Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированной НОД для детей старшей группы детского сада. Матрёшки

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Путешествие в страну матрешек».




Автор работы: Максимова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ д/с №321 Советского района г.о. Самара.
Описание: Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну матрешек». Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста (старшая или подготовительная группы), педагогов, родителей.
Цель:
- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;
- учить создавать образ матрешки;
- расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении матрешки.
Воспитательные:
- формирование патриотического воспитания старших дошкольников;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.
Материалы: заготовка деревянной матрешки с подставкой, гуашь, кисточки, бумага для декупажа или скрапбукинга,трафареты платка матрешки, фломастеры, ножницы, клей.
Ход НОД.
Воспитатель:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы –
Дети: - ...(Матрешки) (Показ матрешек)
Воспитатель: Правильно ребята, эти сестрички- матрешки. Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну матрешек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите – вот страна матрешек. Как их много! Ребята, что такое матрешка?
Дети: Кукла, которые складываются друг в друга.

Воспитатель:Правильно, ребята. Матрешка – это русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. (Показ иллюстраций и фигурок матрешек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (показ картинки)

Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Деревья спиливали, очищали от коры, пилили на бревна, высушивали, делали заготовки будущей матрешки. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…. (Показ картинок)


Затем начинают роспись матрешек.

Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? Кто-то увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена! Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Это дело не простое!!! Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
- Всякий мастер сам себе дивиться».

Воспитатель : Ребята, оглянитесь, в этой стране живут разные матрешки. (Показ иллюстраций каждого вида матрешек).
1. Тверская матрешка. Это сказочная и интересная матрёшка, куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие.
2. Семёновская матрёшка. Ягоды и листья собраны в букеты, которые матрешки держат в руках. Её особенности: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
3. Полхов- Майданская матрешка.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У этой матрешки из под платка обязательно видны кудри.
4. Сергиево-посадская матрешка
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.

Физминутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Входит МАТРЕШКА
Воспитатель: Погляди скорее- щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькая крошка – русская матрешка!

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас в моей «Стране Матрешек» Меня зовут Матрена. А Вы откуда? А как называется страна, в которой вы живете? А что вы умеете? А стихи можете рассказывать?
Дети рассказывают стихи.
1-ый ребенок: Подарили Маше Матрешку — нету краше!
Вся такая ладная: яркая, нарядная!
Интересно с ней играть, можно даже открывать.
2-ой ребёнок: Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво!
Матрешка: А какие знаете потешки?
Дети:
1-ый: Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
2-ой ребенок: Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
3-ий ребенок: Очень любите, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам придут! .

Матрешка: Ребята, у меня к вам большая просьба: у меня есть сестрички, которых нужно собрать, поможете мне?
Разрезные матрешки (собирание матрешек по парам)



Матрешка: А сейчас, ребята, приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в "мастерскую").

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Давайте превратимся в настоящих мастеров.

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Мы будем украшать фигурки матрешек. Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа. (Звучит русская мелодия).
1.Берем заготовки деревянной матрешки, гуашь, кисточки, и начинаем тонировать (оставляем место для лица).



2.Пока сохнет гуашь, берем трафарет платка, обводим на бумаге и вырезаем его. Так же вырезаем цветы для украшения фартука матрешки.

3. Рисуем фломастерами лицо и руки матрешки.


4.Украшаем фартук матрешек цветами.

5.Устанавливаем на подставку.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.




Воспитатель: А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Матрешка: - Ребята, что нового вы сегодня узнали о матрешках?
- Что больше всего запомнилось? Я Вам дарю подарки от души! (Матрешка дарит детям пряники в виде матрешек).

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Физкультурно-оздоровительное занятие с элементами Хатха-Йога для детей разновозрастной группы (4-7 История происхождения матрёшки Конспект НОД во второй младшей группе с использованием ОТ Конспект НОД по математике в средней группе

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Участник №72 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Аппликация из бумаги - Рыбка» | Поделка Дед Мороз из ватных дисков для детей поэтапно с фото
Опубликовано: 2669 дней назад (7 декабря 2016)
Просмотров: 10362
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 7 декабря 2016 в 19:08 +1
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Занятие впечатляет своей предварительной работой. Это и заготовки из фанеры, и платки, найденные и вырезанные из бумаги детали - трафареты, музыка и пряники - матрёшки. Всё занятие выдержано в едином народном стиле. Яркие, последовательные фотографии придают работе убедительности и колорита. Наглядность и участие в работе - лучший способ воспитания патриотизма. Хорошо представлена история создания игрушки и оформление материала. Примите голос и наилучшие пожелания!
Наталья Косарева # 10 декабря 2016 в 14:21 +1
Добрый день, Елена Владимировна! Очень интересное занятие, материал вы подаете опираясь на историю зарождения матрешки.
Голос!
Удачи!