Конкурсы для педагогов и детей

Мастер-класс для школьников. Нетрадиционное рисование: Кляксоцветография «Одуванчик»

Мастер-класс «Коллаж «Одуванчик» с использованием техники кляксоцветографии»
Автор: Максимова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования ГАУДО РК "РЦДО", г. Сыктывкар, Республика Коми.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей от 8 до 15 лет, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей.
Назначение: Подготовка украшения интерьера, подарка.
Цель: Изготовление коллажа "Одуванчик".
Задачи:
обучающие:
приобретение художественных знаний, умений и навыков в области графики, живописи и декоративно-прикладного искусства;
формирование навыков работы с различными материалами и инструментами;
развивающие:
развитие творческой фантазии, образного мышления, связанного с силой зрительного восприятия, памяти и образного воображения (посредством использования нетрадиционных техник рисования);
развитие активности, наблюдательности, сосредоточенности, аккуратности детей;
воспитательные:
воспитание навыков культуры общения, умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.

Материалы, необходимые для работы (Рис. 1):
Ватман белый формата А4, А3, А2.
Картон цветной формата А3 или А2.
Калька папирусная.
Кусочки цветных флизелиновых обоев.
Карандаши простые В, В2.
Чернографитные карандаши В2.
Гуашь белая.
Тушь черная.
Набор акварельных красок.
Набор акварельных цветных художественных карандашей.
Шариковые ручки – красная, синяя.
Кисточка круглая синтетическая №5.
Палочка для коктейлей.
Нить «Ирис».
Клей-карандаш.
Клей ПВА.
Ножницы.
Скрепки металлические.
Крупа манная – 1 столовая ложка.

Рис.1. Материалы, необходимые для работы.

Воображение и фантазия – важнейшая сторона жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека, которая нуждается в особой заботе в плане развития. Особенно интенсивно развивается воображение в возрасте от 8 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Одной из интереснейших нетрадиционных техник, помогающей отрабатывать навыки работы красками и кистью, формированию умения передавать силуэтное изображение, является сочетание коллажа и кляксографии, который может дать изрядную пищу детскому воображению. Техника кляксографии считается очень простой, применяется она в основном при работе с дошкольниками, однако долгие годы моей педагогической практики показали, что она вполне может быть модифицирована и для обучения основам изобразительной техники детей младшего и среднего школьного возрастов.
Пошаговый процесс выполнения работы:
Берем плотный ватман альбомного формата и разводим немного краски (тушь черного цвета) - до жидкого состояния. Окунаем в нее кисточку, и капаем на середину листа хорошую такую, «с горкой», кляксу (Рис. 2. Шаг 1).

Рис.2. Шаг 1.
Затем начинаем дуть на кляксу из коктейльной трубочки – сверху, сбоку. Получаются этакие красочные брызги, похожие на кусты и деревья. Таких клякс делаем 10-20 штук (Рис. 3. Шаг 2).

Рис. 3. Шаг 2.
А еще мы используем для получения оригинальных клякс небольшой кусочек нитки «ирис» (Рис. 4. Шаг 3).

Рис. 4. Шаг 3.
Складываем ее вдвое и окунаем получившуюся петлю в баночку с тушью (Рис. 5. Шаг 4).

Рис. 5. Шаг 4.

Вынимаем нитку и аккуратно укладываем ее на бумагу. Сверху на нитку кладем еще один лист и (очень аккуратно!) проворачиваем его по часовой стрелке. Снимаем лист, убираем нитку – у нас в руках два абстрактных рисунка (Рис. 6. Шаг 5).

Рис. 6. Шаг 5.
Вот таких затейливых клякс делаем еще 10-20 штук. Начинаем рассматривать их и фантазировать.
Если выразительности образа мешают некоторые потеки туши – закрашиваем их белилами. Даем листам хорошо просохнуть и отбираем 5-6 наиболее оригинальных клякс (Рис. 7. Шаг 6).

