Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Работа с открытой картинкой

Работа с картинкой – один из главных наглядных методов обучения детей с нарушением слуха
Автор: Лиманова Елена Вячеславовна, воспитатель МКДОУ д/сад компенсирующего вида "Лучики", Московская обл., г.о. Коломна.
Описание: Одним из самых часто используемых в работе с глухими детьми наглядных методов является работа с картинкой. Она играет важную роль в развитии речи глухих и слабослышащих детей – и при обогащении лексики, и при овладении грамматикой родного языка.
Назначение: Работа будет полезной педагогам, работающим со слабослышащими детьми.
Цель: Создание оптимального педагогического процесса.
Задачи:
- обучать использованию наглядного материала;
-формировать интерес к эффективному взаимодействию с воспитанниками;
-воспитывать последовательность и активность.

Педагогический процесс имеет свои закономерности и принципы. Наряду с общими принципами, специальная дидактика выделяет специфические принципы, необходимые в системе обучения глухих детей и отражающие ее специфику. Наиболее полно отражает специфику восприятия учебного материала глухими детьми принцип наглядности.
Для того, чтобы сформировать у детей представление о предметах, явлениях, действиях, заложить фундамент развития разговорной речи учителя-дефектологи и воспитатели на своих занятиях широко используют наглядные средства.
Принцип наглядности предполагает осуществление в учебном процессе связи чувствительного восприятия с мышлением. Наглядность всегда будет являться важнейшим средством обучения детей с нарушением слуха. Реализация принципа наглядности осуществляется благодаря использованию различных средств наглядности: иллюстраций, демонстраций, практических работ. Большое значение имеет наглядность при формировании навыков и привычек культурного поведения в обществе, за столом, в театре, на улице, в транспорте и в других местах. Этот вид наглядности особенно важен при обучении глухих детей, так как вырабатывать правильную форму поведения достаточно сложно, не опираясь на пример. Наглядность обогатит и уточнит представления учащихся, снимет искажения. Особенно это важно при работе со словесным материалом, который из-за речевого недоразвития осмысливается недостаточно. Слово учителя, подкрепленное наглядным изображением предмета или явления, осмысливается глубже, запоминается прочнее. Словесный материал для чтения в соединении с наглядностью становится доходчивее, понятнее, а, следовательно, и решение образовательных и воспитательных задач осуществляется качественнее.
Работа с картинкой
Одним из самых часто используемых в работе с глухими детьми наглядных методов является работа с картинкой. Она играет важную роль в развитии речи глухих и слабослышащих детей – и при обогащении лексики, и при овладении грамматикой родного языка.
В работе с картинкой взрослому важно выяснить, что самостоятельно видит каждый ребенок на предложенной картинке и как он осмысливает изображенную ситуацию.
Для того чтобы дети самостоятельно разобрались в изображении, им необходимо самим включиться в ситуацию, а это достигается перевоплощением детей в соответствующее лицо. Дети сами должны показать взрослому, увидели ли они вообще кого-то на картинке или они обратили внимание совсем на другое. Например, вместо девочки, играющей в мяч, внимание одного ребенка может привлечь клумба с цветами, другого бант на голове у девочки, кто-то обратит внимание на красное платье и т.д.
Руководя восприятием детей, взрослый предлагает им поиграть в то, что «тут нарисовано», «Как будем играть?» «Что тут (в групповой) будет?» Взрослый выясняет у каждого: «Кто ты? А ты кто?» Ребенок может назвать себя мальчиком, мишкой, птичкой, может назвать свое имя. Это значит, что дети еще не вошли в ситуацию задания. Взрослый обращает внимание детей на картинку и спрашивает: «Тут мальчик? Где тут мальчик? А мишка где?» Дети переключаются на картинку и выбирают себе соответствующую роль; кто-нибудь один становится девочкой, отождествляя себя с девочкой на картинке, остальные ребята становятся зрителями.
