Конкурсы для педагогов и детей

Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками

Из опыта организации исследовательской деятельности с младшими школьниками: знакомство с методами научного познания через игру
Автор: Горелова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЭБЦ, г. Комсомольск-на-Амуре

В основе любого общества лежит образование. На протяжении многих лет учащиеся были пассивными потребителями готовой информации, но общество постоянно развивается, и ему нужен гражданин нового типа, умеющий думать, анализировать, рассуждать. Образовательные учреждения всех типов должны работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования такой личности. Поэтому назрела необходимость найти новые пути для воспитания самостоятельной личности. Развитие такой личности возможно через исследовательскую деятельность. Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Поэтому уже в младшем школьном возрасте нужно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психологофизиологические особенности этого возраста, как целостное мировосприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Исследовательская деятельность младших школьников - это путь знакомства учащихся школы с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развитие мышления и познавательной самостоятельности, собственный творческий, исследовательский поиск учащихся.
Организация исследовательской деятельности с детьми – это кропотливый, но интересный процесс, требующий от педагога не столько знаний и умений, сколько желания и терпения. Ведь писать исследовательскую работу со всеми воспитанниками невозможно и приходиться оставаться после занятий в свое свободное время, чтобы работать с теми детьми, кто желает писать работу, а это уже половина успеха.
Вторым главным критерием успеха исследовательской работы с детьми является желаннее самого педагога. Пока дети маленькие педагог сам придумывает темы для исследовательских работ и конечно эти темы должны совпадать с желанием и интересами воспитанников и самого педагога. Написание исследовательских работ с ребятами дает педагогу возможность «убить двух зайцев»: во-первых, воспитанники учатся писать исследовательские работы и узнают много нового, а во-вторых, педагог занимается самообразованием, причем в более интересной и доступной для него форме. Эти знания пригодятся ему в работе.
Как правило, исследовательская работа – это алгоритм, выработав который из года в год можно писать с ребятами все более интересные и сложные работы, главное, чтобы в исследовательской работе ставились для младших школьников простые и доступные цели, например: научиться собирать и монтировать гербарий.
В процессе написания исследовательской работы младшие школьники осваивают методы научного познания, и педагог должен сделать все возможное, чтобы дети получали от этого удовольствие и радость. Научное познание отличается от обыденного познания целью, конечным результатом, методами и средствами своего получения, предметом познавательного интереса и спецификой субъектов, которые занимаются наукой. Целью научного познания является получение объективных знаний о реальности. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, они с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Поэтому элементы научного познания младшим школьником необходимо прививать в игровой и ненавязчивой форме. Автор статьи предлагает одну из таких форм – игра «Воронья охота» [1] (автор идеи Джозеф Корнелл): каждому воспитаннику выдается «Охотничий лист», пакет, белый лист бумаги, ручки, карандаши.
Охотничий лист
1. Перышко. 2. Семечко любого растения. 3. Семечко растения, принесенного ветром. 4. Колючка. 5. Животное или насекомое с защитной окраской. 6. Что-нибудь круглое. 7. Что-нибудь ворсистое или пушистое. 8. Что-нибудь острое. 9. Три предмета, относящиеся к мусору. 10. Что-нибудь совершенно прямое. 11. Что-нибудь красивое. 12. Что-нибудь совершенно бесполезное в природе. 13. Жеваный листок (но не тобой!). 14. Что-то, что может шуметь. 15. Что-нибудь важное для природы. 16. Солнечная ловушка (это все, что ловит солнечное тепло – камни, ветки и др.). 17. Что-нибудь мягкое. 18. Косточка. 19. Большая улыбка.

В течение 10-15 минут ребята собирают в парке или на пришкольном участке необходимые предметы, затем происходит рассмотрение, анализ и обсуждение собранных предметов.
С помощью данной игры педагог в игровой форме знакомит воспитанников с методами научного познания [2].
Эмпирические методы – наблюдение, сравнение, эксперимент. Эти методы содействуют открытию новых фактов, позволяют наглядно показать изменение свойств объекта, могут подсказать путь их логических обоснований.
• Наблюдение - это чувственное восприятие фактов действительности с целью получения знания о внешних сторонах, свойствах и признаках рассматриваемого объекта (пример из «Охотничьего листа»: семечко растения, принесенного ветром, животное или насекомое с защитной окраской, жеваный листок (но не тобой!).
• Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся в многократно воспроизводимом наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях (пример из «Охотничьего листа»: что-то, что может шуметь).
• Сравнение – установление сходства и различия явлений действительности (пример из «Охотничьего листа»: колючка, что-нибудь острое).
Теоретические методы:
• Анализ - логический прием, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности (пример из «Охотничьего листа»: семечко любого растения, семечко растения, принесенного ветром, перышко).
• Синтез - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого (пример из «Охотничьего листа»: что-нибудь важное для природы, что-нибудь совершенно бесполезное в природе).
• Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам (пример из «Охотничьего листа»: три предмета, относящиеся к мусору (валяются на земле), косточка, солнечная ловушка (это все, что ловит солнечное тепло).
• Обобщение как форма перехода от частного к общему. Имеет целью выделение общих существенных свойств, принадлежащих данному классу объектов (пример из «Охотничьего листа»: что-нибудь ворсистое или пушистое, что-нибудь мягкое).
• Метод восхождения от абстрактного к конкретному – движение теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета (пример из «Охотничьего листа»: что-нибудь совершенно прямое, что-нибудь красивое).
Таким образом, в процессе сбора предметов и обсуждения воспитанники научаются сравнивать, анализировать, конкретизировать, абстрагировать получаемую информацию, что и является началом вхождения их в мир науки.

Литература.
1. Дж. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. - Владивосток: ИСАР - Дальний Восток. - 1999.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия по экологии для младших школьников Экологический КВН в начальной школе Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий Экологические сказки для младших школьников

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе

Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса. Защита природы

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс | Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в летнем профильном лагере
Опубликовано: 786 дней назад (13 октября 2014)
Просмотров: 1551
+2
Голосов: 2
Татьяна Волкова # 13 октября 2014 в 19:29 +1
Доброго времени суток. Очень интересный способ познания окружающего мира через игру вы предлагаете своим детям. Так непосредственно вы развиваете наблюдательность и логическое мышление, голос.