Рис. 7. Шаг 6.
Каждый отобранный рисунок копируем на 2-3 тонких листа пишущей бумаги на аппарате «Ксерокс». Нет его поблизости – сканируем выбранные рисунки и распечатываем в нужном количестве на принтере (Рис. 8. Шаг 7).

Рис. 8. Шаг 7.
Из листов вырезаем понравившиеся образы, но не по контуру, а убирая ненужные уголки бумаги, чтобы получилась одна выразительная клякса в нескольких вариантах (Рис. 9-10. Шаг 8).


Рис. 9-10. Шаг 8.
Берем ватман формата А2 и выкладываем на него свои кляксы. Вертим их в разных направлениях, изучаем, создаем из них композицию. Используем тактику коллективного «мозгового штурма» (Рис. 11. Шаг 9).

Рис. 11. Шаг 9.
Кляксы нужно двигать от центра листа или, наоборот, к центру, уравновешивая детали на поле бумаги. Приклеиваем осторожно к листу выбранные детали. Композиция готова (Рис. 12. Шаг 10).

Рис. 12. Шаг 10.
Приступаем к следующему этапу работы: отрезаем кусок кальки примерно на 3-4 сантиметра больше по размеру, чем наш ватман (Рис. 13. Шаг 11). Хорошо, если есть специальная папирусная калька. Если же у нас только глянцевая, то необходимо немного ошкурить ту ее сторону, которой она прикладывается к листу бумаги.

Рис. 13. Шаг 11.
Затем обворачиваем калькой наш рисунок, закрепляем скрепками (Рис. 14. Шаг 12).

Рис. 14. Шаг 12.
Теперь тщательно и терпеливо обводим карандашом В2 нашу композицию из клякс синей шариковой ручкой (Рис. 15. Шаг 13).

Рис. 15. Шаг 13.
После этого снимаем кальку и переворачиваем ее (Рис. 16. Шаг 14).

Рис. 16. Шаг 14.
Мягким грифелем натираем обратную сторону кальки по контуру рисунка (Рис. 17. Шаг 15).

Рис. 17. Шаг 15.
Выбираем цвет фона рисунка: прикладываем нашу кальку к листу белого ватмана, а затем – зеленого, светло-желтого, голубого. Закрепляем кальку на выбранном ватмане скрепками и красной шариковой ручкой (чтобы ребенку было видно, где переведено, а где – нет, если он зачем-то прервет работу) переводим на него нашу композицию (Рис. 18. Шаг 16).

Рис. 18. Шаг 16.
Теперь снимаем скрепки и убираем кальку (Рис. 19. Шаг 17).

Рис. 19. Шаг 17.
Получившийся карандашный рисунок раскрашиваем тонкой кистью – акварелью, гуашью, либо акриловыми красками (Рис. 20. Шаг 18).

Рис. 20. Шаг 18.
Используем также сухие акварельные карандаши (Рис. 21).

Рис. 21. Сухие акварельные карандаши.
Рисуем как цветными карандашами, а после - размываем водой и получаем рисунок акварелью легко и быстро. Стараемся брать с первого раза достаточное количество воды на кисточку, чтобы не оставить капель и не заехать на другой цвет, размазав его.
Нельзя размывать все цвета сразу, потому что получится грязно и некрасиво. Рисунок нужно размывать по частям - вначале светлые участки, а потом темные, или наоборот.
При растушевывании кисточкой цвет становится ярче, поэтому для получения бледного оттенка штрихуем без нажима, неярко, и тогда с водой получается как раз тот цвет, что нужен (Рис. 22. Шаг 19).

Рис. 22. Шаг 19.
Эффект рамы создаем с помощью разноцветных обрывков тисненых итальянских флизелиновых обоев. Подбираем цветовую гамму тех цветов, которые использованы на рисунке: например, зеленый, коричневый, желтый, бордовый, голубой (Рис. 23).

