Конкурсы для педагогов и детей

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с проявлениями двигательной одаренности

Психолого-педагогическое сопровождение – это особый вид помощи или поддержки ребенку, обеспечивая его развитие в условиях образовательного процесса
Полноценное развитие ребенка на всех ступенях жизни складывается из двух составляющих:
- реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
- реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Двигательная одаренность детей определяется как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности. Целью психолого педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с проявлением двигательной одаренности является создание в дошкольном образовательном учреждении условий для индивидуального развития способностей: 1) привлечение специалистов по физической культуре и спорту разного и узкого профиля, 2) учёт особенностей разных свойств темперамента детей в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Первый этап работы психолого-педагогического сопровождения – диагностический. Инструктор по физической культуре и служба психолого-педагогического сопровождения (воспитатели, медицинский работник, социальный педагог и психолог) дошкольного образовательного учреждения выявляют детей с проявлением двигательной активности. Инструктор по физической культуре с помощью тестов на определение уровня физической подготовленности (Березина Н.О., Лашнева И.П., 2003) выявляет ведущие физические качества детей. Помогает ему в этом медицинский работник, определяя тип телосложения по антропометрическим показателям (рост и вес ребенка). Тем самым мы можем провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности, проявление приоритетных ведущих физических качеств у детей с их природными задатками. Успешность деятельности спортсмена подчас прямо зависит от его антропометрических особенностей, генетически предопределенных (например, роста в баскетболе, волейболе); типа телосложения в гимнастике, фигурном катании и т. д.. Так, какими бы двигательными способностями ни обладал человек (силой, резкостью движений), без большого веса и роста высоких результатов в метании ему не достичь. И наоборот, небольшой вес и рост являются важными компонентами одаренности гимнаста.
Социальный педагог с помощью анкетирования выявляет родителей, имеющих спортивное образование, спортивные разряды, семьи, ведущие здоровый и активный образ жизни, для дальнейшего привлечения их в образовательный процесс физического воспитания и оздоровления детей дошкольного учреждения. Также социальный педагог и психолог выявляют способности детей дошкольного возраста путем применения следующих методик для родителей, педагогов и специалистов ДОУ:
1)методика «Способности вашего ребенка» (модифицированный вариант анкеты Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякушина).
2)анкета на выявление артистических способностей детей Лосевой А.А..
Все полученные результаты обобщаем, подводим итоги по данному диагностическому этапу, выделяем группу детей, имеющих двигательную одаренность или имеющих задатки к проявлению её. Педагоги и родители должны суметь рассмотреть все особенности ребенка, выявленные на данном этапе и определить его способности и предрасположенность к тому или иному виду спорта.
На втором информационном этапе организуется подбор методических материалов в работе с детьми, проявляющими двигательную одаренность, привлечение родителей к совместной работе, тренеров различных видов спорта, хореографов.
Третий этап – подготовительный. Он направлен на дальнейшее физическое развитие и спортивное совершенствование двигательных знаний, умений и навыков детей по индивидуальному для каждого ребенка маршруту. Четвертый, развивающий, этап направлен обеспечение гармонии личности и интеллекта двигательно одаренных детей. Это этап организуется под четким взаимодействием инструктора по физической культуре и психолога. Сущность любого вида спорта заключается в соревновании. Уже в дошкольном возрасте им приходиться выступать в различных спартакиадах, конкурсах и фестивалях различного уровня в командном и личном зачете. Психологически соревнование характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого спортивного результата в регламентированных правилами условиях борьбы с другими детьми. Соревнование – это важный и ответственный момент в жизни спортивно одаренных детей, где подводятся итоги, оценивается уровень спортивной подготовки спортсменов, что, безусловно, является стрессовым фактором. В своей практике приходилось наблюдать такую картину, когда на учебно-тренировочных физкультурных занятиях дети выдают отличные результаты, а на соревнованиях – далеко не самые лучшие. Причиной является психоэмоциональное напряжение, которое возникает в виде сильного волнения, тревоги или страха. Чтобы сделать из двигательно одаренных детей спортсменов, нужны систематические тренировки, отработанная техника, сила, выносливость. Но, также не менее важны и психологические качества – целеустремленность, настойчивость, терпение, уверенность в себе. А еще важны – правильный настрой, концентрация внимания, умение управлять эмоциональным состоянием. На этом этапе происходит изучение лично-волевой сферы детей. Уделяется большое внимание психологической подготовке детей к предстоящим городским спортивным мероприятиям соревновательного характера. Выявляются дети тревожные, эмоционально неустойчивые. С этими детьми психолог проводит специальные занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы. Также со всеми детьми с проявлением двигательной одаренности одного паспортного возраста организуются специальные занятия на сплочение детского коллектива. Так как это могут быть дети из разных групп, и оказавших в одной команде, они могут испытывать дискомфорт. Новая стрессовая обстановка в условиях соревнований, новые товарищи могут неблагоприятно повлиять на успешность детей. Чтобы дети комфортно чувствовали себя в условиях соревнований, чтобы их ничего не отвлекало, нужно адаптировать их к новой среде: познакомить с условиями проведения соревнований путем привлечения детей с их семьями на городские массовые спортивные мероприятий «Кросс нации», «Лыжня России», «Семейный стадион»; со спортивными сооружениями города путем организации экскурсий.
На пятом этапе
происходит осуществление контроля за процессом, качеством и сроками работы с детьми, проявляющими двигательную одаренность.
Вывод – психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с проявлением двигательной одаренности направлено на дальнейший их успех в спорте. Успех в спорте, как и в других видах деятельности человека, зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процессов обучения, воспитания, тренировки, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных, психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента занимающихся.

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая викторина для детей 10-14 лет Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста" Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа
Развивающая среда образовательного учреждения
Опубликовано: 898 дней назад (26 июня 2014)
Просмотров: 2491
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!