Если «героиня» сама не начинает играть с мячом (натуральным или воображаемым) и если никто из детей не подскажет ей, что она должна делать, взрослый создает «провокационную ситуацию». Он сажает девочку на ковер и спрашивает у всех: «Тут (показывает на картинку) девочка сидит?» Конечно, дети протестуют, и «героиня» тоже. Кто-то может сказать: «Играет!», кто-то: «Мяч», кто-нибудь: «Играет в мяч!». «Героиня» начинает демонстрировать действие, изображенное на картинке. Желая получить полный ответ от всех детей, взрослый спрашивает вновь: «Девочка сидит?». Самостоятельно или с помощью табличек дети дают разные по полноте ответы. Правильные ответы поддерживаются взрослым, он привлекает к говорящему внимание всех детей, которые проговаривают фразу сопряженно с ним. Если дети пользуются нераспространенным предложением («Девочка играет»), взрослый вновь прибегает к альтернативным вопросам: «Девочка играет с куклой? С шаром?»
В процессе демонстрации действия по данной картинке взрослый спрашивает у детей, играет девочка в мяч, стоя на месте или бегая. Дети предлагают свои варианты, выходя из-за стола: кто-то играет в мяч, бегая, кто-то ходит и бросает мяч в воздух, кто-то стоит на месте. Все варианты одобряются взрослым. Взрослый спрашивает у ребенка, играющего роль девочки: «Девочка, как тебя зовут?» Если в данный момент в этой роли выступает девочка, а не мальчик, она может назвать свое имя. Взрослый уводит ее от узкоконкретного восприятия ситуации: «Тебя зовут Света. А эту девочку как зовут?» С помощью других детей девочке на картинке дается имя, его присваивает себе и «артистка», которая, в конце концов, на вопрос: «Как тебя зовут?» отвечает: «Наташа».
Взрослый выясняет, что находится вокруг девочки. Глядя на картинку, дети находят место цветам, траве, качелям, дому и т п. В зависимости от возраста и уровня развития детей, а также от поставленных задач, у детей можно спрашивать, какое время года изображено на картинке, почему дети так думают и т.д.
Что происходит с детьми при данной организации работы? Прежде всего, дети постоянно активны и в поведении, и в формах выражения смысла, они любыми средствами проявляют свое понимание ситуации. Вопросы, которые задаются детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, слов. Взрослый не навязывает правильный вариант высказывания, а постоянно поддерживает верные варианты высказываний, рождающихся у детей, и тем самым укрепляет веру детей в свои возможности. Кроме того, дети именно в такой работе замечают персональный характер высказывания, его выразительность (хотя высказывается иногда только одно слово, например «мяч» или «играет»), поскольку каждый при такой организации сохраняет собственную манеру поведения. Когда взрослый активизирует воображение детей, они получают новые впечатления. Таким образом, слово насыщается опытом и тем самым становится если еще не обобщением, то, во всяком случае, общим для всех этих ситуаций словом.
Таким образом, роль взрослого состоит не в передаче детям готовых мыслей, слов и грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества и осуществления детьми маленьких «открытий».
Драматизация изображений расширяет кругозор детей, обогащает их представления. Оречевление каждой ситуации происходит в пределах того словаря и тех грамматических средств, которые соответствуют уровню развития каждой группы детей, каждого ребенка.
В результате большого опыта «чтения» ситуаций, восприятия, работы в реальных ситуациях и по их изображениям дети приобретают словарь, который они хорошо понимают в самых различных комбинациях и грамматических конструкциях. На первом этапе обучения слово, текст вырастают из понимания и оречевления ситуации. Слово не только фиксирует ситуацию, но и переводит воспринимаемую детьми конкретную реальность на уровень обобщения. В процессе работы у детей активно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и слово также поднимает понимание детьми ситуации на более высокий уровень – уровень общения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
Конспект рассказывания в подготовительной группе по сказке "Три медведя" | Психологические особенности личностного развития детей с нарушенным слухом
Опубликовано: 3066 дней назад (3 декабря 2015)
Просмотров: 1035
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!