Конкурсы для педагогов и детей

Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС

Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога как элемент самосовершенствования в условиях введения ФГОС нового поколения.
Автор: Горелова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД эколого-биологический центр г. Комсомольск-на-Амуре

За последние годы система образования претерпевает существенные изменения. Гуманизация педагогического образования, его гуманитаризация, дифференциация и демократизация сделали систему более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли объективные предпосылки для выбора педагогами индивидуально-образовательных маршрутов, которые бы наиболее полно отвечали их личностно-профессиональным потребностям и устремлениям. Таким образом, общая ориентация системы на личностно-профессиональное становление педагога способствовала практике проектирования индивидуального образовательного маршрута педагога как элемента самосовершенствования в условиях введения стандартов нового поколения
Педагогическая деятельность – это сложный, но интересный процесс. Педагоги работают по многу лет, знают свою образовательную программу «на зубок». Но при этом, возникает опасность эмоционального выгорания педагога, когда педагогический процесс становится не интересен. И не, потому что педагог разлюбил свою работу или воспитанники надоели, а в силу человеческой природы. Человеку постоянно необходимы впечатления, «встряски». Педагоги могут возразить, что уж с детьми «встрясок» хватает. Однако, заметим, что педагог решает, как правило, детские проблемы, а свое «эмоциональное состояние» отодвигает до следующего раза. И хорошо, если этот следующий раз «тряхнет» его поездкой в Америку, а не походом в поликлинику.
Основной защитой от эмоционального выгорания педагога и от однообразия педагогического процесса я считаю проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога, связанного с теми видами деятельности, которые «не дают педагогу скучать». Опять же, многие учителя и педагоги могут возразить, что «скучать» им совершенно некогда, что их «завалили» бумагами, отчетами, журналами. Но ведь это рутина, которая как раз и приводит к апатии. И в этой рутине каждому педагогу необходимо найти дело по душе, например, выбрать интересную тему самообразования и в свободное от «рутины» время заниматься ею, самосовершенствоваться.
Структура индивидуального образовательного маршрута педагога по теме самообразования включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания материала на основе литературных источников, передового педагогического опыта прошлых лет и современных веяний по теме вашего самообразования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания для реализации содержания темы самообразования);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Отметим, что проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога проходит по двум взаимосвязанным направлениям: первое направление – это когда педагог сам создает условия для своего самосовершенствования (походы в библиотеки, поездки на семинары, проведение своих семинаров, повышение квалификации и т.д.). Второе направление – это когда условия для самосовершенствования педагога создают окружающие его люди (коллеги, начальство, семья) и педагогу необходимо только разумно и полноценно пользоваться этим.
В проектировании моего индивидуального образовательного маршрута участвуют одновременно оба вышеназванных направления.
Приведу пример из своей педагогической практики.
Работая много лет педагогом дополнительного образования, я, как и многие педагоги готовила разнообразные, интересные занятия по краеведению, общалась с воспитанниками, мы ходили на экскурсии, в походы. По итогам семилетней работы мною было опубликовано авторское учебно-методическое пособие «Моя Малая Родина. Сборник творческих заданий по краеведению для младших школьников». Пособие используют как педагоги дополнительного образования на своих занятиях, так и учителя начальных классов в качестве рабочей тетради при реализации национально-регионального компонента на уроках «Окружающий мир», «Технология», «Литературное чтение» и др.
Через несколько лет педагогической деятельности сложившаяся система работы привела меня к определению очередной темы самообразования «Педагогические условия гражданского и патриотического воспитания младших школьников в процессе краеведческой деятельности». Я изучала литературу по данному вопросу, наблюдала за воспитанниками, делала записи. Моей целью было выяснить, возможно ли в младших школьниках воспитать чувство патриотизма и качества гражданина, по каким критериям оценивать сформированность гражданственности и патриотизма у младшего школьника, какие методы и методики для этого использовать и многое другое. Вопросов накопилось множество, а знаний и опыта не хватало. Поэтому я решила стать соискателем кафедры педагогики, где надеялась получить ответы на мои вопросы. Началась кропотливая, сложная, но интересная работа.
Всемирная электронная сеть Интернет позволяет мне выискивать интересные Всероссийские и краевые конкурсы, семинары, конференции в которых я постоянно участвую. Мне интересен сам процесс, когда пишется статья по теме самообразования, разрабатывается методическое пособие и отправляется по электронной почте организаторам. Процесс ожидания результата тоже захватывает. Я каждый день проверяю электронную почту и жду ответа. Конечно, бывают разочарования, но чаще всего мои ожидания оправдываются. Педагоги согласятся со мной, что хорошие результаты вдохновляют. Мало того, своими хорошими результатами я советую делиться с воспитанниками. Ребята умеют искренне радоваться за нас.
Еще один вид работы, который я считаю, интересным для педагога является обмен педагогическим опытом (организация семинаров, мастер-классов). Мы привыкли работать с детьми, учить их, и учиться с ними. Однако взрослая аудитория отличается своей эмоциональностью. Кроме того, с взрослыми вы можете решить те педагогические проблемы, задачи, которые волнуют вас. И здесь мы сталкиваемся со вторым направлением в проектировании образовательного маршрута педагога, когда вышестоящее руководство идет на встречу и оказывает помощь в организации данного семинара или мастер-класса. Так произошло в моей педагогической деятельности. Мне интересен вопрос интеграции общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента в начальной школе. Руководство моего учреждения включило данный семинар в план работы, и зимой 2010 года я встречалась с руководителями методических объединений начальных классов города по интересующему меня вопросу.
Выбрав тему самообразования, педагог не только исключает возможность своего эмоционального выгорания в педагогической деятельности, но и получает возможность использовать свои наработки в таких важных для педагогов аспектах профессии, как написание творческого отчета при аттестации, обобщение передового педагогического опыта, публикации статей в журналах, выпуск авторского пособия, выступление на семинарах и многое другое.
И еще один момент в жизни каждого человека я считаю важным – мечтать. Мечты могут входить в проектируемое образовательное пространство педагога. Говорят, мечтать не вредно. Вот и мечтайте. Я, например, домечталась до Америки. В марте 2009 года в составе пяти человек с Дальнего Востока я посетила США по проблеме экологического образования. Пробыв за океаном три недели, я запаслась впечатлениями, опытом, знаниями на несколько лет вперед.
Уважаемые учителя и педагоги. Все вы очень интересные люди и надеюсь, среди вас нет тех, кто случайно или нечаянно попал и находится в стране под названием Педагогика. Мы самый яркий пример для наших воспитанников. А пример есть лучший воспитатель.

Рекомендуем посмотреть:

Вступил ли в силу ФГОС? Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения ФГОС в ДОУ Оценивание и ФГОС

Похожие статьи:

Самообразование педагога

Сценарий новогоднего праздника с элементами нанайского фольклора для младших школьников | Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента на предмете «Окружающий мир»
Опубликовано: 786 дней назад (13 октября 2014)
Просмотров: 3499
0
Голосов: 2
Елена Николаевна Жмуренко # 4 ноября 2015 в 23:09 0
Очень полезная статья! Спасибо, Елена Валерьевна за ваш труд! Желаю вам успехов во всех начинаниях! Голосую!