Рис. 23. Обрывки тисненых итальянских флизелиновых обоев.
В первую очередь, на рамку укладываем кусочки обоев разной текстуры цвета фона рисунка – чтобы была связь рамки и фона (например, белого, если использован белый ватман), желательно, с закругленными контурами. Затем – кремовые, охристые. Бордовые кусочки поддержат композицию рисунка маленькими пятнами (Рис. 24. Шаг 20).

Рис. 24. Шаг 20.
Для акцента отдельных деталей рисунка используем манную крупу. Наносим кисточкой точечки густого клея ПВА на «самолетики-пушинки» цветка. Затем ложкой посыпаем клей сверху. Не приклеившуюся манку убираем, аккуратно тряхнув листом над урной. И коллаж «Одуванчик» готов. (Рис. 25. Готовая работа. Пример 1).

Рис. 25. Коллаж «Одуванчик» (Готовая работа. Пример 1).
Можно и пофантазировать над оформлением готовой работы. (Рис. 26-27. Готовая работа. Пример 2. Пример 3).

Рис. 26. Коллаж «Одуванчик» (Готовая работа. Пример 2).

Рис. 27. Коллаж «Одуванчик» (Готовая работа. Пример 3).
Заканчивая мастер-класс, хочу сказать, что использование нетрадиционных техник в обучении детей основам изобразительного искусства отвечает основным педагогическим задачам: помогает формированию эстетики окружающей ребенка среды, стимулированию его творчества, подготовке к жизни в социуме. В предлагаемой на Ваш суд работе мы учитываем, что для детей 8-15 лет характерны обостренное чувство красоты и природосообразность.
Готовую работу можно использовать для украшения интерьера или в подарок.
Работы обучающихся с использованием техники кляксоцветографии:

"Ёлочка". Елена С., 12 лет.

"Водоворот". Диана Б., 11 лет.

"Жизнь простейших в океане". Елена С., 12 лет.

"Зоопарк". Алена П., 12 лет.

"Клюква на болоте". Ксения П., 13 лет.

"Морское дно". Дарья Ч., 14 лет.

"Полет фантазии". Виолетта К., 10 лет.

Рекомендуем посмотреть:

Рисование в технике Кляксография в средней группе детского сада Мастер-класс по рисованию кляксография "Забавные животные" Рисование в нетрадиционной технике + полуобъёмная аппликация Конспект НОД. Художественное творчество. Средняя группа

Похожие статьи:

Кляксография в детском саду

Участник №40 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Использование нетрадиционных методов, приемов и техник рисования в обучении детей основам изобразительного искусства
Опубликовано: 151 день назад (12 июля 2016)
Просмотров: 483
+12
Голосов: 12
Татьяна Викторовна Стрелкова # 12 июля 2016 в 17:17 +2
Результат просто класс.Голосую.
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:02 +3
Спасибо!
Валентина Николаевна Разумова # 12 июля 2016 в 17:25 +5
Оригинальное решение. Очень необычно и трудоёмко, на мой взгляд. Но тем не менее у детей интересные работы. Спасибо за креативный мастер-класс, Елена Владимировна.
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:02 +3
Спасибо, Валентина Николаевна!
Светлана Михайловна Киселёва # 12 июля 2016 в 18:42 +4
Здравствуйте Елена Владимировна! Как у Вас все подробно и аккуратно)))).Хочется сказать, что кляксография очень привлекает детей, потому что в процессе рисования в могут добавиться элементы, которые оживят рисунок по своему)))
А в том , что при создании таких композиционных решений у детей развивается и мышление и художественное воображение, Ваша заслуга! Прекрасный мастер-класс! ГОЛОСУЮ!
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:04 +3
Спасибо, Светлана Михайловна! Ваш комментарий дает мне стимул для дальнейшей творческой работы.
Мельникова Ольга Юрьевна # 12 июля 2016 в 19:05 +4
Пробовали сделать с дочкой, очень понравилось. Спасибо за идею.
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:05 +3
Ольга Юрьевна! Удачи Вам в освоении данной технологии!
Ольга Васильевна Яковлева # 12 июля 2016 в 19:56 +3
Здравствуйте, Елена Владимировна. Мне очень понравился Ваш МК! Детские работы великолепны! Действительно, очень длительный и трудоемкий процесс, но результат впечатляет! Спасибо за МК! Творческих успехов! голос
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:06 +3
Спасибо, Ольга Васильевна!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 13 июля 2016 в 14:02 +4
Уважаемая Елена Владимировна! Не знаю, вы художник по призванию или по образованию, но абстрактные работы (ваши и детей) смотрятся великолепно. Свои впечатления вам удаётся отображать на бумаге и делиться со зрителями красотой и величием своего внутреннего мира. Техника, в которой вы работаете непроста, она захватывает своей непредсказуемостью и удивительными возможностями. Предложенные картины выполнены с любовью и необычайно выразительны. Морская стихия, природа - все работы восхищают и умиротворяют. Желаю успехов! Примите голос!
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:07 +3
Огромное спасибо Алла Абдулмеджидовна за добрые, теплые слова!
Елена Юрьевна Деришева # 13 июля 2016 в 17:54 +2
Елена Владимировна, спасибо за идею. Мастер класс подробно описывает все этапы изготовления коллажа с использованием техники "кляксография". Замечательные работы детей. Творческих успехов и новых идей. Голос.
Елена Владимировна Максимова # 14 июля 2016 в 14:08 +3
Спасибо, Елена Юрьевна!
Антонина Александровна Метлицкая # 16 июля 2016 в 23:32 +3
Очень творческий позитивный мастер-класс с «кляксографией

