглянула в гости к Вам на урок по русскому языку. Структура урока построена правильно. Цель и задачи выполнены полностью. Оформление грамотное. Примите мой первый голос. Спасибо.
Елена Валерьевна Черных # 1 марта 2016 в 13:58 0
Спасибо вам, Оксана Михайловна, за отзыв и голос!
Наталья Алексеевна Киселева # 7 мая 2016 в 18:46 0
Здравствуйте! Познакомилась с разработкой Вашего урока. Для урока взят интересный материал, много словарной работы, можно взять на заметку некоторые моменты.Но меня смущает этап - Рефлексия! В Вашем уроке соединены вместе два этапа- Рефлексия и Итог урока.Но я отдаю свой голос за Ваш урок. Спасибо!