Ярко, красочно, пошагово!
Прям одно удовольствие смотреть на работы детей! Спасибо,Елене Владимировне!
Елена Владимировна Максимова # 19 июля 2016 в 16:12 +3
Спасибо, Антонина Александровна! Рада за такую оценку моей работы.
Светлана Анатольевна Афанасьева # 17 июля 2016 в 05:52 +2
Необычно.Кропотливая работа, требующая усидчивости. Развивает креативность мышления, творческое воображение.Спасибо,за подробную инструкцию,:).Успехов Вам в творчестве!
Елена Владимировна Максимова # 19 июля 2016 в 16:15 +3
Большое спасибо, Светлана Анатольевна!Надеюсь, что мои разработки помогут Вам в работе.
Елена Николаевна Залужная # 19 июля 2016 в 18:01 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна! Необычно! Нетрадиционно!Творчески! Кляксографию не очень люблю, скажу честно, а вот "ниточные" рисунки обожаю, дети фантазируют, мечтают,дорисовывают. Мне понравилась техника изготовления рамки для рисунков из кусочков флизелиновых обоев.Обязательно возьму в копилочку. Интересные работы детей, особенно удивила "Клюква на болоте" - здорово! Успехов Вам и ребятам в творчестве! Примите голос!
Елена Владимировна Максимова # 7 августа 2016 в 20:36 +1
Огромное спасибо за Ваш отзыв и за голос!
Наталья Ивановна Маркина # 19 июля 2016 в 22:08 +2
Добрый вечер, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение на МК. Очень интересная техника кляксография, действительно здесь без воображения и фантазии не обойтись! Красивые,оригинальные работы детей. Творческих Вам успехов! Примите голос!
Елена Владимировна Максимова # 7 августа 2016 в 20:39 +1
Большое спасибо! Мне Ваши работы тоже очень нравятся! С предвкушением жду Ваши новые работы!
Лозинская Надежда # 15 августа 2016 в 13:31 0
Здравствуйте, Елена Владимировна! Ваши работы просто потрясающие!!! Кляксография, как один из способов нетрадиционного рисования прекрасная возможность для развития детской фантазии. Представленный нашему вниманию мастер-класс выполнен очень профессионально, и заслуживает наивысшей оценки. Очень подробно описан каждый шаг, иллюстрации к выполнению вашей работы замечательные. Описанная вами работа очень трудоемкий труд, требующий усидчивости . Большое Вам спасибо.
Елена Владимировна Максимова # 20 августа 2016 в 18:34 0
Большое спасибо, Надежда, за добрые слова!